Банкострахование: тенденции развития в Республике Беларусь и зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рыночной экономике значительно возросла роль сотрудничества банков и страховых компаний. Под влиянием усиления роли банков в экономике страны появились новые сферы деятельности для страховых компаний. Очень важную роль в прогнозировании и предупреждении потерь банка играет распределение риска, а также передача его на страхование.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..... 5
Теоретические основы банкострахования…………………………………... 7
1.1 Понятие и формы банкострахования…………………………………….… 7
1.2 Общие характеристики продуктов банкострахования……………….....… 16
Практика организации банкострахования………………………………...… 20
2.1 Особенности банкострахования в зарубежных странах………………..… 20
2.2 Развитие банкострахования в Республике Беларусь……………………… 28
Перспективы развития банкострахования в Республике Беларусь……...… 34
Заключение………………………………………………………………….….... 38
Список использованных источников……………………………..……….…… 40
Приложение А. Элементы системы банковского страхования……………….

Приложение Б. Перечень видов добровольного страхования, по которым предоставляются скидки……………………………………... 42

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ОБЩАЯ.docx

— 367.90 Кб (Скачать)

    Мотивы  участия банков  в страховании:

  • Получение дополнительных комиссионных в условиях снижения процентной ставки;
  • удержание постоянных клиентов;
  • наращивание кредитных ресурсов за счет привлечения резервов страховых компаний;
  • использование таких активов как клиентская база и точки продаж;
  • диверсификация деятельности и расширение продуктового ряда с использованием новейших информационных технологий.

    Термин  банкострахование относится не только к специфической дистрибьюции страховых продуктов. Концепцию банкострахования формирует ряд факторов: юридические, финансовые, культурные и поведенческие особенности национальных рынков. Фактически не только комбинация этих характеристик способна объяснить различия и сходства в моделях банкострахования, применяемых в различных странах мира.  Зарубежный опыт свидетельствует, что  преобладает подобная модель распространения финансовых услуг в первую очередь на страховых ранках, представленных больше, чем на две трети премиями по страхованию жизни.

    Банкострахование  принимает различные формы в  разных странах в зависимости от демографического, экономического и юридического климата. Социодемографические условия определяют тип банкостраховых продуктов, экономическая ситуация определяет тенденцию сроков товарооборота, рыночных долей и пр., а юридические условия определяют сферу, в которой будет действовать банкострахование. Нет общего для всех стран опыта организации банкострахования. Успех деятельности банков по продаже страховых продуктов варьируется от страны к стране, доказывая влияние исторического фактора, сложности предлагаемых продуктов, уровня развития национального рынка страхования жизни, роли пенсионных систем и особенностей потребительского спроса.

    Экономическое сообщество склонно определять банкострахование как «вовлечение банков, сберегательных банков и строительных обществ (касс) в производство, маркетинг и распространение страховых продуктов». Однако на сегодняшний день смысл термина «bancassurance» фактически расширился от простого «использования страховщиком банковских каналов продаж» до более содержательного – «кооперация банковской, страховой и инвестиционной деятельности».

      В своей деятельности банки пользуются услугами страховых организаций, что обусловлено объективностью риска вне зависимости от рода деятельности предприятия. С учетом значимости банковского сектора экономики, особенностей банковской деятельности и постоянного расширения сферы деятельности банков сформировалась и развивается система банковского страхования. Элементы системы банковского страхования могут быть разделены на две группы. Первая охватывает объекты страхования и риски, общие для всех экономических субъектов. Ко второй группе относятся объекты и риски, обусловленные специфичностью банковской деятельности (Приложение А).

      Виды  страхования, которыми банки пользуются наряду с другими предприятиями и организациями:

  • страхование имущества предприятий;
  • страхование автотранспортных средств и автогражданской ответственности;
  • страхование сотрудников от несчастных случаев;
  • медицинское страхование, страхование пенсий;
  • другие виды личного страхования [9, c.43].

      Банковское  страхование, учитывающее  специфику банковской деятельности, включает:

  • страхование финансовых рисков (страхование депозитов, рисков непогашения кредитов, обеспечения кредитов, включая страхование жизни заемщика и страхование залога, страхование банка от простоя и др.);
  • страхование банков от преступлений (страхование от мошеннических действий персонала и третьих лиц, от электронных и компьютерных преступлений, от несанкционированных профессиональных действий сотрудников банка);
  • страхование профессиональной ответственности сотрудников банка [9, c. 42].

    В процессе сотрудничества банков и страховых  компаний можно выделить несколько  этапов, следуя которым партнеры развивают  свои взаимоотношения и впоследствии строят бизнес на основе принципов  банковского страхования. Анализируя опыт банковско-страховых объединений за рубежом и рассматривая тенденции действительности, авторами предлагается следующая классификация форм сотрудничества страхового и банковского бизнеса:

    на  начальном этапе сотрудничество ограничивается договорными отношениями относительно расчетно-кассового и депозитарного обслуживания и страхования банковских рисков – банк держит депозиты страховщиков; страховщик страхует имущественные и, возможно, финансовые риски банка;

    далее возможно сотрудничество в рамках распространения  собственно своих продуктов –  страховых продуктов по соглашению с банком через его сеть или, возможно, выдача кредитов клиентам страховщика  через его агентскую сеть; либо обе организации договариваются о совместном распространении  своих  продуктов;

    альянс/ совместное предприятие – это  следующая ступень кооперации между страховщиком и банком, на которой обе организации создают обычно свою новую страховую компанию; на базе новой, более тесной, формы интеграции и строят стратегию банкострахования;

    слияния и поглощения – стратегии, с помощью  которых банк либо страховщик намерен достигать своих целей посредством своего партнера либо слиянием с ним; это наиболее распространенная и доказавшая свою эффективность стратегия реализации банкострахования среди общемировых лидеров финансовых рынков;

    наконец, нельзя не отметить тенденцию последних  лет относительно организации собственных «финансовых супермаркетов» финансовыми группами или холдингами; по этому же пути могут пойти страховщик и банк, организовав новую организацию, либо приобретая существующий банк или страховую компанию под свой контроль для реализации концепции bancassurance. Финансовый супермаркет – не являющаяся самостоятельным юридическим образованием модель клиенто-ориентированного бизнеса, представляющая собой единый интегрированный канал доступа клиентов к финансовым услугам в виде территориального и маркетингового объединения компаний, предлагающих широкий спектр финансовых услуг (банковских, страховых, лизинговых, инвестиционных и т.д.) [12, c.47].

    Итак, банкострахование может быть реализовано  в четырех основных формах: агентские  отношения, кооперация (включающая в  себя стратегический альянс и совместное предприятие), форма контроля (представляющая собой итог процессов слияний/поглощений или создания кэптивной компании) и, наконец, форма финансового супермаркета.

    Перейдем  непосредственно к рассмотрению различных моделей взаимодействия банка и страховых компаний: соглашение о сотрудничестве, кооперация, контроль, финансовый супермаркет.

    Соглашение  о распространении  продуктов

    Агентские отношения, закрепленные соглашением  между банком и страховой компанией, являются основой сотрудничества в рамках распространения финансовых услуг – обычно страховых продуктов по согласованию с банком через его сеть. Возможна и продажа кредитных продуктов и других банковских услуг клиентам крупной страховой компании, через ее развитую агентскую сеть. В ряде случаев, когда потенциалы клиентских баз примерно равны, обе организации могут договориться о совместном распространении продуктов (так называемые перекрестные продажи). Однако такие  модели перекрестных продаж встречаются реже, чем модели, при которых филиалы банка действуют в качестве агентов или официальных представительств страховщика.

    В настоящее время можно выделить три основных вида партнерских соглашений, в которые вступают банки и страховщики при организации банковского страхования:

    во-первых, соглашение между банком и страховщиком, при котором банк берет на себя обязательство по распространению  страховых продуктов данной страховой  компании. Таким образом, фактически банк действует как агент страховщика, получая комиссионное вознаграждение;

    во-вторых, соглашение о найме банком на работу менеджеров, которые будут курировать именно страховое направление в  деятельности банка. То есть банк, не обладая  собственными подготовленными кадрами  в данной области, приглашает на работу персонал, имеющий  достаточную квалификацию в данной сфере;

    в-третьих, соглашение между банком и страховщиком – договор банка с конкретным агентом по продажам страховых продуктов, не являющимся сотрудникам банка, но действующим в тесном контакте с его менеджментом и оперирующим банковской клиентской базой [12, c. 55].

    Кооперационные  модели сотрудничества

    Кооперация  деятельности банков и страховщиков по дистрибьюции финансовых услуг развивается по двум направлениям. В рамках первого из них партнеры ограничиваются тесным сотрудничеством между собой без образования отдельной компании. Как правило, такая форма взаимоотношений называется «стратегический альянс». В рамках второго, стороны изначально направляют часть своих ресурсов на создание специализированной компании для деятельности в области банковского страхования, при этом все же сохраняя независимость головной организации.

    В рамках модели кооперационного сотрудничества под названием «стратегический альянс» партнеры образуют договорной альянс,  создавая друг для друга в определенной области на договорной основе «режим наибольшего благоприятствования». Это более высокая ступень сотрудничества  между страховщиком и банком по сравнению с подписанием соглашения о сотрудничестве. Она требует координации совместного бизнеса в форме создания некоторых подразделений, которые осуществляли бы на постоянной основе контакты между собой. Партнеры в альянсе работают на рынке уже как единая холдинговая компания.

    В рамках подобного альянса достигается  высокая диверсификация продуктового ряда.  Однако ввиду того, что каждый участник такой модели банкострахования концентрируется лишь на своем сегменте, то говорить о долгосрочном или среднесрочном повышении общей рыночной устойчивости партнеров за счет этой диверсификации услуг нельзя, ведь существующий альянс в любой момент может быть расторгнут.

    Наконец, в данной модели присутствует изначальный  конфликт интересов сторон.  Каждый из участников нацелен на получение  результата только собственной организацией, так как  центры получения прибыли (подразделения банка и страховой компании) разделены. Банк и страховщик самостоятельно разрабатывают продукты, добавляют стоимость как поставщик услуг, и управляют отношениями с другим участником проекта.

    Другой  моделью организации кооперационной формы взаимодействия можно  считать  учреждение совместного предприятия.  Создание новой страховой компании является достаточно распространенным способом реализации концепции банкострахования. В такой модели банк сохраняет контроль над своей клиентской базой и получает доход не только от дистрибьюции страховых услуг, но и от деятельности новой компании в виде дивидендов.  В этом случае банк и страховая компания, выступающая партнером банка, совместно строят стратегию деятельности новой компании, управляют и разрабатывают совместные продукты. Как правило, банк выбирает себе в партнеры страховщика с высокой рыночной репутацией, бренд которого используется в названии новой компании.

    К достоинствам создания совместной компании как способа вхождения в сегмент  банковского страхования можно  отнести несколько факторов, снижающих риски каждого из партнеров. Во-первых, высокий уровень формализации отношений, включающий в себя детальное описаний функций сторон по освоению нового сегмента рынка, что позволяет снизить риски. Во-вторых, отсутствие необходимости интегрировать управленческие структуры партнеров в единый механизм позволяет сохранить высокий уровень управляемости проектом.

    К недостаткам этой схемы сотрудничества следует отнести довольно высокий уровень начальных затрат на реализацию проекта – расходы на наем и обучение персонала, рыночное продвижение продуктов, управление персоналом и т.п.

    Чаще  всего новым совместным предприятием является страховая компания. Банк и страховщик создают новую совместную страховую компанию, на базе которой строят стратегию банкострахования.

    Модель  «Контроль»

    В качестве реализации следующей модели банковско-страхового взаимодействия – формы контроля – имеет смысл рассматривать сделки по слияниям, поглощениям, а также учреждению собственной кэптивной страховой компании банком либо небольшого банка страховщиком.

Информация о работе Банкострахование: тенденции развития в Республике Беларусь и зарубежных странах