Аудит, его содержание и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

В условиях формирования рыночных отношений в экономике Республики Беларусь существенно возрастает роль такой составляющей системы управления предприятиями, как контроль, независимо от их отраслевой принадлежности или форм собственности. Причём это в равной степени относится как к контролю государственному, ведомственному, так и к независимому аудиторскому контролю.

Содержание

1 СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ АУДИТА..................................... 7
1.1 Содержание и значение аудита……………………….. …….................... 7
1.2 Классификация видов аудита…………………………………………….. 9
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 История развития и место аудита в рыночной экономике...................... 13
2.2 Организация аудита в Республике Беларусь……………………………. 15
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………
19
3.1 Направления развития и совершенствования аудита в Республике Беларусь.………………………………………………………….……………
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 25

Работа содержит 1 файл

АУДИТ.docx

— 76.17 Кб (Скачать)

     Для налаживания образцового учёта  и контроля на обслуживаемых предприятиях аудиторские организации должны осуществлять деловое сотрудничество с местными финансовыми, налоговыми, банками и другими государственными контрольными органами.

     Таким образом, деятельность аудиторских  фирм состоит в проведении независимой  экспертизы бухгалтерских балансов, финансовой отчётности и соответствия организации бухгалтерского учёта  действующим нормативным положениям и указанию по его ведению, а также  в оказании услуг по научному, методическому  и информационному обеспечению  деятельности контролируемых предприятий  и организаций [15, с.88].  

 

      3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ  И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ 

     3.1 Направления развития  и совершенствования  аудита в Республике  Беларусь 

     В настоящее время в экономической  литературе выделяются основные направления  развития аудита:

  • смещение акцентов с ревизионной функции аудита на оказание оценочно-консультационных услуг, и в связи с этим, - усиление роли аудиторов как постоянных консультантов, владеющих полной информацией о деятельности клиента;
  • в аудиторском заключении всё больше внимания должно уделяться подтверждению не только финансовой отчётности, но и анализу и прогнозированию дальнейшего развития предприятия-клиента;
  • постепенный отказ от прямой проверки правильности действия учётного персонала и оценки компетенции и профессионализма администрации клиента. Появляется необходимость в разделении аудиторской оценки действий учётного персонала и правильности самой системы учёта;
  • в аудиторской практике должны чаще использоваться статистические методы при проверке деятельности предприятия и, в связи с этим, одной из основных задач аудита должно стать выявление предпринимательского риска и риска инвесторов. Кроме того, всё больше клиентов осознаёт необходимость отражения в аудиторском заключении будущих рисков, угрожающих предприятию;
  • усиления роли в аудиторских проверках внутреннего контроля, поэтому при проведении аудита является обязательный анализ системы внутреннего контроля с целью уменьшения аудиторского риска;
  • рост ответственности аудитора как перед клиентом, так и перед обществом в целом влечёт за собой усиление контроля качества выполняемых аудитором услуг, с одной стороны, и необходимостью правовой, страховой защиты аудитора – с другой [15, с. 78].

     Организация учёта и аудита на предприятии  сегодня невозможны без применения информационных технологий. Распространение  информационных технологий в экономике  и, в частности, в бухгалтерском  учёте принесло с собой масштабные революционные изменения. Вычислительная техника существенно повышает качество обработки информации. При этом применение компьютеров изменяет содержание и  организацию работы учётного персонала: уменьшается количество ручных операций по обработке первичных документов, систематизации учётных показателей, заполнению регистров и отчётных форм. Учётная работа становится творческой, направленной на организацию и усовершенствование учёта.

     Организация и проведения аудита также существенно  изменяются. Теперь аудиторы оценивают  не только работу учётчиков, но и качество алгоритмов обработки данных, реализованных  в компьютерных программах.

     В отличие от ручных учётных систем, в которых записи делают на бумаге и аудитор рассматривает возможность  уничтожения, подделки, замены бумажных документов, в условиях использования  компьютерных информационных систем (КИС) аудитору приходится иметь дело с  вопросами безопасности и надёжности компьютерных учётных систем. Аудитор  проверяет ряд сугубо технических  вопросов, которые не имеют прямого  отношения к бухгалтерскому учёту, но оказывают непосредственное влияние  на оценку аудитором риска системы  контроля. В условиях применения КИС  происходит взаимное проникновение  разных по своему смыслу и субъектам  видов контрольной и организационной  деятельности.

     Возник  даже специальный термин – компьютерный аудит. Под компьютерным аудитом  подразумевают оценку текущего состояния  компьютерной системы на соответствие некоторому стандарту или предложенным требованиям. Обычно необходимость  в компьютерном аудите возникает, если автоматизированная система предназначена  для обработки конфиденциальной или секретной информации.

     Компьютеризация учёта существенно влияет на проведение аудита. Однако и сам компьютер  может стать тем инструментом аудитора, который даёт возможность  не только сократить время и затраты  на проведение аудита, но и провести более детальную проверку, составив качественное аудиторское заключение и выдать рекомендации по стратегии, по направлениям и средствам улучшения  финансово-хозяйственного положения  предприятия. 

     
     
         Методы  аудита с использованием компьютеров

     

     
    Аудиторское программное обеспечение   Тестовые данные

     

     
       Пакеты  программ   Тестирование  средств контроля в компьютерных прграммах
 
     
      Программы специального назначения Эталонные контрольные  операции
 
     
      Программы-утилиты Использование «фиктивного» модуля
 

      Рисунок. 3.1 Методы аудита с использованием компьютеров [3, с.173] 

     Проблема  автоматизации контроля и аудита основывается на подходах к формализации этого процесса. Формализация, определённая в стандартах аудита, к сожалению, очень мало подходит для проведения качественной аудиторской проверки. В настоящее время невозможно полностью формализовать аудит  таким образом, чтобы в итоге  получить алгоритмы компьютерной автоматизации  и при этом не снизить качества проверок.

     Аудитору  должен понимать особенности функционирования компьютерной бухгалтерии, поскольку  без этого невозможно проверить  качество бухгалтерской отчётности и дать консультации по совершенствованию  системы бухгалтерского учёта на предприятии [3, с. 147].

     Качество  работы некоторой части аудиторских  организаций в настоящее время  вызывает озабоченность как у  пользователей аудиторских услуг  и государственных органов, так  и у аудиторов, заинтересованных в устойчивом развитии рынка аудиторских  услуг и повышении престижа аудиторской  профессии. Всем им нужен качественный аудит, а не формальное аудиторское  заключение. Поэтому вопрос о контроле за качеством работы аудиторских  организаций и проведением ими  аудиторских проверок чрезвычайно  важен.

     Белорусский аудит существует уже больше 15 лет, однако вопросы соотношения цены и качества аудиторских услуг  сохраняют свою актуальность и волнуют  общественное мнение до сих пор. В  прессе ранее неоднократно обсуждались  вопросы стоимости аудита. Так, по мнению Л. Фридкина: «…не всегда есть понимание, что дешевизна и качество в  данном случае несовместимы. Аудит  заведомо не может быть дешевым вследствие достаточно высокой степени стоимости  обучения, совершенствования профессионального  уровня и информационного обеспечения  аудиторов...

     В настоящее время, к сожалению, существуют аудиторы (как фирмы, так и предприниматели), которые за мизерную цену готовы предоставить аудиторское заключение» [18, с.27].

       Разделяя мнение автора о наличии  указанных тенденций и зависимости  качества аудиторских услуг от  их стоимости, считаем, что  некачественный аудит бывает, как  правило, в двух случаях:

     1) аудитор из-за недостатка профессионального  опыта и других возможностей  не в состоянии предоставить  требуемый уровень качества; 
         2) заказчик не оплачивает необходимое время для выполнения в достаточном объеме качественных аудиторских процедур.

     Актуальным  вопросом является оценка качества аудиторских услуг. Качество аудита определяется соотношением стоимости аудиторской услуги и полученного от нее прямого и косвенного эффекта, выражающегося в отсутствии штрафных санкций у заказчика, а также исправлении методологии учета, повышении квалификации персонала заказчика, систематизации и оптимизации деятельности экономических служб и прочих индивидуальных выгод заказчика [6, с.84].

     Когда качество белорусского аудита в полной мере будет соответствовать международным  требованиям и аудиторскому заключению, подготовленному белорусскими аудиторами, будут доверять во всём мире, тогда  стоимость аудиторских услуг  можно будет оценивать по мировым  ценам.

     В таблице 3.1 приведена сравнительная  характеристика аудиторской деятельности в РБ за 1.07.2009-1.07.2010гг.

     Таблица 3.1 - Сравнительная характеристика аудиторской  деятельности в РБ за 1.07.2009-1.07.2010гг.

     
     
     
     
    На 1.07.09
    На 1.01.10 На 1.07.10
    Имеют лицензии:

    - аудиторские  организации (шт)

    - аудиторы-ИП (шт)

    133

    508

    139

    532

    137

    551

    Оказано аудиторских услуг аудиторскими организациями (тыс.руб.)  
    34746
     
    58573
     
    39496
    Проверено организаций (шт)  
    4617
     
    5269
    5025
    Установлено нарушений:

    - налогового  законодательства (тыс.руб.)

    16867 19316 26045

     Источник: собственная разработка.

     На  сегодняшний день никакого противостояния в отечественном аудите нет. Всем субъектам хозяйствования, осуществляющим аудиторскую деятельность на территории Республики Беларусь, созданы равные условия для работы. Другое дело, что с развитием белорусской  экономики и её интеграцией в  международное экономическое сообщество изменяются требования заказчиков к  предоставляемым аудиторским услугам. Заказчики начинают всё более  осознанно подходить к проблеме выбора аудиторской организации, соизмеряя  свои финансовые возможности с качеством  оказываемых аудиторских услуг. Что касается аудиторов – индивидуальных предпринимателей, то с учётом функционирования в республике малого предпринимательства  у аудиторов есть возможность  выгодно продать свои услуги.

     Опыт  показывает, что правила аудиторской  деятельности, позволяют поддерживать аудит на должном уровне, обязывают  специалистов постоянно повышать свои знания и квалификацию. Кроме того, они облегчают работу аудиторов.

     Сегодня в Беларуси сложилась прочная  законодательная и методологическая база аудита. Её основу составляют Закон  «Об аудиторской деятельности »  и 39 правил аудиторской деятельности, разработанных Минфином. Качество аудита во всём мире определяется тем, как  аудиторы соблюдают свои профессиональные стандарты. К сожалению, есть немало упущений.

     Министерством финансов Республики Беларусь обобщены материалы проверок соблюдения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, лицензионных требований и условий  аудиторскими организациями и аудиторами - индивидуальными предпринимателями  за текущий период 2010 года.

     По  состоянию на первое сентября в Республике Беларусь 1367 аудиторов, лицензии на аудиторскую  деятельность имеют 136 аудиторских  организаций и 557 аудиторов - индивидуальных предпринимателей.

     Министерством финансов согласно координационному плану  контрольной (надзорной) деятельности Республики Беларусь были проведены  проверки соблюдения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, лицензионных требований и условий 9 аудиторских организаций и 6 аудиторов - индивидуальных предпринимателей. По результатам проверок и других контрольных  мероприятий в 10 случаях были направлены требования об устранении нарушений  законодательства, в одном случае составлен протокол об административном правонарушении и в соответствии с постановлением суда применены  меры административной ответственности  в виде штрафа в размере 100 базовых  величин и конфискации дохода. Аннулированы специальные разрешения (лицензии) ООО «Аксиум Аккаунтинг»  и ОДО «Константааудит» за грубое нарушение законодательства о лицензировании, установленных требований и условий  осуществления аудиторской деятельности. За невыполнение требования по повышению  квалификации аннулированы аттестаты 54 аудиторов и лицензии двух аудиторов  – индивидуальных предпринимателей [14].

Информация о работе Аудит, его содержание и значение