Аудит, его содержание и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

В условиях формирования рыночных отношений в экономике Республики Беларусь существенно возрастает роль такой составляющей системы управления предприятиями, как контроль, независимо от их отраслевой принадлежности или форм собственности. Причём это в равной степени относится как к контролю государственному, ведомственному, так и к независимому аудиторскому контролю.

Содержание

1 СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ АУДИТА..................................... 7
1.1 Содержание и значение аудита……………………….. …….................... 7
1.2 Классификация видов аудита…………………………………………….. 9
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 История развития и место аудита в рыночной экономике...................... 13
2.2 Организация аудита в Республике Беларусь……………………………. 15
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………
19
3.1 Направления развития и совершенствования аудита в Республике Беларусь.………………………………………………………….……………
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 25

Работа содержит 1 файл

АУДИТ.docx

— 76.17 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

     
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 5
1 СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ  И ВИДЫ АУДИТА.....................................       7
    1.1 Содержание и значение аудита……………………….. …….................... 7
    1.2 Классификация видов аудита…………………………………………….. 9
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ  АУДИТА И ЕГО  ОРГАНИЗАЦИЯ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ   
2.1 История развития и место аудита в рыночной экономике...................... 13
2.2 Организация аудита в Республике Беларусь……………………………. 15
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ  И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ  БЕЛАРУСЬ………………………………………………  
19
    3.1 Направления развития и совершенствования аудита в Республике                       Беларусь.………………………………………………………….……………  
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 24
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ……………………….. 25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ

     В условиях формирования рыночных отношений  в экономике Республики Беларусь существенно возрастает роль такой  составляющей системы управления предприятиями, как контроль, независимо от их отраслевой принадлежности или форм собственности. Причём это в равной степени относится  как к контролю государственному, ведомственному, так и к независимому аудиторскому контролю.

     Аудит – это независимая экспертиза и проверка бухгалтерских счетов, регистров, отчётности и других документов с целью объективной оценки финансового  состояния предприятия, а также  оказание сопутствующих аудиту услуг, связанных с профессиональной деятельностью  аудиторов и аудиторских фирм [2, с.3].

     Содержание  аудиторской деятельности многопланово, однако главное ее направление - подтверждение  достоверности бухгалтерской и  финансовой отчетности, а основная особенность — независимость  в установлении своих заключений. Достоверная информация о финансовом состоянии экономических субъектов  — основа доверия к партнерам, разработки и осуществления стратегии  и тактики хозяйственной деятельности.

     Опыт  управления предприятиями в условиях многоукладной экономики свидетельствует  о необходимости организации  аудита во всех сферах их деятельности.

     Предприятия, кредитные учреждения, биржи вступают в экономические отношения с  субъектами хозяйствования по использованию  имущества, денежных средств, осуществлению  инвестиций. Участники таких сделок заинтересованы в том, чтобы получать и использовать достоверную информацию о своих партнерах для принятия обоснованных решений.

     Собственники  предприятия, кредиторы, потенциальные  инвесторы зачастую не имеют возможности  самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия законны и правильно  отражены в отчетности, так как  не имеют доступа к учетным  записям и соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в объективных  оценках профессионалов по этим вопросам.

     Администрации предприятия в новых экономических  условиях необходимо оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать  негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы. Эти обстоятельства также обуславливают необходимость  своевременного получения качественной информации о деятельности различных  подразделений предприятия.

     Независимое подтверждение информации о результатах  деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо также  государственным органам для принятия решений в области регулирования экономики и налогообложения. В ряде случаев в объективной экспертизе финансовой отчетности экономических субъектов и организации учета нуждаются следственные органы, суды, прокуратура для подтверждения интересующей их информации.

     Для подтверждения достоверности финансовой отчетности, проверки объективности  учета и финансовой дисциплины субъектов  хозяйствования негосударственной  формы собственности и был  сформирован аудит.

     Аудит во всём мире давно уже превратился  в инфраструктурную отрасль экономики. В международной практике накоплен огромный опыт в данной области в виде стандартов и норм аудита, который необходимо использовать при разработке национальных стандартов и в ходе работы аудиторов и аудиторских организаций. Однако, в развитии белорусского аудита немало проблем: это и нарушение ценового законодательства, ведения документации, неисполнение Правил аудиторской деятельности, что приводит к снижению качества аудиторских услуг, а, следовательно, к увеличению рисков проверяемых организаций. Поэтому вопрос развития аудита в РБ, а также его значение в современной экономике становится всё более актуальным.

 

1 СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ  И ВИДЫ АУДИТА 

1.1 Содержание и значение аудита 

     В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая нужна владельцу  предприятия для определения  стратегии развития и способов повышения  эффективности его деятельности; государственным органам для  контроля за соблюдением законодательных  актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым  компаниям для оценки платёжеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы  и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения  с субъектом хозяйствования.

     Во  всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый  контроль за достоверностью бухгалтерского учёта, а также за предоставляемой  государственным органам и публикуемой  в печати финансовой отчётностью.

     Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе нет  однозначного понятия аудита. Одни авторы считают, что аудит происходит от латинского слова audio, что означает «он слышит», другие считают, что аудитор в переводе с английского языка означает «подсказчик» [13, с.76].

     В новой редакции Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»  уточнено понятие аудита. По своей  сущности аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская  деятельность по не зависимой проверке бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности других документов организации, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а  при необходимости – и (или) по проверке их деятельности, которая  должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчётности, в целях  выражения мнения о достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчётности и соответствии совершённых финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

     В сфере аудиторской деятельности функционируют:

    • а аудиторы – индивидуальные предприниматели, физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трёх лет, а также квалификационный аттестат аудитора;
    • аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг на коммерческой основе. В их штате должно состоять не менее трёх аудиторов, руководителем аудиторской организации может быть только аудитор [6, с.145].

     Потребность в услугах аудитора возникла в  связи со следующими обстоятельствами:

    • возможность необъективной информации со стороны её составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
    • зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
    • необходимость специальных знаний для проверки информации;
    • отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки её качества.

     Эти и ряд других причин привели к  возникновению общественной необходимости  в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказывать такого рода услуги. Аудиторские услуги – услуги посредников, устанавливающих достоверность  финансовой информации.

     Наличие достоверной информации позволяет  повысить эффективность функционирования рынка капитала и даёт возможность  оценивать и прогнозировать последствия  различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет  важное значение.

     Следует разграничивать понятия самого аудита и аудиторской деятельности. Их нельзя отождествлять, поскольку аудиторская  деятельность, помимо проведения аудита, включает еще и так называемые сопутствующие услуги, к которым  можно отнести:

    • услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета;
    • составление декларации о доходах и бухгалтерской отчетности;
    • анализ финансово-хозяйственной деятельности;
    • оценку активов и пассивов экономического субъекта;
    • консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и хозяйственного законодательства Республики Беларусь;
    • проведение обучения;
    • оказание других услуг по профилю своей деятельности.

     Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об  аудиторской деятельности» от 25.06.2007 года окончательно разделены понятия  «аудиторская деятельность» и «аудит». Термин «аудит» по всему тексту Закона употребляется исключительно в  смысле аудиторской проверки. Предполагается, что в дальнейшем словосочетание «аудиторская проверка» из законодательства Республики Беларусь будет исключено [10, с.76]. 

     1.2. Классификация видов  аудита 

     Аудит проводится по инициативе и требованию руководства организации для  внутреннего пользования и анализа  хозяйственной деятельности, а также  проводится аудит, заключение о котором  необходимо представлять в вышестоящие  органы и в налоговую инспекцию.

     В экономической литературе выделяют два основных вида аудита: внешний  и внутренний (таблица 1.2.1).

     Таблица 1.2.1 – Особенности внутреннего  и внешнего аудита

     
     
    Факторы Внутренний  аудит Внешний аудит
    Постановка  задач Определяется  собственниками и (или) руководством исходя из потребностей управления Определяется  договором между предприятием и  аудиторской фирмой (аудитором)
    Объект Решение отдельных функциональных задач  управления, разработка и проверка информационных систем предприятия Главным образом система учёта и отчетности предприятия  
     
    Цель Определяется  руководством предприятия Определяется  законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчётности и подтверждение соблюдения д

    йствующего законодательства

    Средства  Выбираются  самостоятельно (либо определяются стандартами  аудита) Определяются  общепринятыми стандартами аудита
    Вид деятельности Исполнительская деятельность П

    едпринимательская деятельность

    Организация работы Выполнение  конкретных заданий руководства Определяется  аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской  проверки
    Взаимоотношения Подчинённость руководству предприятия, зависимость  от него Равноправное  партнёрство, независимость
    Субъекты  Сотрудники, находящиеся в штате предприятия  Независимые эксперты, имеющие соответствующий  аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства 
    Квалификация  Определяется  по усмотрению руко

    одства предприятия

    Регламентируется  государством
    Оплата  Начисление  зарплаты по штатному расписанию Оплата  предоставленных услуг по договору
    Ответствен-ность  Перед руководством за выполнение обязанностей Перед клиентом и перед третьими лицами
    Методы  Методы  могут быть одинаковыми при решении  одинаковых задач 
    Отчётность  Перед собственниками и (или) руководством Итоговая  часть аудиторского заключения может  быть опубликована, аналитическая часть  передаётся клиенту 
 
                                    

     Источник: [20,с.37].

       Внешний аудит — это независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией или аудитором по договорам. Внешний аудит не зависим по отношению к контролируемому предприятию, но он несет ответственность перед внешними потребителями его информации.

     Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских  фирм или аудиторами-предпринимателями, имеющими лицензию на право занятия  аудиторской деятельностью на территории Республики Беларусь.

     Целью внешнего аудита является проверка достоверности  учетной информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения  учета.

     Объектом  внешнего аудита являются все операции с активами и пассивами, от которых  зависит финансовая отчетность субъекта хозяйствования и инвестиционная привлекательность  предприятия.

     Основными задачами внешнего аудита являются:

  • проверка учетных записей и дача заключения о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности предприятия;
  • оценка соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь;
  • определение уровня организации бухгалтерского учета, его качества, правильности составления бухгалтерских записей, отражающих производственно-коммерческую деятельность предприятия и ее результаты;
  • проверка правильности исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), расчета прибыли и ее распределения;
  • проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом, с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, разными дебиторами и кредиторами, рабочими и служащими;
  • проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зарубежными контрагентами, правильности расчетов в иностранной валюте и правильности отражения операций по покупке и продаже валюты на бирже;
  • оказание помощи субъектам хозяйствования в создании ими совместных предприятий с зарубежными фирмами, участие в обсуждении кандидатур возможных деловых партнеров и контрагентов;
  • подтверждение своевременности и полноты формирования уставного капитала субъектами хозяйствования;
  • оказание помощи в оценке эффективности деятельности клиентов, защита интересов собственников и государства;
  • выражение мнения аудитора по финансовым отчетам и хозяйственным операциям на предмет их соответствия действующим и применяемым нормативным актам;
  • составление финансовой отчетности и деклараций о доходах;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности;
  • оценка активов и пассивов предприятия;
  • консультирование по правовым и организационно-экономическим аспектам;
  • постановка учета, оказание практической помощи бухгалтерским работникам в совершенствовании учета, консультирование по отдельным вопросам его организации, налогообложения, расчетов;
  • обеспечение клиентов нормативными и инструктивными материалами;
  • организация бухгалтерского учета у предприятий-клиентов при отсутствии квалифицированных кадров или по другим причинам;
  • восстановление учета на основе предоставленной первичной документации.

      Внутренний  аудит — это ведомственная или внутренняя форма контроля, создаваемая в рамках субъекта хозяйствования. Она подотчетна ему и несет ответственность за достоверность информации перед администрацией и собственниками.

      Цель  внутреннего аудита — оказание помощи административному аппарату субъекта хозяйствования в организации и  поддержании эффективного контроля над различными звеньями управления и направлениями функционирования предприятия.

      Объектом  внутреннего аудита является финансовая, хозяйственная, инвестиционная и производственная деятельность предприятия [9, с.17].

      Главная задача внутренних аудиторов — удовлетворение потребностей администрации и собственников в части предоставления достоверной информации по интересующим их вопросам.

      Работниками органов внутреннего аудита выполняются  следующие функции:

  • проверка состояния активов и пассивов подведомственных предприятий, организаций и учреждений, филиалов;
  • анализ производственной, финансовой и коммерческой деятельности, выполнения хозяйственных и финансовых планов;
  • проверка соблюдения законности и исполнительской дисциплины, состояния работы по повышению эффективности, рентабельности производства, осуществлению строжайшего режима экономии;
  • поиск резервов упрощения структуры и удешевления содержания управленческого аппарата;
  • контроль за сохранностью имущества предприятий;
  • выявление финансовых и хозяйственных нарушений, недостач, излишков, фактов бесхозяйственности и установление причин и условий, способствующих данным злоупотреблениям;
  • контроль правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности, выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства.

      Однако  внутренний аудит не может заменить внешний, так как он создан внутри субъекта хозяйствования по его желанию  и подотчетен ему [4, с.12].

      Кроме того, в экономической литературе выделяют и другие виды аудита (таблица 1.2.2). 

     Таблица 1.2.2 - Классификация видов аудита

     
    Классификационный признак Классификационная группа
    1 2
    1. В зависимости от назначения  аудита Внешний и внутренний
    2. По степени необходимости проверок Обязательный  и инициативный
    3. В зависимости от сферы деятельности Финансовый  и производственный
    4. По видам деятельности субъектов  хозяйствования Банковский, страховой, фондовый и общий
    5. По направлениям аудита Подтверждающий, организационно-правовой, налоговый, финансово-аналитический, инвентаризационный (запасный), затратный, операционный, маркетинговый, экологический
    6. В зависимости от интересов  клиента Бухгалтерской отчетности и специальный аудит
    7. По частоте проведения Систематический, периодический, эпизодический
    8. По методу проверки Сплошной  и выборочный
    9. По временным этапам и отношению  к процессу управления Предварительный, последующий и прогнозный
    10. По охвату проверяемых вопросов Полный (комплексный) и частичный (тематический)
    11 . В зависимости от способа  получения информации Документальный  и фактически
    12. По способу работы с информацией Ручной  и автоматизированный
    13. В зависимости от инициаторов  проверки Аудит по инициативе руководства организации, проверка по требованию государственных  органов, аудит по инициативе собственников  и акционеров
    14. В зависимости от организационно-правовых  форм хозяйствования Аудит хозяйственных товариществ и  обществ, проверка государственных  и коммунальных унитарных предприятий, аудит производственных кооперативов, проверка некоммерческих организаций
    15. По количеству проведенных проверок  в организации Впервые проводимый и очередной
    16. По пользователям финансовой  отчетности, подтвержденной аудитом Руководство организации и структурных подразделений, собственники и акционеры, инвесторы  и кредиторы и другие заинтересованные пользователи
 

     Источник:[4, с.15]. 
 
 
 
 
 

     
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ  АУДИТА И ЕГО  ОРГАНИЗАЦИЯ В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

2.1 История развития и место аудита в рыночной экономике

 
 
 
 
 
 
 
 
  
 

Информация о работе Аудит, его содержание и значение