Ещё
древние цивилизации Ближнего Востока
(примерно 4000 г. до н.э.) создавали государства
и налаживали хозяйственную деятельность.
Чтобы учитывать свои доходы и
расходы, они должны были составлять
отчёты. Это породило необходимость
организации аудита, основной целью
которого являлось уменьшение ошибок
и злоупотреблений со стороны
чиновников [13, с. 70].
История
аудита берёт начало в Шотландии,
где в 1853 году был официально утверждён
Эринбургский институт аудиторов. Однако
упоминания об этом явлении можно
встретить в источниках более
раннего периода. Так, ещё в XIV
веке учёные книги фигурировали в качестве
вещественного доказательства в суде.
В XVI веке во многих странах действовал
правовой контроль учётных книг, а в Англии
аудиторами называли людей, занимавшихся
проверкой учётных записей.
Родиной
аудита принято считать Великобританию.
Уже в 1844 году здесь был принят
пакет законов, предписывающих акционерным
компаниям поручать проверку бухгалтерских
книг и счетов компаний независимым
бухгалтерам. Последние обязывались
отчитываться о результатах проверок
перед акционерами.
На
территории Российского государства
предпринимались три попытки
организовать независимый финансовый
контроль: в 1891 г. (институт присяжных
счетоводов), 1907 г. (институт бухгалтеров)
и 1924 г. (институт государственных бухгалтеров-экспертов).
Однако они все оказались безуспешными,
не получив одобрения ни государства,
ни общества.
Появление
первых аудиторских организаций
в СССР относится к 1987 году и совпадает
с выходом постановлений о
создании на территории государства
совместных предприятий, согласно которым
проверка финансово-хозяйственной
и коммерческой деятельности новых
предприятий должна была осуществляться
за определённую плату хозрасчётными
аудиторскими организациями.
В
Беларуси развитие аудита началось в 1990
году, когда появились независимые
хозрасчетные аудиторские организации
Минскаудит, Белэкоаудит и другие.
В 1991 году Совет Министров Республики
Беларусь постановлением «О контрольно-ревизионной
службе» от 30.09.1991 г. признал целесообразным
создание в республике аудиторской
службы в целях усиления действенности
финансового контроля за соблюдением
режима экономии, сохранности денежных
средств и материальных ценностей,
пресечения злоупотреблений и преступлений
в финансово-хозяйственной деятельности
предприятий и организаций. Этим
же документом было утверждено Временное
положение об аудиторской деятельности
в Республике Беларусь, заложившее
основы её нормативной базы [6, с.144].
Постановлением
Совета Министров Республики Беларусь
от 17.08.1992г. была образована Аудиторская
палата при Совете Министров Республики
Беларусь, на которую была возложена
организация системы услуг за
соблюдением установленного порядка
осуществления финансовых и хозяйственных
операций, правильности отражения их
в оперативном и бухгалтерском
учёте, а также ставилась задача
оказания практической помощи в постановке
учёта и анализа финансово-хозяйственной
деятельности субъектов хозяйствования.
На Аудиторскую палату была возложена
обязанность подготовки аудиторов,
для чего был создан «Белаудитучцентр»
при Белорусском государственном
экономическом университете. В 1994 г.
Аудиторская палата при Совете Министров
Республики Беларусь была преобразована
в аудиторскую палату Республики
Беларусь на принципах самоуправления
и самофинансирования [13, с.75].
Большую
роль в становлении отечественного
аудита сыграл Закон Республики Беларусь
«Об аудиторской деятельности» (1994г.).
Он определил основы осуществления
аудита на территории страны, установил
правила и порядок его проведения,
регулирования отношений, возникающих,
с одной стороны, между предприятиями,
учреждениями и организациями, ведущими
самостоятельную финансово-хозяйственную
деятельность (независимо от форм собственности
и видов этой деятельности), и аудиторами
и аудиторскими организациями – с другой.
Закон был изменён и дополнен в 2002,2006,2007,2008
годах и 4 января 2010 года.
Становление
рыночных отношений привело к
появлению большого количества новых
нормативных актов, регламентирующих
вопросы бухгалтерского учёта и
отчётности, налогообложения, порядок
формирования себестоимости, которые
не всегда своевременно в полном объёме
доводятся до предприятий. Исходя из
этого, возникла необходимость создания
аудита.
На
макроэкономическом уровне аудит является
элементом рыночной инфраструктуры,
необходимость функционирования которого
определяется следующими обстоятельствами:
- бухгалтерская
отчетность используется для принятия
решений ее заинтересованными пользователями,
в том числе руководством, участниками
и собственниками имущества экономического
субъекта, реальными и потенциальными
инвесторами, работниками и заказчиками,
органами власти и общественностью в целом;
- бухгалтерская
отчетность может быть подвержена искажениям
в силу ряда факторов, в частности применения
оценочных значений и возможности неоднозначной
интерпретации фактов хозяйственной жизни;
помимо этого, достоверность бухгалтерской
отчетности не обеспечивается автоматически
ввиду возможной пристрастности ее составителей;
- степень достоверности
бухгалтерской отчетности, как правило,
не может быть самостоятельно оценена
большинством заинтересованных пользователей
из-за затрудненности доступа к учетной
и прочей информации, а также многочисленности
и сложности хозяйственных операций, отражаемых
в бухгалтерской отчетности экономических
субъектов.
Развитие
рыночных отношений в стране сопряжено
с ростом финансовых рисков, повышением
конкуренции между субъектами хозяйствования,
поэтому спрос на аудиторские
услуги в ближайшие годы значительно
возрастёт. Это потребует повышения
квалификации действующих аудиторов,
подготовки новых кадров аудиторской
службы, а также совершенствования
правовых норм в сфере аудита [6, с.148].
2.2
Организация аудита
в Республике Беларусь
Деятельность
аудиторских организаций и аудиторов
– индивидуальных предпринимателей
регламентируется Законом Республики
Беларусь «Об аудиторской деятельности»,
а также Правилами аудиторской
деятельности. Правила аудиторской
деятельности подразделяются:
- республиканские
правила аудиторской деятельности;
- внутренние
правила аудиторской деятельности объединения
аудиторских организаций или аудиторов;
- правила аудиторской
деятельности аудиторской организации
или аудитора – индивидуального предпринимателя.
Республиканские
правила аудиторской деятельности
являются обязательными для аудиторских
организаций и аудиторов –
индивидуальных предпринимателей, а
также для аудируемых лиц [9, с.87].
Государственное
регулирование аудиторской деятельности
осуществляет Главное управление аудита
Министерства финансов Республики Беларусь.
Основными
задачами Главного управления аудита
являются: лицензирование аудиторской
деятельности; разработка методологии
аудита; контроль за соблюдением аудиторами
и аудиторскими организациями требований
действующего законодательства Республики
Беларусь при осуществлении ими
аудиторской деятельности.
Главное
управление аудита в соответствии с
возложенными на него задачами выполняет
следующие функции:
- организует
работу по лицензированию аудиторской
деятельности;
- ведёт государственный
реестр аудиторов и аудиторских организаций;
- разрабатывает
методологию аудита субъектов хозяйствования;
- контролирует
соблюдение аудиторами и аудиторскими
организациями порядка осуществления
аудиторской деятельности;
- разрабатывает
проекты нормативных правовых актов по
вопросам осуществления аудиторской деятельности;
- участвует
в работе по подготовке нормативной базы
по вопросам, касающимся аудиторской деятельности;
- участвует
в работе по сотрудничеству с международными
аудиторскими организациями, организует
сбор информации по вопросам аудиторской
деятельности других стран;
- рассматривает
в пределах своей компетенции письма,
заявления граждан и юридических лиц.
Главное
управление аудита состоит из отдела
методологии аудита и отдела лицензирования
и контроля.
Основными
функциями отдела методологии являются:
- разработка
нормативной правовой базы по методологии
аудита и участие в подготовке проектов
нормативных актов по иным вопросам аудиторской
деятельности;
- изучение
практики аудиторской деятельности, обобщение
поступающих вопросов, замечаний по применению
законодательства по вопросам, входящим
в компетенцию управления, разработка
предложений по совершенствованию этого
законодательства и внесение их на рассмотрение
руководства;
- консультирование
аудиторов, аудиторских организаций по
вопросам методологии осуществления аудиторской
деятельности;
- участие в
разработке программ профессиональной
подготовки аудиторов;
- рассмотрение
возражений по материалам проверок соблюдения
аудиторами и аудиторскими организациями
законодательства об аудиторской деятельности
и подготовка заключений по ним;
- внесение,
совместно с отделом лицензирования и
контроля, предложений о лишении, приостановлении,
аннулировании лицензии на осуществление
аудиторской деятельности;
- обеспечение
своевременного рассмотрения обращений
граждан, юридических лиц по вопросам,
входящих в компетенцию отдела;
- организация
и проведение совещаний, семинаров по
вопросам методологии аудиторской деятельности.
Основными
функциями отдела лицензирования и
контроля являются:
- участие в
разработке нормативной правовой базы
по вопросам, входящим в компетенцию управления;
- консультирование
граждан, организаций по оформлению документов,
работе курсов, проведению экзаменов и
другим вопросам, касающимся порядка лицензирования
аудиторской деятельности;
- разработка
программ профессиональной подготовки
аудиторов и вопросов квалификационных
экзаменов на получение права осуществления
аудиторской деятельности;
- приём документов,
предоставленных на получение лицензий,
направление их в квалификационную комиссию,
организация проведения квалификационных
экзаменов;
- выдача лицензий
на осуществление аудиторской деятельности,
ведение государственного реестра аудиторов
и аудиторских организаций;
- подготовка
предложений по вопросам лишения, приостановления,
аннулирования лицензий на аудиторскую
деятельность;
- контроль
за соблюдением аудиторами и аудиторскими
организациями порядка осуществления
аудиторской деятельности, установленного
законодательством РБ;
- обобщение,
анализ материалов проверок, подготовка
предложений по устранению выявленных
нарушений, повышению эффективности и
совершенствованию аудиторской деятельности;
- обеспечение
своевременного рассмотрения обращений
граждан, юридических лиц по вопросам,
входящим в компетенцию отдела.
Основными
структурными звеньями, непосредственно
занимающимися аудиторской деятельностью,
являются аудиторские организации
и аудиторы-предприниматели без
образования юридического лица, имеющие
лицензии на право занятия аудиторской
деятельностью, зарегистрированные в
Государственном реестре аудиторов
и аудиторских организаций.
Основными
функциями аудиторских организаций
являются:
- экспертиза
финансово-хозяйственной деятельности
и состояния имущества предприятия;
- контрольно-ревизионная
деятельность;
- контроль
достоверности бухгалтерского учёта и
отчётности;
- прогнозирование
финансово-хозяйственной деятельности
предприятии, которое обеспечивается
аудиторской фирмой по договору с заказчиков
в случаях необходимости проведения глубокого
исследования состояния финансово-хозяйственной
деятельности предприятия, оценки перспектив
его развития и конечных результатов,
разработки мероприятий по ликвидации
убыточности и повышению эффективности
производства.
Аудиторские
организации также оказывают
содействие хозяйственным организациям
при создании ими совместных предприятий
с зарубежными фирмами. Они принимают
участие в обсуждении кандидатур
возможных партнёров, сборе имеющейся
информации об их деятельности, консультируют
по правовым и организационно-экономическим
аспектам создания совместного предприятия;
- научное,
методическое, информационное обеспечение
деятельности предприятия. Эта функция
направлена на выполнение научно-исследовательских
работ, разработку методических указаний
по организации учёта, анализа внутреннего
аудита, планирования и прогнозирования
хозяйственной деятельности предприятия;
- постановка
бухгалтерского учёта осуществляется
в случаях, когда само предприятие-клиент
не организовало на должном уровне учёт
из-за отсутствия квалифицированных кадров
или по другим причинам. При этом аудитором
проводится работа по восстановлению
учёта по просьбе предприятия, на основе
имеющейся у него первичной документации;
- консультационная
функция реализуется аудиторскими фирмами
в устной или письменной форме за соответствующую
плату и проводится по вопросам организации
учёта, налогообложения, внешнеэкономическим
операциям и расчётам, по правовым вопросам,
касающимся деятельности предприятия.