Аудит, его содержание и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 23:32, курсовая работа

Описание работы

В условиях формирования рыночных отношений в экономике Республики Беларусь существенно возрастает роль такой составляющей системы управления предприятиями, как контроль, независимо от их отраслевой принадлежности или форм собственности. Причём это в равной степени относится как к контролю государственному, ведомственному, так и к независимому аудиторскому контролю.

Содержание

1 СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ АУДИТА..................................... 7
1.1 Содержание и значение аудита……………………….. …….................... 7
1.2 Классификация видов аудита…………………………………………….. 9
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 История развития и место аудита в рыночной экономике...................... 13
2.2 Организация аудита в Республике Беларусь……………………………. 15
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………
19
3.1 Направления развития и совершенствования аудита в Республике Беларусь.………………………………………………………….……………
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 25

Работа содержит 1 файл

АУДИТ.docx

— 76.17 Кб (Скачать)

     Ещё древние цивилизации Ближнего Востока (примерно 4000 г. до н.э.) создавали государства  и налаживали хозяйственную деятельность. Чтобы учитывать свои доходы и  расходы, они должны были составлять отчёты. Это породило необходимость  организации аудита, основной целью  которого являлось уменьшение ошибок и злоупотреблений со стороны  чиновников [13, с. 70].

     История аудита берёт начало в Шотландии, где в 1853 году был официально утверждён  Эринбургский институт аудиторов. Однако упоминания об этом явлении можно  встретить в источниках более  раннего периода. Так, ещё в XIV веке учёные книги фигурировали в качестве вещественного доказательства в суде. В XVI веке во многих странах действовал правовой контроль учётных книг, а в Англии аудиторами называли людей, занимавшихся проверкой учётных записей.

     Родиной аудита принято считать Великобританию. Уже в 1844 году здесь был принят пакет законов, предписывающих акционерным  компаниям поручать проверку бухгалтерских  книг и счетов компаний независимым  бухгалтерам. Последние обязывались  отчитываться о результатах проверок перед акционерами.

     На  территории Российского государства  предпринимались три попытки  организовать независимый финансовый контроль: в 1891 г. (институт присяжных  счетоводов), 1907 г. (институт бухгалтеров) и 1924 г. (институт государственных бухгалтеров-экспертов). Однако они все оказались безуспешными, не получив одобрения ни государства, ни общества.

     Появление первых аудиторских организаций  в СССР относится к 1987 году и совпадает  с выходом постановлений о  создании на территории государства  совместных предприятий, согласно которым  проверка финансово-хозяйственной  и коммерческой деятельности новых  предприятий должна была осуществляться за определённую плату хозрасчётными  аудиторскими организациями.

     В Беларуси развитие аудита началось в 1990 году, когда появились независимые  хозрасчетные аудиторские организации  Минскаудит, Белэкоаудит и другие. В 1991 году Совет Министров Республики Беларусь постановлением «О контрольно-ревизионной  службе» от 30.09.1991 г. признал целесообразным создание в республике аудиторской  службы в целях усиления действенности  финансового контроля за соблюдением  режима экономии, сохранности денежных средств и материальных ценностей, пресечения злоупотреблений и преступлений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Этим же документом было утверждено Временное  положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь, заложившее основы её нормативной базы [6, с.144].

     Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.1992г. была образована Аудиторская  палата при Совете Министров Республики Беларусь, на которую была возложена  организация системы услуг за соблюдением установленного порядка  осуществления финансовых и хозяйственных  операций, правильности отражения их в оперативном и бухгалтерском  учёте, а также ставилась задача оказания практической помощи в постановке учёта и анализа финансово-хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования. На Аудиторскую палату была возложена  обязанность подготовки аудиторов, для чего был создан «Белаудитучцентр»  при Белорусском государственном  экономическом университете. В 1994 г. Аудиторская палата при Совете Министров  Республики Беларусь была преобразована  в аудиторскую палату Республики Беларусь на принципах самоуправления и самофинансирования [13, с.75].

     Большую роль в становлении отечественного аудита сыграл Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (1994г.). Он определил основы осуществления  аудита на территории страны, установил  правила и порядок его проведения, регулирования отношений, возникающих, с одной стороны, между предприятиями, учреждениями и организациями, ведущими самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность (независимо от форм собственности и видов этой деятельности), и аудиторами и аудиторскими организациями – с другой. Закон был изменён и дополнен в 2002,2006,2007,2008 годах и 4 января 2010 года.

     Становление рыночных отношений привело к  появлению большого количества новых  нормативных актов, регламентирующих вопросы бухгалтерского учёта и  отчётности, налогообложения, порядок  формирования себестоимости, которые  не всегда своевременно в полном объёме доводятся до предприятий. Исходя из этого, возникла необходимость создания аудита.

     На  макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

  • бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
  • бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;
  • степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

     Развитие  рыночных отношений в стране сопряжено  с ростом финансовых рисков, повышением конкуренции между субъектами хозяйствования, поэтому спрос на аудиторские  услуги в ближайшие годы значительно  возрастёт. Это потребует повышения  квалификации действующих аудиторов, подготовки новых кадров аудиторской  службы, а также совершенствования  правовых норм в сфере аудита [6, с.148]. 

     2.2 Организация аудита  в Республике Беларусь  

     Деятельность  аудиторских организаций и аудиторов  – индивидуальных предпринимателей регламентируется Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», а также Правилами аудиторской  деятельности. Правила аудиторской  деятельности подразделяются:

  • республиканские правила аудиторской деятельности;
  • внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов;
  • правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя.

     Республиканские правила аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских  организаций и аудиторов –  индивидуальных предпринимателей, а  также для аудируемых лиц [9, с.87].

     Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Главное управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь.

     Основными задачами Главного управления аудита являются: лицензирование аудиторской  деятельности; разработка методологии  аудита; контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований действующего законодательства Республики Беларусь при осуществлении ими  аудиторской деятельности.

     Главное управление аудита в соответствии с  возложенными на него задачами выполняет  следующие функции:

  • организует работу по лицензированию аудиторской деятельности;
  • ведёт государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций;
  • разрабатывает методологию аудита субъектов хозяйствования;
  • контролирует соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности;
  • разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам осуществления аудиторской деятельности;
  • участвует в работе по подготовке нормативной базы по вопросам, касающимся аудиторской деятельности;
  • участвует в работе по сотрудничеству с международными аудиторскими организациями, организует сбор информации по вопросам аудиторской деятельности других стран;
  • рассматривает в пределах своей компетенции письма, заявления граждан и юридических лиц.

     Главное управление аудита состоит из отдела методологии аудита и отдела лицензирования и контроля.

     Основными функциями отдела методологии являются:

  • разработка нормативной правовой базы по методологии аудита и участие в подготовке проектов нормативных актов по иным вопросам аудиторской деятельности;
  • изучение практики аудиторской деятельности, обобщение поступающих вопросов, замечаний по применению законодательства по вопросам, входящим в компетенцию управления, разработка предложений по совершенствованию этого законодательства и внесение их на рассмотрение руководства;
  • консультирование аудиторов, аудиторских организаций по вопросам методологии осуществления аудиторской деятельности;
  • участие в разработке программ профессиональной подготовки аудиторов;
  • рассмотрение возражений по материалам проверок соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями законодательства об аудиторской деятельности и подготовка заключений по ним;
  • внесение, совместно с отделом лицензирования и контроля, предложений о лишении, приостановлении, аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности;
  • обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан, юридических лиц по вопросам, входящих в компетенцию отдела;
  • организация и проведение совещаний, семинаров по вопросам методологии аудиторской деятельности.

     Основными функциями отдела лицензирования и  контроля являются:

  • участие в разработке нормативной правовой базы по вопросам, входящим в компетенцию управления;
  • консультирование граждан, организаций по оформлению документов, работе курсов, проведению экзаменов и другим вопросам, касающимся порядка лицензирования аудиторской деятельности;
  • разработка программ профессиональной подготовки аудиторов и вопросов квалификационных экзаменов на получение права осуществления аудиторской деятельности;
  • приём документов, предоставленных на получение лицензий, направление их в квалификационную комиссию, организация проведения квалификационных экзаменов;
  • выдача лицензий на осуществление аудиторской деятельности, ведение государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций;
  • подготовка предложений по вопросам лишения, приостановления, аннулирования лицензий на аудиторскую деятельность;
  • контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности, установленного законодательством РБ;
  • обобщение, анализ материалов проверок, подготовка предложений по устранению выявленных нарушений, повышению эффективности и совершенствованию аудиторской деятельности;
  • обеспечение своевременного рассмотрения обращений граждан, юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

     Основными структурными звеньями, непосредственно  занимающимися аудиторской деятельностью, являются аудиторские организации  и аудиторы-предприниматели без  образования юридического лица, имеющие  лицензии на право занятия аудиторской  деятельностью, зарегистрированные в  Государственном реестре аудиторов  и аудиторских организаций.

     Основными функциями аудиторских организаций  являются:

  • экспертиза финансово-хозяйственной деятельности и состояния имущества предприятия;
  • контрольно-ревизионная деятельность;
  • контроль достоверности бухгалтерского учёта и отчётности;
  • прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятии, которое обеспечивается аудиторской фирмой по договору с заказчиков в случаях необходимости проведения глубокого исследования состояния финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оценки перспектив его развития и конечных результатов, разработки мероприятий по ликвидации убыточности и повышению эффективности производства.

     Аудиторские организации также оказывают  содействие хозяйственным организациям при создании ими совместных предприятий  с зарубежными фирмами. Они принимают  участие в обсуждении кандидатур возможных партнёров, сборе имеющейся  информации об их деятельности, консультируют  по правовым и организационно-экономическим  аспектам создания совместного предприятия;

    • научное, методическое, информационное обеспечение деятельности предприятия. Эта функция направлена на выполнение научно-исследовательских работ, разработку методических указаний по организации учёта, анализа внутреннего аудита, планирования и прогнозирования хозяйственной деятельности предприятия;
    • постановка бухгалтерского учёта осуществляется в случаях, когда само предприятие-клиент не организовало на должном уровне учёт из-за отсутствия квалифицированных кадров или по другим причинам. При этом аудитором проводится работа по восстановлению учёта по просьбе предприятия, на основе имеющейся у него первичной документации;
    • консультационная функция реализуется аудиторскими фирмами в устной или письменной форме за соответствующую плату и проводится по вопросам организации учёта, налогообложения, внешнеэкономическим операциям и расчётам, по правовым вопросам, касающимся деятельности предприятия.

Информация о работе Аудит, его содержание и значение