Англо-саксонская правовая семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы сформулировать понятие и раскрыть основные компоненты англосаксонской правовой семьи, определить источники права и их место, что обусловливает следующие основные задачи исследования:
определить роль и место англо-саксонской правовой семьи среди иных правовых семей;
рассмотреть историю возникновения, становления и развития англо-саксонской правовой семьи;
проанализировать структуру и источники права, а также основные подходы к их роли и месту в англо-саксонской правовой семье.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические основы правовых семей мира 5
1. Соотношений понятий правовая семья, правовая система, система законодательства и система права. 5
2. Критерии систематизации правовых систем государств в правовые семьи мира. 9
3. Проблемы выбора критериев классификации национальных правовых систем. 11
II. Особенности англосаксонской правовой семьи. 14
1. Становление и развитие общего права и права справедливости. 14
2. Основные источники англосаксонского права. 18
3. Специфика системы и норм английского права 21
Заключение 23
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 69.19 Кб (Скачать)

    С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы:

  1. англо-саксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);
  2. романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция);
  3. религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм);
  4. социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);
  5. систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).8
  1. Проблемы  выбора критериев  классификации национальных правовых систем.

    Каков должен быть характер этих общих признаков-критериев? Каковы их особенности и виды? Наконец, каково должно быть их содержание? Должны ли они быть временными, преходящими  по своему характеру общностями или  же постоянными, присущими сравниваемым системам на всех этапах развития?

    Обсуждение  данных и им подобных вопросов занимает довольно значительное место в научной  и учебной сравнительно-правовой литературе. В силу их сложности  и многогранности среди авторов  нет и, по-видимому, не может быть однозначных ответов на них. По одному и тому же вопросу порою высказываются  самые различные, нередко противоположные  друг другу, точки зрения.9

    Так, по вопросу о том, должен ли быть в процессе классификации правовых систем один основной или несколько  общих признаков-критериев, некоторые  авторы склоняются к мнению, что  это непременно должен быть «один-единственный критерий». В качестве такового, по их мнению, может выступать, в частности, «общность экономических систем», на базе которых возникают и развиваются  соответствующие им и обусловленные  ими правовые системы. Роль «одного-единствен-ного критерия» могут сыграть, с их точки зрения, также общие «исторические традиции», «общая историческая природа» сравниваемых правовых систем.

    Другие  же авторы склоняются к мнению о  том, что классификация правовых систем должна проводиться на основе нескольких критериев. Только в этом случае она будет иметь, с их точки зрения, какое-либо позитивное значение. В противном случае она теряет всякий смысл. Настаивая на данном мнении, некоторые авторы, однако, не исключают и того, что «в общем конгломерате факторов-критериев» один из них будет иметь все-таки «особый, определяющий смысл».

    В качестве простого критерия предлагается рассматривать, в частности, правовую традицию или традиции, общие для всех группируемых в одну семью правовых систем. При этом под правовыми традициями в западной литературе понимается «совокупность глубоко укоренившихся в сознании людей и исторически обусловленных их отношений к роли права в обществе, природе права и политической идеологии, а также к организации и функционированию правовой системы». В отечественной же литературе под правовыми традициями понимаются «элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени». В качестве традиций могут выступать определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, обычаи, обряды и т.д.10

    К сложным критериям классификации правовых систем относят такие, например, критерии, как «стиль» этих систем. При этом в понятие стиля правовой системы, выступающего в виде сложного и многогранного явления, включаются такие его «составляющие» части, как «историческая природа правовых систем», особенности путей его раз вития, «преобладающая манера правового мышления», «основные характеристики правовых институтов», иерархия источников права и способы их интерпретации, доминирующая «идеология правовых систем». Продолжительные споры среди компаративистов ведутся и по другим вопросам, затрагивающим проблемы выбора критериев и определения их содержания. В частности, довольно продолжительные и интенсивные дискуссии в западной компаративистике ведутся по поводу особенностей факторов, оказывающих прямое воздействие на формирование общих черт различных правовых систем, а, следовательно, и на выбор критериев их классификации.

    Ответ на него дается неоднозначный. Одни авторы полагают, что при анализе факторов, оказывающих прямое воздействие  на формирование общих черт различных правовых систем, должны учитываться лишь объективные факторы. Они устойчивы и долговременны по сравнению с любыми субъективными факторами. Другие же исследователи вполне обоснованно, как представляется, исходят из того, что в расчет должны браться все без исключения объективные и субъективные факторы.11

 

  1. Особенности англосаксонской  правовой семьи.
  1. Становление и развитие общего права и права справедливости.

    В результате деятельности сложной системы  королевских судов XII – XV вв. сложилось  общее право новой монархии (общее – в сравнении с прежними разрозненными земскими обычаями и судебной практикой). Это право опиралось на королевскую санкцию защиты тех или других прав, которая предоставлялась от имени короны в каждом единичном случае заново: либо опираясь на предшествующее аналогичное разрешение (приказ о праве), либо основываясь на новом разрешении, полученном от высших юридических инстанций короны. Для систематизации состоявшихся уже рассмотрений и решений Вестминстерские суды стали составлять (с конца XIII в.) свитки общих тяжб. В них подводились итоги разбора дел и возникших при рассмотрении процессуальных осложнений. Позднее такие свитки стали регулярно обнародоваться частными правоведами, а с конца XV в. – в печатном виде. С появлением свитков (или ежегодников) сложилась практика ссылаться на предыдущие судебные решения по сходному делу – на основании полного совпадения или по аналогии. Защита прав в системе общих судов приобрела во многом прецедентный (т.е. основанный на предыдущем решении) характер. Вначале прецедент был только ссылкой на традицию, на наличие права, но позднее он стал обязательным: суд не мог игнорировать содержание сходных решений, особенно если речь шла о решениях вышестоящих инстанций.12

    Общее право рассматривает судебный процесс  как своего рода турнир, в котором  судья играет роль простого арбитра. Каждая сторона должна представить  свои доказательства; ни одна из сторон не имеет возможности заставить  другую предъявить, например, имеющийся  у нее документ. Суд канцлера в данном случае может вмешаться и предписать одной из сторон (discovery order) предъявить тот или иной документ.

    Общее право — система архаичная, оно  придерживается в вопрос се о договорах  теории порока воли, очень примитивной  и малоразработанной. Например, концепция принуждения подразумевала только физическое принуждение, исключая моральное. Канцлер мог вмешаться и здесь против того, кто, бессовестно пользуясь своей властью отца, опекуна, хозяина, духовника, врача, заставил другую сторону заключить договор или получил какое-либо иное не полагающееся ему преимущество. Канцлер мог запретить воспользоваться таким договором и запретить требовать его исполнения. Эта доктрина так называемого «недолжного влияния» вносила какой-то моральный критерий в концепцию принуждения.13

    Происхождение права справедливости.

    Необходимо  еще раз вернуться к условиям, в которых развивалось право  справедливости. В силу пробелов и недостатков системы общего права (когда нельзя было обратиться в королевские суды, или не было возможности довести до конца процесс, или принималось несправедливое решение) граждане в духе идей средних веков имели возможность обратиться за помощью к королю, чтобы он сам, руководствуясь императивами совести, осуществил правосудие либо обязал суд принять справедливое решение.

    Король  — суверен правосудия — обязан был обеспечить справедливость своим  подданным. Его вмешательство было обоснованным в тех случаях, когда  иные правовые средства отсутствовали.

    Справедливость  основывается на праве. Вмешательство  канцлера никогда не состояло в создании новых норм права, которые судьи  должны были применять в будущем. В этом смысле канцлер не изменял  права, которое применялось судами общего права. Наоборот, канцлер всегда высказывал уважение к этому праву: «Справедливость основывается на праве» («Equity follows the Law») — одна из аксиом, провозглашенных канцлером. Однако следовать праву не значит пренебрегать законами морали. И именно во имя последней осуществляется вмешательство канцлера. Нельзя же было допустить, чтобы складывались ситуации, иллюстрирующие римскую формулу summum jus summa injuria. В других странах у судей были способы избежать подобной ситуации; так, они могли запретить злоупотребление правом или же прибегнуть к понятиям публичного порядка или добрых нравов. И все это лежало в рамках общих принципов права. Английские королевские суды были связаны узкой компетенцией и строгой процедурой и поэтому не имели такой свободы маневра. Отсюда необходимость в специальной юрисдикции, основанной на королевской прерогативе, которая могла бы смягчить жесткость общего права, дополнить его и сделать все это в соответствии с требованиями морали и совести.14

    Право справедливости действует в отношении  конкретных лиц (Equity acts in personam). Канцлер действует всегда одним и тем же способом: он выдает приказы или запрещения, адресованные определенному лицу, на которое он имеет возможность воздействовать. Канцлер приказывает или, наоборот, запрещает этому лицу вести себя тем или иным образом и требует от него в интересах спасения его души (канцлер первоначально — духовное лицо) поведения, соответствующего требованиям морали и совести. В случае нарушения предписания канцлера ответчик отправится в тюрьму или же будет арестовано его имущество. Канцлер вмешивался только тогда, когда он действительно мог применить эти санкции к ответчику. Как следствие этого нормы, определявшие компетенцию канцлерского суда, отличались от тех, на которых основывалась компетенция судов общего права.

    До 1875 года право справедливости отличалось от общего права пятью фундаментальными параметрами. Его нормы, созданные  канцлерским судом, имели иное историческое происхождение, чем нормы общего права, созданные Вестминстерскими судами. Нормы права справедливости мог применять только канцлер, судам общего права это не дозволялось. Процедура права справедливости, в отличие от общего права, никогда не знала института присяжных. В канцлерском суде можно было просить таких решений, которых не знало общее право. Наконец, приказ, выдававшийся канцлером в итоге рассмотрения дел, имел дискреционный характер.

    При всех этих различиях право справедливости после XVII века уже представляло собой  собрание настоящих юридических  норм, применяемых судом канцлера согласно процедуре и в условиях, которые своим формализмом и  тщательной детализацией ничуть не уступали процедуре общего права. В ряде случаев  по одному и тому же делу необходимо было вчинить два иска (и суду общего права, и суду канцлера). Например, если одна из сторон хотела добиться исполнения договора в натуре, что возможно только на основе права справедливости, и в то же время возмещения убытков  за просрочку исполнения, что возможно только на основе общего права. Такое  положение было изменено в 1873—1875 годах. С этого времени все английские суды могли использовать правовые средства, предусматриваемые правом справедливости, и применять нормы общего права.15

    Таким образом, прежняя двойственность судебной процедуры была ликвидирована: принципы общего права и нормы права справедливости могли быть применены и осуществлены в одном суде в порядке единого иска. В этом смысле и говорят о «слиянии общего права и права справедливости», проведенном Актами о судоустройстве 1873—1875 годов.

    Современный период развития англосаксонского права  — период кардинальной правовой реформы, суть которой состоит в активизации  законодательной деятельности, унификации искового производства, слиянии судов  общего права и права справедливости. В данный период существенно повысилась роль законодательного регулирования, возросло значение закона среди других источников права. Законодательное "наступление" привело к модификации структуры и содержания права, а также самого юридического мышления, правовой доктрины и образования. Если раньше английские юристы обучались главным образом на практике, то в настоящее время приоритет получило университетское образование. При выработке законопроектов учитывается опыт зарубежных стран, в том числе относящихся к романо-германскои семье права, идут заимствование и унификация других правовых ценностей. Таким образом, наблюдается постепенное сближение названных правовых систем.16

  1. Основные  источники англосаксонского права.

    Английское  право, созданное исторически Вестминстерскими судами (общее право) и канцлерским  судом (право справедливости), является правом судебной практики не только по своему происхождению. Так как влияние  университетов и доктрины в Англии было значительно слабее, чем на континенте, а общий пересмотр  права никогда не осуществлялся  законодателем в форме кодификации, английское право сохранило в  отношении источников права и  свою структуру, и свои первоначальные черты. Это — типичное прецедентное право (case law), изучение его источников следует начать именно с изучения судебной практики.17

    Наиболее  важным источником англосаксонского права (с точки зрения процесса его формирования) является судебный прецедент. Именно он долгое время был главной формой выражения и закрепления английского права, которое поэтому было и остается прецедентным. Прецеденты создаются в Англии только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета (по делам государств – членов Содружества), Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецеденты не создают. Английское правило прецедента гласят: решать так, как было решено ранее (правило «stare decisis»). Оно имеет императивный характер, т.е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом, а также созданным ею самой. Исключение из жесткого правила прецедента все же существует. В 1966г. Палата лордов сделала заявление по вопросам практики, в котором допускала возможность отступить от ранее созданных ею прецедентов в случае установленной необходимости. Полномочие Палаты лордов отвергать свои прежние решения было закреплено Парламентом в Законе 1966г. об отправлении правосудия.18

Информация о работе Англо-саксонская правовая семья