Англо-саксонская правовая семья

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы сформулировать понятие и раскрыть основные компоненты англосаксонской правовой семьи, определить источники права и их место, что обусловливает следующие основные задачи исследования:
определить роль и место англо-саксонской правовой семьи среди иных правовых семей;
рассмотреть историю возникновения, становления и развития англо-саксонской правовой семьи;
проанализировать структуру и источники права, а также основные подходы к их роли и месту в англо-саксонской правовой семье.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 3
I. Теоретические основы правовых семей мира 5
1. Соотношений понятий правовая семья, правовая система, система законодательства и система права. 5
2. Критерии систематизации правовых систем государств в правовые семьи мира. 9
3. Проблемы выбора критериев классификации национальных правовых систем. 11
II. Особенности англосаксонской правовой семьи. 14
1. Становление и развитие общего права и права справедливости. 14
2. Основные источники англосаксонского права. 18
3. Специфика системы и норм английского права 21
Заключение 23
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 69.19 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки РФ

Байкальский государственный  университет экономики  и права

Кафедра теории и истории  государства и  права

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА  
по учебной дисциплине  
Теория государства и права

    на  тему: Англо-саксонская правовая семья

 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил:

Студент 1-го курса

учебной группы ЮС-10-5

Дондопов Александр Вячеславович

Проверил:

Кешикова Наталья Владимировна,

К.ю.н., доцент 

Иркутск – 2011

Оглавление

Введение 3

I. Теоретические основы правовых семей мира 5

1. Соотношений понятий правовая семья, правовая система, система законодательства и система права. 5

2. Критерии систематизации правовых систем государств в правовые семьи мира. 9

3. Проблемы выбора критериев классификации национальных правовых систем. 11

II. Особенности англосаксонской правовой семьи. 14

1. Становление и развитие общего права и права справедливости. 14

2. Основные источники англосаксонского права. 18

3. Специфика системы и норм английского права 21

Заключение 23

Список  литературы 25 
 

 

Введение

    Своеобразие каждого государства, выраженное в  особенностях обычаев, традиций, регулирующих жизнь общества, законодательстве, структуре юрисдикционных органов, правовом менталитете, сложилось исторически под влиянием многих факторов. Это привело к формированию в каждой стране самобытной правовой системы. Под правовой системой понимают целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

    Необходимо  отметить, что в теории государства  и права существуют два понятия  правовой системы - узкое и широкое.

    Под узким понятием правовой системы  понимают национальное право, а под  широким - широкая совокупность национальных правовых систем, которые источников права, основных правовых объединяет общность происхождения понятий, методов  и способов развития.

    Любая правовая система (в широком смысле) включает в себя ряд правовых явлений, которые можно условно разделить  на три группы:

    1) юридические нормы, принципы и  институты (нормативная сторона);

    2) совокупность учреждений права  (организационная сторона);

    3) совокупность правовых представлений,  идей, взглядов в обществе (правовая  культура).

    Наряду  с отличиями и особенностями  в различных правовых системах можно  обнаружить много схожих элементов, позволяющих объединять их в группы (правовые семьи) по ряду признаков: историко-территориальному, национальному, идеологическому.

    Предмет исследования составляют теоретические  и практические аспекты содержания, структуры, особенности англо-саксонской правовой семьи.

    Цель  исследования состоит в том, чтобы  сформулировать понятие и раскрыть основные компоненты англосаксонской  правовой семьи, определить источники  права и их место, что обусловливает  следующие основные задачи исследования:

    • определить роль и место англо-саксонской правовой семьи среди иных правовых семей;
    • рассмотреть историю возникновения, становления и развития англо-саксонской правовой семьи;
    • проанализировать структуру и источники права, а также основные подходы к их роли и месту в англо-саксонской правовой семье.

    Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 

 

  1. Теоретические основы правовых семей  мира
  1. Соотношение понятий правовая семья, правовая система, система законодательства и система права.

    Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему – совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.1

    Правовая  семья - одно из центральных понятий  сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую  совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры  права и исторического пути его  формирования. Термин "правовая семья" используется наряду с термином "правовая система", имеющим двоякий смысл ("национальная" и "мировая").

    Существуют  два различных понимания правовой (или юридической) системы — узкое  и широкое.

    С одной стороны, право представляет собой совокупность норм, т.е. общеобязательных правил поведения, установленных и  санкционированных государством и  охраняемых его принудительной силой, хотя такое понимание права не является единственным. Некоторые философы и юристы считают право некой  идеальной моделью поведения. В  частности, в мусульманских странах традиционным является понимание мусульманского права как идеальной системы, связанной с религией ислама, а не с нормативными решениями органов государственной власти и управления. В узком значении правовая система — это система внутреннего национального права, имеющая определенную структуру: норма права, правовой институт, отрасль права (или определенная сфера правового регулирования).

    С другой стороны, понятие «правовая  система» охватывает широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные. В широком понимании правовая система характеризуется тремя группами правовых явлений: 1) юридические нормы, институты, отрасли (сферы правового регулирования) (нормативная сторона); 2) совокупность правовых учреждений (организационная сторона); 3) совокупность правовых взглядов, представлений, идей, свойственных данному обществу (правовая культура).2

    Понятие "правовая система" не тождественно понятию "система права". Система  права характеризует внутреннюю структуру права, т.е. соотношение  отраслей права, правовых институтов и  норм права. Правовая же система - более  широкое понятие и наряду с  институциональной структурой права  включает в себя другие элементы правовой жизни страны. Чаще всего правовую систему определяют как конкретно-историческую совокупность законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии в данном государстве. Она раскрывает правовое развитие страны, конкретного народа, черты, присущие только данному государству.3

    Вопрос  о соотношении системы права  и системы законодательства уже  длительное время является актуальным и дискуссионным в российской юридической науке. Наиболее распространены две позиции. Суть первой: система  права и система законодательства соотносятся как форма и содержание, то есть право закрепляется в законодательстве, отражается в нем, причем система права объективна, а система законодательства - объективно-субъективна. Суть второй: система права - это единый, не разделенный на части массив правовых норм - живых клеточек правовой материи; на каждом очередном этапе развития общества массив правовых норм "кристаллизуется" вокруг нескольких крупных, актуальных на данный момент системообразующих факторов (системы нормотворческих органов, системы субъектов права, основные социально-экономические задачи и пр.); отраслей права не существует, есть только отрасли законодательства.4

    Традиционно ставится вопрос о соотношении системы  права именно с системой законодательства. Последняя же имеет несколько определений, в зависимости от того, в узком или широком смысле рассматривается. В узком смысле - это система законов, в широком смысле - законов и подзаконных нормативных актов. И в том, и в другом случае из поля зрения выпадает целый массив правовых норм, которые содержатся и в иных источниках права, например, в нормативных договорах, правовых обычаях, судебном прецеденте. К сожалению, такая позиция до сих пор наиболее распространена. Даже при указании на ее ущербность пока не производится решительная замена терминологии. Для отечественной юридической науки всегда была характерна недооценка глубокого и непредвзятого исследования вопроса об источниках права. В силу существовавшей ранее общественно-политической ситуации основной акцент при изучении источников права делался на противостояние двух систем (капитализма и социализма). Разумеется, система источников социалистического права считалась более совершенной. Российская правовая система относится к романо-германской, в которой в качестве источника права преобладает нормативный акт. В условиях же заидеологизированного общества эта особенность приобрела исключительный характер, хотя применительно к иным правовым системам признавалась множественность источников права. Поэтому понятие "система источников права" было заменено понятием "система законодательства", а проблема источников права - проблемой соотношения системы законодательства и системы права.5

    Несомненно, что и система права, и система  законодательства - составляющие правовой системы. Но какова их роль и место  в ней? Полагаем, что они не являются ее отдельными компонентами. Ведь критерием  элементности частей выступает их инвариантность, принимающая различные формы в зависимости от особенностей того или иного класса системы. Таким критерием при исследовании правовой системы как объективно-субъективной выступает, в частности, принцип тождества частей относительно их места и роли в данной системе. Например, отрасли в системе права тождественны (неразличимы) как элементы одного уровня (конечно, если мы будем рассматривать их как системы, состоящие из подотраслей, институтов и норм, то они предстанут нетождественными, поскольку будут рассматриваться на других уровнях, а это уже иной аспект исследования).

    Систему права и систему законодательства невозможно определить как тождественные, следовательно, они - элементы не одного уровня. Тогда, может быть, они являются элементами разных уровней? Но здесь  надо учитывать принцип иерархичности  системы, который означает, что каждый элемент, в свою очередь, может рассматриваться  как иная система, а исследуемая  в данном случае целостность представляет собой один из компонентов более  широкой системы. Значит, если рассматривать  систему права и систему законодательства как разноуровневые элементы, то один из них должен входить в состав другого: либо система права в систему законодательства, либо система законодательства в систему права. Ясно, что такая ситуация абсурдна.6

    "В  сущности, система права и система  законодательства выражают один  и тот же феномен - право,  но с разных сторон - внутренней  и внешней, отсюда их взаимообусловленности  и общее социальное назначение".7

  1. Критерии  систематизации правовых систем государств в правовые семьи мира.

    Из  вышеизложенного видно, что правовых систем, как минимум, столько, сколько существует государств. А если учесть существование «конкурирующих» правовых систем, то окажется, что в мире функционирует великое множество правовых систем. Вместе с тем, некоторые общие черты позволяют объединить их в определенные группы (или типы)

    Существует  несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных  государств.

  1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).
  2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.
  3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне — на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне — на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений).
  4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других — теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.
  5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

Информация о работе Англо-саксонская правовая семья