Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 06:31, курсовая работа
Цель нашей работы – это анализ действующих и формирующихся НИС.
Для выполнения поставленной задачи необходимо решить ряд задач:
определить понятие и сущность национальной инновационной системы;
выявить признаки инновационной системы;
рассмотреть типы НИС;
проанализировать опыт иностранных стран в формировании НИС;
проанализировать современную ситуацию в инновационной деятельности в России;
рассмотреть внутреннюю и внешнюю деятельность России по формированию НИС.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования национальной инновационной системы 5
1.1. Понятие, сущность и признаки национальной инновационной системы 5
1.2. Типы НИС 9
Глава 2. Мировой опыт формирования НИС, их особенности 12
Глава 3. Анализ состояния и направления инновационного развития в России 20
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Рассмотрим объемы внутренних затрат на исследования и разработки, приходящиеся на душу населения, в расчете по паритету покупательной способности национальных валют в тех же странах в том же предкризисном 2007 г.21 (см. диаграмму на рис. 2).
Рис. 2.2. Объемы внутренних затрат на исследования и разработки, приходящиеся на душу населения
Приходится с сожалением констатировать, что Россия здесь отстает от ведущих стран в 4–8 раз.
Приведем некоторые абсолютные цифры. В 2009 г. в США на научные исследования было истрачено 382 млрд. долл. США, в России – около 20 млрд долл. США. Затраты США составляют 32–33 % от всех мировых расходов на науку, а России – 1 %. В 2009 г. Китай потратил на эти же цели 142 млрд долл. США (около 13 % мировых расходов). За тот же период Япония выделила на научные исследования 144 млрд долл. США22.
Что касается такого важного фактора, как заработная плата, то у российских исследователей она многократно уступает уровню доходов ученых в развитых государствах, и ее уровень, несомненно, является одной из основных причин того, что в России всего 1 % опрошенных с уважением относится к профессии ученого23, а в США – 56 %24.
Поскольку источником инноваций являются результаты научных исследований, средств на которые в России катастрофически не хватает, а инновационный путь развития стране крайне необходим, надо исходить из существующих реалий и искать пути структурно-организационного плана.
При этом нельзя не учитывать
имеющийся положительный опыт российской
высшей школы в организации и
осуществлении инновационной
Совершим небольшой экскурс в историю. В сложившихся в России в начале 1990-х гг. крайне нестабильных экономических условиях насущной задачей высшей школы стало развитие новых форм деятельности, способствующих или непосредственно приносящих дополнительные средства, необходимые не только для сохранения, но и для дальнейшего развития отечественной системы образования.
В эти годы стало очевидным, что одним из наиболее эффективных путей преодоления последствий кризиса в научно-технической сфере является коммерциализация вузовской науки путем развития инновационной деятельности высшей школы в сфере науки и научного обслуживания, поскольку ее развитие могло бы привести не только к восстановлению утраченных позиций на мировой арене и сохранению кадрового потенциала, но и, при условии реинвестирования вложенных бюджетных средств, может дать ощутимый вклад в увеличение финансирования учебного процесса и фундаментальных и поисковых научных исследований, а также способствовать решению острых социальных проблем вузов.
Инновационная политика государства
Министерством образования
При вузах – участниках
этих программ – создавались соответствующие
новые экономические структуры,
их научные коллективы приобретали
навыки организации и выполнения
инновационных научно-
Сложившаяся в результате
участия в этих программах в наиболее
продвинутых университетах
Таким образом, инновационная
научно-техническая
Сообразуясь со значимостью высших учебных заведений как потенциалообразующего звена эффективности инновационной деятельности в государстве, регионах и на отдельных предприятиях, можно констатировать, что вузы России являются одним из ведущих элементов формирующейся национальной инновационной системы, играющим определяющую роль в процессах ее организации и функционирования.
В связи с этим целесообразно более подробно рассмотреть роль высших учебных заведений в развитии инновационной деятельности, уделяя особое внимание особенностям подходов к оценке данной роли в России.
Рассмотрим вкратце
В системе высшей школы
создана развернутая
Необходимо отметить, что
в рамках инновационных программ
1992–2002 гг. на базе Центра содействия развитию
научно-технического предпринимательства
высшей школы России (ныне Российский
государственный университет
Стратегической целью развития инновационной деятельности и формирования инновационной экономики в нашей стране на ближайшие годы должно быть комплексное развитие отечественных производств и территорий до уровня их конкурентоспособности в мире. Главным ресурсом для достижения поставленной цели должна стать высшая школа.
Система высшего образования должна и может выполнить функции системного координатора по восстановлению и развитию предприятий и территорий страны.
Это объясняется следующими свойствами отечественной высшей школы:
При этом есть основания надеяться,
что корпоративная
Таким образом, суммируя вышеизложенное, можно констатировать следующее.
1. Для развития собственной
инновационной деятельности
2. Существует корпоративная информационная сеть, предназначенная для поддержки инновационной деятельности высшей школы.
3. Инновационная деятельность
вузов высоко оценивается и
поддерживается региональными
4. Практически отсутствует
межвузовская кооперация
5. Назрела острая необходимость
создания корпоративной
К созданию корпоративной
инновационной системы высшей школы
России имеются все предпосылки,
необходимо лишь некоторое волевое
решение «сверху» в виде соответствующей
целевой программы, предусматривающей
следующие направления
Нельзя не отметить, что наша страна целенаправленно движется по инновационному пути: это и создание технико-внедренческих особых экономических зон, и создание таких важных инфраструктурных элементов инновационной сферы, как технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, это и мегапроекты, это, в конце концов, и проект «Сколково».
Это важно, в первую очередь, потому, что таким образом в России создаются, если можно так сказать, «инновационные поля» будущей национальной инновационной системы, ее отдельные «острова», однако создание единой, полноценной системы невозможно при отсутствии структурно-организационного механизма, интегрирующего и координирующего деятельность вышеуказанных элементов инновационной сферы.
И в этом плане нельзя не
учитывать и не использовать имеющийся
богатый опыт организации и осуществления
инновационной деятельности в российской
высшей школе, а также наличие
в ней необходимых
Главное достоинство предлагаемого
подхода заключается в том, что
через такое развитие системы
высшего образования можно
Современная мировая экономика
все более приобретает черты
инновационной экономики, связанной
с разработкой, внедрением и
использованием высоких технологий.
Проблема создания институтов инновационной
системы, позволяющей генерировать,
воспроизводить и использовать
научно-технические инновации для
повышения темпов экономического развития
и качества жизни в нашей стране
приобретает чрезвычайно
Преодоление современного экономического кризиса в России возможно через реализацию ее преимуществ, таких как достаточно высокий уровень образования и квалификации населения и оставшуюся с советских времен научную и производственную инфраструктуру, особенно в оборонных отраслях посредством разработки и реализации национальной инновационной системы России.
Информация о работе Анализ состояния и направления инновационного развития в России