Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 06:31, курсовая работа
Цель нашей работы – это анализ действующих и формирующихся НИС.
Для выполнения поставленной задачи необходимо решить ряд задач:
определить понятие и сущность национальной инновационной системы;
выявить признаки инновационной системы;
рассмотреть типы НИС;
проанализировать опыт иностранных стран в формировании НИС;
проанализировать современную ситуацию в инновационной деятельности в России;
рассмотреть внутреннюю и внешнюю деятельность России по формированию НИС.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования национальной инновационной системы 5
1.1. Понятие, сущность и признаки национальной инновационной системы 5
1.2. Типы НИС 9
Глава 2. Мировой опыт формирования НИС, их особенности 12
Глава 3. Анализ состояния и направления инновационного развития в России 20
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Развитые страны мира уже во второй половине ХХ века начали переводить на инновационный путь развития свои национальные экономики. Вклад факторов научно-технического прогресса (НТП) в приросте валового внутреннего продукта (ВВП) в США еще в прошлом веке превышал 50-60%. Даже в бывшем СССР за счет указанных факторов обеспечивался прирост национального дохода около 40%. Сегодня на долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства, в промышленно развитых странах уже приходится до 80-95% прироста ВВП8.
Институциональные структуры, заложенные в основу НИС промышленно-развитых стран, имеют как общие черты, так и существенные различия.
Институциональные профили систем, определяющих инновационную политику таких государств, объединяет, прежде всего, наличие нескольких уровней организации и управления. Так, НИС Норвегии и Австралии состоит из шести уровней, Германии и Великобритании — из четырех, Бельгии, Швейцарии, Австрии — из трех, имеющих разные функции и объединяющие различные институты.
В Норвегии верхний уровень НИС включает структуры, разрабатывающие государственную экономическую политику в целом, второй — структуры, формирующие политику в области технологий и инноваций. Третий функциональный уровень обеспечивает процесс реализации инновационной политики и задает направления исследованиям и разработкам. На четвертом уровне объединены институты, выполняющие НИОКР, на пятом – институты, облегчающие диффузию технологий. Шестой уровень представляет собой деловую предпринимательскую среду в частном и государственном секторах.
Особенностью НИС Австралии является наличие специальных юридических организаций, занимающихся правовым обеспечением инновационной деятельности и законодательной поддержкой предпринимателей, включенных в инновационный процесс.
В структуре НИС Бельгии выделяется зона финансирования исследований и разработок, которая аккумулирует все финансовые потоки, направляемые на инновации, включая средства бюджета, государственных и негосударственных венчурных фондов, международных организаций.
В Германии особую роль играет система технического образования, сложившаяся еще во второй половине XIX века. Ее уникальность в том, что помимо собственно педагогической деятельности она ведет переподготовку и консультирование инженеров и техников в технических академиях, музеях, на регулярных выставках технических достижений и тем самым распространяет среди населения новые технологии. В первой половине XX века государственное финансирование научных исследований и разработок превышало затраты частного сектора, но в послевоенный период бизнес стал ускоренно развивать собственные исследования и разработки. К концу XX века доля государства снизилась до одной трети общих расходов на инновационные разработки. При этом Федеральное министерство исследований и технологии выступает как менеджер НИС, разрабатывая программы для укрепления кооперации, стимулирования кадровых и информационных потоков между различными организациями системы.9
В настоящее время
финансирование инновационной системы
Германии может быть охарактеризовано
как смешанное: хозяйственные структуры
через фонды и общества частично
финансируют государственные
Швеция имеет самые высокие показатели наукоемкости валового внутреннего продукта и уровня жизни населения. Обеспечение всеобщего благосостояния и полной занятости трудоспособных на основе технического прогресса составило суть "шведской модели". Технические достижения воплощаются преимущественно в нескольких крупных транснациональных корпорациях, действующих в уже сложившихся отраслях промышленности и составляющих основу шведской экономики: автомобилестроение, электротехника и т.п. Но не наблюдается прорывов в новых отраслях: электронике, информатике, связи. Сравнительно невысока наукоемкость производства в средних и мелких фирмах.
В реализации научно-технической политики остаются традиционно сильны позиции частных корпораций. Государство видит свою задачу в наведении мостов, обеспечивающих сотрудничество корпораций с мелким и средним бизнесом и университетами. Национальный совет по реализации технической политики (NUTEK) осуществляет мониторинг технического развития, содействует адаптации и диффузии новых технологий, предоставляет контракты на исследования и разработки10. В его рабочих группах представлены чиновники, бизнесмены и ученые. NUTEK тесно взаимодействует с частными отраслевыми ассоциациями и институтами. Но его деятельность недостаточно эффективна, в целом влияние государства остается неглубоким. В последнее десятилетие крупные корпорации приняли стратегию глобализации, альянсов или слияния с лидерами мирового рынка, роста инвестиций в другие страны, что принципиально меняет шведскую модель инновационной системы.
Изучение мирового опыта по формированию институциональных и политических рамок для поддержки инноваций позволяет говорить, что подходы отдельных стран, имея некоторые общие черты, вместе с тем нацелены на удовлетворение особых национальных потребностей (Финляндии — на диверсификацию экономики, Франции — на создание сети мелких технологических фирм, США — на поддержку реструктуризации местной экономики). Поэтому они отличаются по своей направленности и роли правительства в данной сфере.
США, где политике стимулирования инноваций уделяется большое внимание, занимают лидирующую позицию в рейтинге технологической конкурентоспособности. За последние годы федеральным правительством и правительствами отдельных штатов разработаны специальные программы поддержки инноваций, которые позволили смягчить удары, испытываемые экономикой при переходе производства к новым технологиям и информационным услугам.
Инновационная стратегия страны предусматривает значительные инвестиции в высшее образование, формирование центров исследований и разработок, создание различных технологических инкубаторов. Примерами успешных программ могут служить Мичиганский коридор исследований в области наук о жизни, Фонд исследований и разработок технологий XXI столетия Индианы, Пенсильванское инвестиционное управление по развитию технологий. Правительства штатов активно поддерживают партнерство бизнеса местными вузами и университетами, что, с одной стороны, способствует повышению научного потенциала студентов, с другой, создает новые рабочие места в стремительно меняющихся экономических условиях.11
Южнокорейская модель НИС характеризуется активным участием 30 многоотраслевых финансово-промышленных групп (ФПГ) в реализации государственной инновационной политики. На долю крупнейших ФПГ приходится более 45% объема промышленного производства и 58% общегосударственных затрат на НИОКР.
Правительство предоставляет ФПГ мощную финансовую и налоговую поддержку, гарантирует поставку квалифицированных кадров. Однако НИС остается неустойчивым образованием из-за относительно слабого развития фундаментальной науки и договорного права.
Особый интерес для изучения опыта формирования НИС и применения в российской практике представляет инновационная политика Финляндии. Научно-техническая политика, проводимая в последние 10-15 лет правительством Финляндии, нацелена на укрепление сотрудничества между основными государственными структурами, заинтересованными в переориентации экономики с индустриального на инновационный путь развития. В стране с 1967 г. действует национальный фонд "Ситра", который является независимым общественным финансовым фондом и подчиняется Парламенту Финляндии.
Цель фонда заключается в создании условий роста экономического благосостояния Финляндии. Вся деятельность "Ситра" направлена на развитие деятельного общества и создание условий для успешного развития Финляндии в будущем. Вот почему фонд сосредоточивает свои усилия (целевые программы) на определенных стратегических направлениях.
Программы "Ситра" позволяют быстро реагировать на факторы, отвечающие за конкурентоспособность и экономический рост Финляндии. Реализация программ осуществляется в тесном сотрудничестве с финскими и заинтересованными международными сторонами.
Во –первых, Ситра выполняет исследования и экспериментальные проекты по программным темам, в частности, в сфере поиска новых способов повышения инновативности участников социально-производственных отношений, коммерциализации знаний, новых видов хозяйственной деятельности, научному предвидению. Во-вторых, проводит программы тренингов и обучения. И, наконец, осуществляет венчурное инвестирование. В Финляндии есть институты и фонды, которые значительно сильнее "Ситры" в своих узких областях, но этот фонд призван объединять усилия всех ключевых национальных игроков из общественного и частного секторов, эффективно реагируя на потребности и запросы финского общества. Задача Фонда – оперативно решать вопросы обеспечения экономического роста и благосостояния Финляндии, выступать катализатором процессов преобразования финского общества.
Деятельность "Ситра" финансируется доходами от собственного уставного капитала и объектов венчурных капиталовложений. Бюджет фонда "Ситра" на 2007 г. составляет около 45 млн. евро, а общая сумма объектов (92 предприятия) венчурных капиталовложений "Ситра" (по состоянию на 31.12.2006) составляет 146,8 млн. евро. Численность персонала фонда насчитывает 85 человек.12
В 2004 году прошла реорганизация Фонда, в ходе которой было решено сконцентрировать усилия в шести программных областях. Это реформирование национальной инновационной системы (Innovation Program), развитие системы здравоохранения (Healthcare Program), разработка концепций по технологиям охраны окружающей среды (Environmental Program), развития здорового образа и продуктов питания (Food & Nutrition Program). Указанные четыре программы выделены в силу их важности для развития финского общества. Есть еще две программы, сформированные уже по географическому признаку – программы по экономическому сотрудничеству с Россией и с Индией.
Средняя продолжительность программ – от трех до пяти лет, после чего выстраиваются новые планы.
Экономическое сотрудничество с Россией разворачивается на трех уровнях. На первом, так называемом стратегическом, были собраны вместе ключевые людей финского общества и финской экономики. Эти люди выработали национальную торгово-экономическую стратегию Финляндии относительно сотрудничества с Россией.
Второй уровень – то, что финны называют "Форумом". Здесь важна организация контактов российских и финских экспертов, игроков самого высшего уровня.
Наконец, третий уровень – "Интеграция" преследует своей целью налаживание взаимного сотрудничества. Сегодня крупные финские фирмы начинают инвестировать в российскую экономику – а не просто сбывать в России свою продукцию и услуги. Эти фирмы открывают офисы в Москве и регионах, переходят к разностороннему партнерству. На сегодняшний день отобрано 74 малых и средних предприятия, которые программа сотрудничества с Россией поддержит в начале их работы в России. Например, в формирующемся индустриальном парке в Санкт-Петербурге выразили готовность работать 20—25 финских компаний.
Об успешности научно-технической политики свидетельствуют устойчивый рост доли высокотехнологичных продуктов в экспорте Финляндии, а также увеличение объемов государственного и частного финансирования развития науки и технологий. Общая сумма ассигнований в инновационный сектор составляет в настоящее время более 3,5% ВВП. Специалисты приписывают достижения в инновационном развитии страны "высокому уровню правительственных обязательств, атмосфере сотрудничества, тщательно продуманному международному элементу и созданию эффективной инновационной системы.
В итоге можно сделать следующий выводы:
Концепция инновационного развития
и, в частности создания национальной
инновационной системы, является предметом
большого числа дискуссий и дебатов
в научной литературе. При этом
преобладает мнение, согласно которому
ведущим механизмом проектирования
и оценки национальных или
отраслевых инновационных систем может
служить функциональный подход.
Функциональный подход дает возможность
обобщенно ответить на вопрос: «Что
следует делать для организации
инновационного развития?» и это
крайне важно. Однако он не
дает ответа на вопросы: «Кто,
зачем и для чего будет осуществлять
инновационное развитие?», «Кто
является субъектом инновационного
развития?», «Кто, как и зачем
будут кооперироваться в
Информация о работе Анализ состояния и направления инновационного развития в России