Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 06:31, курсовая работа
Цель нашей работы – это анализ действующих и формирующихся НИС.
Для выполнения поставленной задачи необходимо решить ряд задач:
определить понятие и сущность национальной инновационной системы;
выявить признаки инновационной системы;
рассмотреть типы НИС;
проанализировать опыт иностранных стран в формировании НИС;
проанализировать современную ситуацию в инновационной деятельности в России;
рассмотреть внутреннюю и внешнюю деятельность России по формированию НИС.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования национальной инновационной системы 5
1.1. Понятие, сущность и признаки национальной инновационной системы 5
1.2. Типы НИС 9
Глава 2. Мировой опыт формирования НИС, их особенности 12
Глава 3. Анализ состояния и направления инновационного развития в России 20
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Сегодня в инновационном развитии ведущую роль традиционно играет линейная модель инноваций. Согласно этой модели разработанная фундаментальная научная идея воплощается в прикладных исследованиях. Последние служат основой инноваций, в результате реализации которых возникают передовые технологии. Модель хорошо себя зарекомендовала в XX веке и будет по-прежнему занимать свое достойное место в развитых странах и в XXI веке, однако в России каркас этой модели «фундаментальная наука – НИОКР – производство» оказался разрушенным.
В дополнение к линейной модели
в развитых странах постепенно
внедряется «модель множественных
источников инноваций», в соответствии
с которой инновации могут
возникать в любой части
Анализ двух базовых моделей инноваций позволяет сделать вывод, что в центре внимания остается проблема поиска оптимального сочетания нормативного и субъектного подходов. При решении этой проблемы имеет место в большинстве случаев неосознаваемый конфликт двух парадигм: «поддержки инноваций и поддержки конкретных субъектов инновационной деятельности»13.
Важно отметить, что эти подходы (парадигмы) не следует рассматривать как альтернативные, они должны дополнять друг друга. Это возможно при расширении «пространства проблематизации» и перехода к парадигме, включающей в себя оба упомянутые выше подхода как частные стратегии решения отдельных задач. На наш взгляд, это можно сделать в рамках субъектно-ориентированного подхода. Одной из его принципиальных особенностей должна стать смена объектов исследования, проектирования и управления, которыми становятся как системы деятельности в целом, так и их субъекты, активно участвующие в развитии своей деятельности.
Самый трудный и драматический вопрос — вопрос о субъектах инновационного развития, готовых определять образ будущего, взять на себя бремя и ответственность за осуществление намечаемых целей и задач. Имеется в виду наличие и реальное состояние тех общественных и политических субъектов (или претендентов на статус таковых), которые не только выражают желание, но и обладают волей, чтобы осуществить проект на практике. Надо лечить главную болезнь России – бессубъектность14.
Эта болезнь поразила в той или иной степени всех основных участников модернизационного процесса (государство, общественные и политические сообщества, социальные институты). Главные ее симптомы: блокировка рефлексии; неспособность адекватно воспринять и оценить сложившуюся ситуацию, подняться над нею, самоопределиться и самоидентифицироваться; отсутствие смелых, хорошо обдуманных «прорывных» идей и готовности, умело взаимодействуя с другими субъектами, их реализовать. Указанные симптомы «грубо и зримо» проглядывают в образе мышления и действий всех основных субъектов современной России, в том числе и власти, что достаточно точно фиксируется аналитиками.
Приходится констатировать, что после исчезновения КПСС и закономерного разрушения хоть как-то работавших механизмов принятия и реализации государственных решений, новых действенных механизмов управления страной, сложным общественным хозяйством создано не было. Способна ли создаваемая «вертикаль власти» решить эту проблему: разработать стратегию инновационного развития, обеспечивающую достойную жизнь населению и могущество государства Российского? В состоянии ли она мобилизовать общество на ее реализацию? К сожалению, ответ на эти вопросы пока отрицательный.
Создаваемая «вертикаль власти» задумывалась для решения тактических задач и к настоящему времени не доказала, что она способна решать стратегические проблемы. Она в значительной своей части – не вертикаль власти, а горизонталь преклонения перед «силой» денег. И пока этот культ не будет преодолен, «горизонталь власти» будет действовать в его интересах.
Цель коррумпированных чиновников – стабилизировать нынешнее состояние, не дать выйти стране из того тупика, в который она зашла. Инновации не просто не нужны, а вредны и опасны для этого «класса». Высокие технологии, необходимые для инновационного развития России, невозможно внедрить без смены подобной элиты. Развитие нуждается в ресурсах, а в условиях развала обрабатывающей промышленности эти ресурсы придётся брать в добывающем секторе, перераспределять гигантские финансовые потоки. Интересы ориентированных на экспорт сырьевых производителей и их обслуживающих структур самым тесным образом связаны с другими центрами силы – американским, китайским, исламским или европейским. Они обслуживают и поддерживают иные цивилизационные проекты в отсутствие собственного, российского проекта развития. «Вертикаль власти» только кажется управляемой по вертикали. Это иллюзии: высокая управляемость при высоком уровне коррупции бюрократического аппарата невозможна в принципе, ибо в этом случае «горизонтальные» финансовые интересы отдельных групп и ведомств доминируют над интересами государства и общества. То же самое распространяется и на координацию по горизонтали, что можно видеть на примере никак не желающей выйти из «тени» экономики.
Консолидация усилий государства
и общества является ключевой проблемой
для организации российского
развития. Решением данной проблемы
может стать создание стратегической
системы инновационной поддержки
управления и развития РФ,
включающей в себя как государственные,
так и негосударственные
При этом необходимо дальнейшее
развитие парадигмы национальной
безопасности, Концепция безопасности
должна быть стратегически ориентирована
в первую очередь на обеспечение
способности к динамичному развитию.
Главная угроза в XXI веке - «застояться»
на месте. Обеспечение национальной
безопасности – это обеспечение
способности граждан, общества и
государства к совместному
Такой подход позволит на деле реализовать реальное встраивание общественных механизмов в государственное управление и использование их инновационного потенциала, а не создание бутафорских общественных пристроек и карманных технократических сообществ.
Проблема крайне сложная,
ибо неизбежен конфликт двух вертикалей,
преодолеть который и направить
его энергию на развитие
страны сможет только структура,
обладающая необходимой информационно-
Вместе с тем следует отметить, что для решения этой проблемы есть определенный задел в виде идей и социальных технологий, начались процессы формирования новой инновационной элиты. Без решения этой проблемы не удастся преодолеть чудовищную коррупцию в РФ и повернуть страну на курс инновационного развития.
Итоговая оценка. Главным препятствием для инновационного развития страны является бессубъектность, отсутствие субъекта инновационного развития, осознающего свои цели, интересы, стратегию и тактику, обладающего необходимой политической волей и способного добиваться решения поставленных задач. Первые и важные шаги для появления такого стратегического субъекта – это не только формулировка образа будущего, национальных интересов и большого проекта для России, но и проекта формирования и воспитания субъекта, инновационной элиты, способной сделать реальным именно этот образ будущего. Это вызов для научного и экспертного сообщества страны, для элит, для всех ответственных политических сил страны.
О необходимости перехода
страны на инновационный путь развития
неоднократно, начиная с 1994 г., говорилось
в ежегодных президентских
Тем не менее, нынешнее состояние инновационной сферы России оставляет желать лучшего. Необходимо признать, что определенные шаги в этом направлении делались и продолжают делаться: были созданы технико-внедренческие (т. е. инновационного типа) особые экономические зоны в городах Дубна, Москва (Зеленоград, ТВЗ «Зеленоград»), Санкт-Петербург (поселок Стрельна, зона «Нойдорф»), Томск, разработана Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», обеспечивший возможность НИИ различной ведомственной принадлежности и вузам создавать малые предприятия инновационной направленности, и др., пристальное внимание властные структуры уделяют мегапроектам в области науки и инноваций: разработкам в сфере нанотехнологий, атомной энергетики, биотехнологии, в военно-промышленной отрасли.
Важным шагом в инновационное развитие России представляется создание инновационного центра «Сколково» – ультрасовременного научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий. Его создание является адекватной реакцией на ежегодное послание Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г., где им было заявлено: «…Надо завершить разработку предложений по созданию в России мощного центра исследований и разработок, который был бы сфокусирован на поддержку всех приоритетных направлений, именно всех направлений. Речь идет о создании современного технологического центра, если хотите, по примеру Силиконовой долины и других подобных зарубежных центров».
Планируется, что центр «Сколково» будет работать по пяти приоритетным направлениям модернизации – энергетика, информационные технологии, телекоммуникации, биомедицинские технологии, ядерные технологии, на территории центра будут расположены инновационные компании, высокотехнологичное производство, филиалы и лаборатории ведущих университетов и компаний России и других стран, жилье, театр, среда для неформального общения, будут жить и работать 40 тыс. человек.
Конечно, создание такого центра неизбежно столкнется с рядом трудностей, на которые в средствах массовой информации указывают представители научной общественности. К ним, в первую очередь, следует отнести отсутствие первоначальной научной, технологической и кадровой базы, научных школ, без которых сегодня не производится ни один серьезный прорыв в науке и технологиях.
Общеизвестно, что в основе
продуктовых и технологических
инноваций, являющихся предметом нашего
рассмотрения, лежат результаты научных
исследований, которые, в свою очередь,
опираются на две основные составляющие
– научные кадры и материально-
На диаграмме (рис. 1) представлены сопоставительные данные по доле расходов на НИОКР в ВВП в ряде стран в предкризисном 2007 г. (до мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 г., у большинства развитых стран этот показатель был достаточно стабилен в течение, как минимум, двух десятилетий, и именно 2007 г. наиболее адекватно отображает общую тенденцию).
Рис. 1. Доля расходов на НИОКР в ВВП, %17
Как видно из диаграммы,
положение России по сравнению
с другими странами здесь
Информация о работе Анализ состояния и направления инновационного развития в России