Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является АО ”Саранский хлебокомбинат”. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на АО “Саранский хлебокомбинат”;
проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на АО “Саранский хлебокомбинат”.

Содержание

Введение 5
1. Теоретические основы организации прибыли и рентабельности
Прибыль и рентабельность и их экономическая
сущность 7
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 13
2. Анализ прибыли и рентабельности (на примере предприятия АО «Саранский хлебокомбинат»)
Факторный анализ прибыли и рентабельности
на АО «Саранский хлебокомбинат» 18
2.2 Анализ распределения и использования прибыли 27
3. Пути улучшения использования прибыли
и увеличения рентабельности на предприятии
3.1 Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики 31
3.2 Пути и методы увеличения рентабельности на АО «Саранский хлебокомбинат» 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

анал приб.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

  Таблица 2.4. Факторы, воздействующие на прибыль.

Фактор Абсолютная  величина тыс. руб. Удельный вес, %
DP1 4252671,000 49,05000
DP2 217587,000 2,51000
DP3 5,854 0,00006
DP4 4199209,000 48,44000
DP5 60,000 0,00670
DP6 1,200 0,00001
Абсолютная  сумма отклонений 8669534,050 100,00000
 

        Данные таблицы 2.4. демонстрируют, что на прибыль от реализации товарной продукции наиболее значительно воздействуют два фактора, а именно — изменения отпускных цен и изменение себестоимости продукции, влияние же других факторов не столь заметно — менее 3%.

        Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод  о том, что прибыль от реализации товарной продукции на Саранском  хлебокомбинате возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры.  Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного.

        Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, выпускаемых Саранским  хлебокомбинатом  регулируется Правительством  РМ, и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам.  А если учесть, что тарифы на энергию, газ, воду диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: “наверху” — регулируемые государством цены (по сути фиксированные), а “внизу” — необходимость закупки сырья и материалов по нерегулируемым ценам.

        Анализ рентабельности на Саранском хлебокомбинате будет  строится исходя из двух систем показателей:  рентабельности продукции;  рентабельности предприятия. 

  а) Показатель рентабельности продукции  характеризует прибыльность продукции  за определенный период.  С помощью  методов факторного анализа определяется влияние изменений рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.

        Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периодов соответственно.  Тогда в соответствие с методикой из 1.2: 

        K0= ; 

        K1= . 

  Изменение рентабельности (DK) равно 6,89-8,65=1,76%. 

  Влияние фактора изменения цены на продукцию: 

        DKN= . 

  Влияние фактора изменения себестоимости: 

        DKS=  

        DK=DKN + DKS = 8,89+(-10,65)=-1,76% 

        Таким образом, за счет изменения полной себестоимости, а  точнее ее увеличения на 13,04%, рентабельность продукции снизилась на 10,65%.  Вследствие же изменений цен на товарную продукцию, рентабельность продукции возросла на 8,89%.  Суммарное влияние этих факторов дало общее снижение рентабельности на 1,76%.  Т.е. выполняется условие, описанное в главе 1.2. о том, что при более быстром росте себестоимости по сравнению с ростом прибыли от реализации общая рентабельность продукции снижается адекватно интенсивности этих изменений. 

  б) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет проводится методом  цепных подстановок.  В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая рассчитать изменение  рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств.

        В основе модели лежит  соотношение: 

        R= ;

              где:  R — рентабельность предприятия;

                    P — прибыль от реализации продукции;

                    K — капитал предприятия (стоимость активов - оборотных              средств и основных фондов). 

        С учетом перечисленных  выше факторов, формула примет вид: 

        R= ; 

              где: F — основные производственные фонды предприятия;

                    E — оборотные средства предприятия;

                     — рентабельность продукции;

                     —  фондоемкость продукции;

                     —  оборачиваемость продукции. 

        Факторный анализ будет  строится в таблице 2.5. 

        Таблица 2.5. Расчеты  по факторному анализу

  рентабельности  Саранского хлебокомбината 

Показатель Условные

обозначения

1999 г. 2000 г.
1 2 3 4
Выручка от реализации, тыс. руб. N 16115794 17852679
Основные  производственные фонды, тыс. руб. F 7696698 7499012
Оборотные средства, тыс. руб. E 2987397 3852474
Полная  себестоимость товарной продукции, тыс. руб. C 14721995 16622338
Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб. P 1393799 1229741
Рентабельность  предприятия
0,1305 0,1083
       
Расчеты для трехфакторной модели:      
1. Прибыльность  продукции P/N 0,0865 0,0689
2. Фондоемкость  продукции F/N 0,4776 0,4200
3. Оборачиваемость  оборотных средств E/N 0,1854 0,2158
 

  Таблица 2.6.  Расчет отклонений 

Показатель Условные 

обозначения

Отклонения
1 2 3 4
    абсолют.

гр.4-гр.3

относит.

гр.5/гр.3 *100%

Выручка от реализации, тыс. руб.   1736885 10,78%
ОПФ, тыс. руб.   -197686 -2,57%
Оборотные средства, тыс. руб.   865077 28,96%
Себестоимость, тыс. руб.   1900343 12,91%
Прибыль от реализации ТП   164058 -11,77%
Рентабельность капитала   -0,0222 -17,01%
Прибыльность  продукции   -0,0176 -20,35%
Фондоемкость   -0,0576 -12,06%
Оборачиваемость   0,0304 16,40%
 

        Показатели, сведенные  в таблицах 2.5. и 2.6. предназначены  для дальнейшего использования  в факторном анализе рентабельности предприятия.

        Из таблицы 2.6. видно, что общий прирост рентабельности предприятия за год (DR) составил -0,0222 или -2,22%.  Рассмотрим какое влияние на эти изменения оказали различные факторы. 

  1. Влияние фактора  рентабельности продукции

     а) рассчитываем условную рентабельность по прибыльности при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значение остальных факторов остались на уровне базисных: 

       . 

    б) выделяем влияние фактора  прибыльности продукции: 

        

  1. Влияние фактора  изменения фондоемкости:
 

  а)  

  б)  

  1. Влияние фактора  оборачиваемости оборотных средств:
 

  а)

  б) выделяем влияние фактора оборачиваемости  оборотных средств: 

     

      

Итак, суммарное  влияние факторов: 

      

Анализируя  полученные результаты, можно сделать  некоторые выводы: 

  • общая рентабельность предприятия за отчетный год снизилась  на 2,22%, причем снижение рентабельности вызвано прежде всего значительным падением показателя рентабельности продукции (-2,66%), а также ухудшением использования оборотных средств (на 0,55%);
  • некоторые позитивные сдвиги наблюдаются в отношении использования основных фондов – за счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ при одновременном росте показателя реализации ТП, что дало небольшой прирост в общей рентабельности предприятия.

2.2.  АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРИБЫЛИ

 
 
 

      Прибыль, помимо других, призвана выполнять стимулирующую функцию.  Ее суть в том, что прибыль является основным элементом финансовых ресурсов предприятия.

      Сегодня частные, коллективные, акционерные, иностранные  предприятия функционируют на началах  коммерческого расчета, и не допускают  централизованного вмешательства в процесс распределения дохода, остающегося после внесения в бюджет обязательных платежей и возврата кредитов.  Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.  Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной прибыли (6, с.13-14).

      Принципы  распределения прибыли можно  сформулировать следующим образом: прибыль, получаемая предприятием в  результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом; прибыль для государства поступает в соответстующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

Информация о работе Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»