Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является АО ”Саранский хлебокомбинат”. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на АО “Саранский хлебокомбинат”;
проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на АО “Саранский хлебокомбинат”.

Содержание

Введение 5
1. Теоретические основы организации прибыли и рентабельности
Прибыль и рентабельность и их экономическая
сущность 7
1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности 13
2. Анализ прибыли и рентабельности (на примере предприятия АО «Саранский хлебокомбинат»)
Факторный анализ прибыли и рентабельности
на АО «Саранский хлебокомбинат» 18
2.2 Анализ распределения и использования прибыли 27
3. Пути улучшения использования прибыли
и увеличения рентабельности на предприятии
3.1 Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики 31
3.2 Пути и методы увеличения рентабельности на АО «Саранский хлебокомбинат» 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Работа содержит 1 файл

анал приб.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

      Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами поступают в бюджет. Из выручки также исключаемая сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.

      При реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемыми на объем реализуемой продукции. В натуральном выражении он включает остатки готовой продукции на начало отчетного периода, не реализованные в предшествующем периоде, и выпуск товарной продукции отчетного периода за минусом той части продукции, которая не может быть реализована в конце отчетного периода. Под периодом понимается квартал, или год. Состав остатков нереализованной продукции на начало и конец периода зависит от избранного предприятием метода учета выручки - по поступлению денег на расчетный счет (в кассу) предприятия или по отгрузке продукции, расчетные документы по которой предъявлены покупателю.  Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок (ряд лет) исходя из условий хозяйствования и заключенных договоров.

        Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. В строительных организациях выручка отражает стоимость законченных объектов строительства или работ, выполненных по договорам подряда и субподряда. В торговле, снабженческих и сбытовых предприятиях выручка соответствует валовому доходу от продажи товаров (сумма наценок или скидок в процентах к стоимости реализуемых товаров). На предприятиях транспорта и связи выручка отражает денежные средства за предоставляемые услуги по действующим тарифам (17, с. 51).

     Кроме прибыли от реализации продукции  в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера.  На долю этой прибыли приходится несколько  процентов балансовой прибыли. В  ее состав входят прибыли (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

        Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия —  это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

        У предприятия могут  образовываться излишние  материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин.  Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Предприятие вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, продавать отдельные объекты, товарно- материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.

     Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии), валютные ценности, ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.

      Финансовые  результаты от внереализационных операций - это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду. Финансовые вложения означают такое размещение собственных средств предприятия в деятельность других предприятий, которое дает возможность получить доходы. Под долгосрочными финансовыми вложениями понимаются затраты предприятия по вкладу средств в уставной капитал других предприятий, приобретению акций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок более года. К формам краткосрочных финансовых вложений относятся приобретение краткосрочных казначейских обязательств, облигаций и других ценных бумаг, предоставление средств взаймы на срок менее года (20, с.155-156).

      Доходы  от долевого участия в уставном капитале другого предприятия представляют часть его чистой прибыли, которая поступает учредителю в заранее обговоренном размере, или в виде дивидендов по акциям, пакетом которых владеет учредитель. Доходами от ценных бумаг являются проценты по облигациям, краткосрочным казначейским обязательствам, дивиденды по акциям. По средствам, предоставляемым взаймы, предприятие получает доходы по условиям договора между кредито-  и ссудозаемщиком.

        В состав внереализационных  прибылей (убытков) также входят  сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством); другие доходы и расходы (убытки, потери).

     Необходимость и важность определения состава  валовой прибыли обусловлена  следующим:

   - во-первых, в связи с тем, что  подавляющую часть валовой прибыли  (95-97%) предприятие получает от  реализации товарной продукции,  анализу именно этой составляющей должно быть уделено главное внимание;

   - во-вторых, не смотря на это,  абстрагироваться от рассмотрения  состава и структуры  прибыли  от реализации имущества и  внереализационных доходов, а  также факторов, влияющих на их  изменения,  никак нельзя.

      Цель  предпринимательской деятельности — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности.  В  отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный  показатель и показывает степень доходности предприятия.  Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли (10, с. 16).

      Показатели  рентабельности измеряют доходность предприятия  с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной  среды формирования прибыли и дохода предприятия.  По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.  При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

      Основные  показатели можно объединить в следующие  группы:

  • показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;
  • показатели, рассчитанные на основе производственных активов;
  • показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.

    Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемым в отчетности предприятия: 

    

        

       

      Данные показатели характеризуют прибыльность продукции (19, с. 48-49).  Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.  В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализуемой продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации (объему продаж).  Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

      Рентабельность  отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости.  Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.  

        

      В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции  учитывается насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции.  Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли (19, с. 50).

      Вторая  группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств:  все производственные активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Например: 

       

         

         

      Несовпадение  уровней рентабельности по этим показателям  характеризуют степень использования  предприятием финансовых рычагов для  повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств.

      Данные  показатели весьма практичны в связи  с тем, что отвечают интересам  участников.  Например, администрацию  предприятия интересует отдача (доходность) всех производственных активов, потенциальных инвесторов и кредиторов — доходность акций и т.д.

      Третья  группа показателей формируется  аналогично показателям первой и  второй групп, однако вместо прибыли  в расчет принимается чистый приток денежных средств. 

     

      

     (1.1.)      

      Данные  показатели дают представление о  степени возможности предприятия  обеспечивать кредиторов, заемщиков  и акционеров наличными денежными  средствами.  Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности (1.1), широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой.  Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производства и финансового “здоровья” предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий.  Эта работа находится лишь в начальной стадии.

      Многообразие  показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения.  Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов. 

1.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ  НА ВЕЛИЧИНУ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 
 

        Так как прибыль  — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства.  Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес.  Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли в валовой . Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании (15, с.31).

        Чтобы управлять  прибылью необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.

        На величину прибыли  и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие  от усилий предприятия.  Практически  вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования (1, с. 47).

Информация о работе Анализ прибыли АО «Саранский хлебокомбинат»