Анализ бюджета РФ на 1 октября 2010 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:24, практическая работа

Описание работы

2.1 Анализ доходной части бюджета

Большую часть в составе доходов федерального бюджета на 1 октября 2010 г. (таблица 2.1) занимают налоговые доходы - 52,84 % [3]. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Работа содержит 1 файл

Практическая часть курсовой работы.docx

— 87.69 Кб (Скачать)

    Бюджет  обычно рассматривается как закон, потому, что незначительные колебания в государственных расходах могут приводить к дестабилизации экономики в целом через мультипликатор государственных расходов, нарушая определенность в хозяйственной деятельности экономических агентов. Дестабилизация экономики, нарушение определенности ее развития лишает и государство, и экономических агентов будущего. В таких условиях на первый план выходят не долговременные задачи экономического развития, а краткосрочные (в смысле выживания), поэтому можно сказать, что практика реструктуризации бюджета в середине очередного финансового года означает отсутствие стратегических и долговременных целей государства в развитии экономики. Такого рода политика государства, основанная на отсутствии стратегических целей, отражается на действии всего общества, так как в условиях неопределенности и нестабильности, периодического обесценения финансовых и физических активов (собственности) экономических агентов у них не может быть долговременных целей. Это приводит к «проеданию» экономического потенциала страны и лишает ее будущего.

    Совокупные  расходы бюджетной системы на 01.10.2010 г. не равны совокупным бюджетным доходам. В данном случае возник дефицит бюджета, т.к. расходы превысили доходы на 722,3 миллиардов рублей, что составило 1,6 % ВВП 2010 г. (таблица 2.3). Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году правительство одобрило суверенный заем на внешнем рынке в объеме 18 млрд. долл., выделение на эти цели 680 миллиардов рублей из ФНБ, 1,55 триллионов р. - из Резервного фонда. 
 
 

Таблица 2.3 – Источники финансирования дефицита бюджета

Показатели Сумма, миллиардов р. % В разделе % Примечания (пояснения)
Дефицит бюджета 722,3 100,0 -  
В % к ВВП 1,6   -  
Источники покрытия дефицита всего, в том числе 238,6   100  
ВНУТРЕННИЕ 141,6   59  
Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ 332,4      
Иные  источники финансирования дефицитов  бюджета -190,8      
ВНЕШНИЕ 97,0   41  
Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте 121,5      
Кредиты иностранных государств -34,6      
Иные  источники финансирования дефицитов  бюджета 10,1      
 

    Большую часть - 59 % в структуре источников финансирования дефицита бюджета составляют внутренние источники. В основном это государственные ценные бумаги, номинальной стоимости указанной в рублях - 332,4 миллиардов р., а прочие внутренние источники лишь уменьшили общую сумму на 190,8 миллиардов р. Внешние источники финансирования составили 121,5 миллиардов р. И опять же максимальную долю составили ценные бумаги, но номинальной стоимостью в иностранной валюте. 

    2.4 Анализ соответствия бюджетного планирования 

    Политика  предшествующих лет позволила заблаговременно  создать ряд инструментов и резервов, необходимых для того, чтобы существенно  смягчить воздействие на российскую экономику мирового финансового кризиса.

    Была  заложена и хорошая основа для  позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере [2].

    В то же время Бюджетное послание текущего года содержит ряд принципиальных решений. Во-первых, во главу угла поставлена задача обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности, для чего необходимо сокращать бюджетный дефицит через ограничение государственных расходов. Тем самым Президент РФ ставит точку в споре о том, что же важнее -выполнять ранее взятые на себя обязательства в полном объеме, что приведет к сохранению размера дефицита на уровне 6-7 % ВВП в ближайшие два-три года, или сократить бюджетный дефицит, частично отказавшись от уже принятых решений и обязательств. Данное решение особенно важно в условиях формирования проекта федерального бюджета на 2011-2013 гг. Но на 01.10.10 дефицит составил менее 2 % ВВП. Накопленные резервы позволили продолжить устойчивое выполнение социальных обязательств, минимизировать сокращение государственного спроса по ряду направлений и заложить возможность осуществления расходов на реализацию антикризисной программы.

    В 2009-2011 годах должна была продолжена работа по оптимизации налоговой системы.

    Начиная с 2010 года, увеличен в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять  упрощенную систему налогообложения, с 30 миллионов рублей до 60 миллионов рублей в год.

    За  счет резкого падения государственных  доходов в условиях мирового финансового  кризиса бюджет на 2010 был скорректирован. Впервые за последние 10 лет расходы превысили доходы.

    Ключевыми направлениями бюджетной поддержки  остаются инвестиции в человеческий капитал и снятие инфраструктурных ограничений для развития российской экономики. Налоговая политика ориентирована на сокращение дефицита бюджета, поддержку инновационной деятельности, стимулирование энергосбережения и рационального использования природных ресурсов. В сфере межбюджетных отношений основной задачей остается расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.

    Традиционной  составляющей Бюджетных посланий последних  лет является призыв к необходимости повышения эффективности бюджетных расходов. Однако, в отличие от предыдущих, Бюджетное послание - 2010 отличается большей конструктивностью в решении данного вопроса, так как опирается на недавно разработанную при активном участии Минфина России Программу повышения эффективности бюджетных расходов. Повышение отдачи от использования государственных средств видится, в первую очередь, в формировании бюджетов ведомств на основе программно-целевых методов, что предполагает существенное повышение доли целевых программ в составе бюджета и переход к программной классификации бюджетных расходов.

    Следует понимать, что эффективность применения сложных управленческих процедур и процессов, в том числе целевого программирования и БОР, зависит от успешности функционирования базовых элементов бюджетной системы (бюджетной сети, госзакупок, финансового контроля и пр.) и качества институциональной среды в целом, без чего качество управления бюджетными средствами может измениться в среднесрочном периоде незначительно.

    Также в Послании Президент справедливо  говорит о необходимости ограничения расходования непредсказуемых нефтегазовых доходов бюджета, хотя механизмы практической реализации данной идеи не раскрываются. Действительно, применение в настоящее время нефтегазового трансферта, размер которого привязывается к ВВП страны, не обеспечивает в должной мере решение задачи ограничения расходов на «безопасном», с точки зрения бюджетной сбалансированности, уровне. В связи с этим в целях повышения эффективности существующей процедуры использования конъюнктурных доходов для финансирования бюджетных обязательств представляется целесообразным дополнить его действие правилом отсечения цены на нефть при распределении НДПИ и экспортной пошлины на сырую нефть в качестве фактора, сдерживающего рост расходов федерального бюджета на стадии их планирования. Другими словами, размер нефтегазового трансферта должен ограничиваться не постоянно меняющейся долей к ВВП страны, а определенным пороговым значением цены на нефть, например, в размере 30-35 долл. за баррель, неизменном на протяжении всего периода бюджетного планирования (т.е. в течение трех лет). Все нефтяные доходы сверх установленного порогового уровня должны направляться в нефтегазовые фонды (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния) в соответствии с существующим порядком их зачисления. Финансирование бюджетного дефицита должно осуществляться за счет средств Резервного фонда только в случае недополучения бюджетных доходов вследствие снижения цены на нефть ниже определенного в макропрогнозе уровня, на основании которого рассчитывались основные параметры федерального бюджета. Данный подход, основанный на идее «тратить не более заработанного», способен обеспечить устойчивость бюджета, стабилизировав уровень государственных расходов на стадии бюджетного планирования.

    В сфере межбюджетных отношений государственная  политика последовательна и направлена на неизменность законодательно закрепленных расходных полномочий, принципов формирования источников доходов бюджета и механизмов предоставления межбюджетных трансфертов.

    При этом как до кризиса, так и в  течение 2009-2010 гг. сохраняются существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, что говорит о необходимости выстраивания новой финансовой политики в отношении регионов и особенно муниципальных образований.

    В общем, государственная политика в  сфере межбюджетных отношений разумна и отвечает целям и задачам, определенным в Бюджетном Послании, но оставляет нерешенной проблему большого количества незначительных по объему целевых межбюджетных трансфертов. После 2010 г. представляется целесообразным постепенно заменить значительную часть финансирования в рамках национальных проектов, а также большую часть разрозненных субсидий регионам на блочные межбюджетные трансферты. Необходимость объединения финансовых ресурсов очевидна, так как позволяет повысить качество управления государственными и муниципальными финансами за счет максимального учета предпочтений населения при реализации общенациональных приоритетов. Предлагается выделять блочные трансферты пропорционально отставанию бюджетной обеспеченности регионов от бюджетной обеспеченности самого богатого региона. Уровень власти, получающий блочный трансферт, может самостоятельно выбрать пропорции использования выделенных средств по каждому направлению, включенному в блочный трансферт.

    Основное  сокращение бюджетного дефицита планируется  главным образом за счет повышения налогов. Основные новшества в налоговой сфере -резкое повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на природный газ (на 61 % с 2011 года), повышение акцизов на нефтепродукты, табак и алкоголь, введение экспортных пошлин на медь.

    Здесь необходимо отметить два обстоятельства.

    Первое - повышение НДПИ на газ и нефть  и экспортных пошлин на нефтепродукты, никель и медь в сумме дают наибольший бюджетный эффект, но вместе с тем  резко увеличивают зависимость  федерального бюджета от сырьевой конъюнктуры.

    Между тем уже сегодня НДПИ становится практически основным источником пополнения федерального бюджета, отняв титул главного бюджетообразующего налога у НДС. Таким образом, совокупная доля НДПИ и НДС в 2010 году в доходах бюджета выросла с 72 до 85 %, что с учетом высокой доли «импортного» НДС свидетельствует о снижении диверсификации российской экономики. А в новом бюджете, по сути, планируется многократно усилить эту тенденцию.

    Второе - повышение НДПИ на газ неизбежно  приведет к снижению рентабельности «Газпрома», которое газовый монополист будет стремиться компенсировать. Сделать это за счет повышения экспортных цен в нынешних условиях более чем проблематично. 
 

    Так что можно с уверенностью ожидать, что большая часть налоговой  нагрузки будет переложена «Газпромом»  на российских потребителей в виде резко возросших тарифов на газ.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  Бюджетное послание демонстрирует четкое представление об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на 2011-2013 гг., а принимаемые меры в условиях перехода из кризиса в стадию неустойчивого равновесия экономики можно признать действенными.

    Однако  Бюджетное послание само по себе не является управленческим документом, а значит, результативность реализации основных его положений зависит  от качества проработанности и исполнения производных документов стратегического  и бюджетного планирования, таких  как, например, Программа повышения эффективности бюджетных расходов. В своем первом Послании к Федеральному Собранию президент Российской Федерации обратил особое внимание на укрепление демократических институтов и модернизацию российской экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    В курсовой работе была исследована цель - рассмотреть понятие валютной системы и проанализировать бюджет РФ.

    Подводя итог исследованию валютной системы  вообще и валютной системы России в частности, считаю, что следует отметить следующее: либерализация рынка, в том числе валютного, должна проводиться в условиях достигнутой макроэкономической стабильности, крепкого валютно-финансового положения страны, здоровой и эффективно функционирующей банковской системы.

    В этом случае проводимые реформы достигают  своих Целей, становятся стимулом для развития внешнеэкономической деятельности и интеграции национальной экономики в систему мирового хозяйства.

    Нынешняя  же ситуация на валютном рынке далека от требуемой для дальнейшего  продолжения процесса либерализации, когда нет экономической стабильности, эффективного контроля со стороны Центрального Банка за деятельностью коммерческих банков на валютном рынке.

Информация о работе Анализ бюджета РФ на 1 октября 2010 года