Анализ бюджета РФ на 1 октября 2010 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:24, практическая работа

Описание работы

2.1 Анализ доходной части бюджета

Большую часть в составе доходов федерального бюджета на 1 октября 2010 г. (таблица 2.1) занимают налоговые доходы - 52,84 % [3]. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.

Работа содержит 1 файл

Практическая часть курсовой работы.docx

— 87.69 Кб (Скачать)

    В части неналоговых доходов необходимо установить жесткий контроль за использованием объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении госпредприятий и учреждений, условиями сдачи их в аренду и за поступлением доходов от аренды госсобственности в федеральный бюджет; осуществить работу по оптимизации государственного участия в капиталах банков, инвестиционных, фондовых, финансовых компаний; с максимальной выгодой для федерального бюджета провести распродажу акций, долей и паев.

    Совокупность  всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, образует систему государственных доходов. Система государственных доходов призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена хозяйствования - предприятий (объединений, организаций). 
 

    2.2 Анализ расходной части бюджета 

    Государственные расходы - это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов го-сударства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства - экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и др.

    Государственные расходы призваны удовлетворять  наиболее важные потребности общества в области развития экономики  и социальной сферы, осуществления  государственного управления и укрепления обороноспособности страны.

    Государство выполняет свои функции либо непосредственно  через систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия (объединения), организации, учреждения.

    Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через  систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений. И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства.

    Поскольку в различных системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности меняются, то соответственно этому преобразовываются структура и объем производимых государством расходов.

    Максимальную  долю расходов составили межбюджетные трансферты -45,7 % (таблица 2.2 ). Межбюджетные трансферты определяются как средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 БК РФ). 3063,7 миллиардов р. было выделено субъектам Российской Федерации и муниципальными образованиям по вопросам регулирования бюджетных отношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

    Предоставление  межбюджетных трансфертов осуществляется в различных формах. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, перечислены в ст. 129 БК РФ; формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - в ст. 135 БК РФ; а формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, - в ст. 142 БК РФ. 

Таблица 2.2 - Структура расходов федерального бюджета на 1 октября 2010 г

РАСХОДЫ Сумма,    миллионов р. В % к общей  сумме расходов
ВСЕГО РАСХОДОВ 6729261,4 100,0
Общегосударственные вопросы 591006,2 8,7
Национальная  оборона 812397,6 12,1
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 710497,2 10,6
Национальная  экономика 670204,1 9,9
Жилищно-коммунальное хозяйство 120376,7 1,8
Охрана  окружающей среды 8502,9 0,1
Образование 258745,1 3,8
Культура, СМИ 73505,2 1,1
Здравоохранение и физическая культура 189395,7 2,8
Социальная  политика 230933,0 3,4
Межбюджетные  трансферты 3063697,7 45,7
 
 
 

    В 2010 году две третьих общей суммы  трансфертов составили расходы  бюджетам государственных внебюджетных фондов - 1999,9 миллиардов р.

    13 % пришлось на дотации бюджетам. По 10 % составили субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    Второе  место в статьях расходов федерального бюджета принадлежит расходам на национальную оборону - 12,1 %, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства - 10,6 % . Значительный объем расходов государства на национальную безопасность страны в целом и на защиту отдельного гражданина в частности - вынужденная, но необходимая мера. Защита интересов страны и защита россиян - прямая обязанность государства. Эти деньги идут на борьбу с преступностью и терроризмом, на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, борьбу с незаконным оборотом наркотиков.

    Государственные расходы в области экономики, составившие 9,9% общего объема, имеют важное народнохозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению всех отраслей экономики. Активную роль государственные расходы играют в осуществлении инвестиционной политики, проведении природоохранных мероприятий, распространении экологически чистых технологий.

    Инвестирование  государства в культуру составили 1,1 % - это инвестирование в «человеческий капитал», который является в современном обществе одним из важнейших факторов конкурентоспособности страны, поэтому особую значимость приобретают задачи воспроизведения творческого потенциала страны путем сохранения и развития отечественной системы художественного образования и поддержки деятелей искусства и молодых дарований.

    На  финансирование выплат пенсий из федерального бюджета было выделено 165,6 миллиардов рублей. Необходимость финансирования части расходов Пенсионного фонда РФ из средств федерального бюджета связана с тем, что отчисления из фонда оплаты труда не покрывают потребности Фонда по выплате пенсий, что, в свою очередь, связано с низким числом занятых, приходящихся на одного пенсионера.

    Статья 43 Конституции РФ закрепляет право  каждого гражданина на образование  в государственных и муниципальных  учреждениях. Образование финансируется  из бюджетов всех уровней бюджетной  системы. Из федерального бюджета в основном финансируются высшее профессиональное образование и научные исследования в образовательной сфере. В 2010 году объем средств федерального бюджета образования должен составить 416,4 миллиардов рублей, что на 7,3 % больше по сравнению с 2009 г. сообщал Директор Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки и организации бюджетного процесса Минобрнауки России Артемий Никитов на заседании коллегии Министерства 23 декабря 2009 года.

    Но  по состоянию на 01.10.2010 г. выполнено  лишь 62 % (258,7 миллиардов рублей / 416,4 миллиардов рублей. * 100 %), что составило 258,7 миллиардов рублей.

    Постепенно  растут государственные расходы, обусловленные  выполнением социальной функции государства. Бюджет - 2010 считается социальным - общие расходы казны на эти цели должны составить 73 процента казны. На 1 октября 2010 г. в общей суммы расходов они составляют 3,4 %. Необходимость обеспечения основных социальных прав трудящихся, потребность в государственном регулировании социальных процессов вызывает рост соответствующих государственных расходов, расширение их состава. При этом основная часть государственных расходов социального характера - примерно 3/4 их общего объема - финансируется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы одновременно с развитием всех звеньев государственных финансов, существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению и совершенствованию социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения и здравоохранения, финансированию муниципального строительства.

    Расходы государства, обусловленные его  социальной деятельностью, имеют огромное значение. Формируемые с их помощью  фонды социального назначения влияют на рост реальных доходов населения, повышают материальный и культурный уровень жизни народа. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, переквалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т.д.

    В целях совершенствования планирования бюджетных расходов и поэтапного перехода от сметного финансирования бюджетной сети к бюджетированию, ориентированному на результат, целесообразно приступить к созданию системы планирования социально-экономической эффективности бюджетных расходов, предусматривающей, что бюджетное финансирование должно обуславливаться четкими планами бюджетополучателей, устанавливающими задания организациям по отдельным программам и объемы необходимых затрат на их выполнение, а также показатели результативности работы в планируемом периоде.

    Достижению  наибольшей результативности в процессе осуществления государственных  расходов отвечает такой принцип  их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

    Финансирование  государственных расходов осуществляется в разных формах:

  • самофинансирования;
  • бюджетного финансирования;
  • кредитного обеспечения.

    Самофинансирование  используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов.

    Бюджетное финансирование применяется для  обеспечения затрат, имеющих общегосударственное  значение.

    Кредитное обеспечение применяется, с одной  стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита. Рациональное соотношение между названными формами финансового обеспе-чения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм. 

    2.3 Анализ сбалансированности бюджета 

    Теоретически  государственные расходы и доходы должны быть равны. Но, поскольку, они  представляют различные стороны  деятельности государства, зависят от разных факторов, решают различные задачи, по-разному влияют на ЧНП, доходы и занятость, качественно характеризуют различные отношения, то на практике все это вызывает некоторый дисбаланс. Поэтому в реальности доходы и расходы государства могут быть и не равны. Причем, разница между суммой государственных доходов и государственных расходов используется в качестве инструмента бюджетной политики, т.е. может стабилизировать либо стимулировать экономику страны. Между расходами и доходами государства нет тесной взаимозависимости, так как они не связаны с куплей-продажей тех услуг, которые совершает государство.

    Для фирмы взаимообусловленность доходов  и расходов вполне очевидна. Она приобретает ресурсы, производит из них какие-либо блага, продает их и на вырученные деньги приобретает материальные ресурсы, чтобы начать цикл заново. При этом и затраты, и доходы фирмы увеличивают ВВП и занятость. Для деятельности государства данная зависимость не характерна. Общественные блага, которые производит государство, не опосредованы деньгами. Налоги непосредственно уменьшают доходы и выпуск продукции, повышают цены. И лишь государственные расходы увеличивают выпуск продукции, занятость и доходы.

Информация о работе Анализ бюджета РФ на 1 октября 2010 года