Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:24, практическая работа
2.1 Анализ доходной части бюджета
Большую часть в составе доходов федерального бюджета на 1 октября 2010 г. (таблица 2.1) занимают налоговые доходы - 52,84 % [3]. Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение.
2 Практическая
часть курсовой работы «Анализ бюджета
РФ на 1 октября 2010 года»
При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса:
- мобилизация
финансовых ресурсов в распоряжение государственных
структур;
- использование
их на различные государственные потребности.
Первый из этих процессов находит свое
выражение в понятии государственных
доходов, второй - государственных расходов.
Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.
Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные - образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Деление государственных доходов на централизованные и децентрализованные призвано показать соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных интересов. Важной задачей является оптимизация пропорций в распределении государственных доходов с целью обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и активизация влияние государственных доходов на эффективность хозяйствования.
В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.
К
централизованным государственным
доходам помимо бюджетных относят
ресурсы государственных внебюджетных
фондов социального страхования, пенсионного,
фонда занятости, фонда медицинского страхования.
2.1
Анализ доходной части бюджета
Большую
часть в составе доходов
К налоговым доходам относятся Федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы, местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве Российской Федерации. Это обязательные, безвозмездные, невозвратимые платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включаются также прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа.
Таблица 2.1 - Структура доходов федерального бюджета на 1 октября 2010 г
Виды доходов | Сумма, рублей | В % к
общей сумме доходов |
В % в разделе | Прямые
налоги в % к общей сумме прямых налогов |
Косвенные налоги
в %
к общей сумме косвенных налогов |
Всего доходов, в том числе: | 6 006 969 271 636,74 | 100 | - | - | - |
Налоговые доходы, всего, в том числе: | 3 174 526 898 356,09 | - | 100,00 | - | - |
Налог на прибыль, доходы | 182 939 745 989,54 | 3,045458 | 5,76 | 14,56 | - |
Налоги и взносы на социальные нужды | 167 983,06 | 0,000003 | 0,00001 | 0,00 | - |
Налоги на товары, реализуемые на территории рф | 1 063 617 371 418,14 | 17,71 | 33,50 | - | 56,40 |
Налоги на товары, ввозимые на территории рф | 822 207 210 161,95 | 13,69 | 25,90 | - | 43,60 |
Налоги на имущество | 116 433,00 | 0,000002 | 0,000004 | 0,00 | - |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1 027 564 244 636,58 | 17,11 | 32,37 | 81,79 | - |
Государственная пошлина | 45 790 251 234,14 | 0,76 | 1,44 | 3,64 | - |
Прочие налоги | 32 407 790 499,68 | 0,54 | 1,02 | - | -. |
Итого прямых налогов | 1 256 294 241 860,26 | - | - | 100,00 | - |
Итого косвенных налогов | 1 885 824 581 580,09 | - | - | - | 100,00 |
Неналоговые доходы, всего в том числе: | 2 832 276 128 448,86 | - | 100,00 | - | - |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 2 274 838 264 797,33 | 37,87 | 80,32 | - | - |
Доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной и |
372 509 780 432,66 | 6,20 | 13,15 | - | - |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 31 855 287 219,82 | 0,53 | 1,12 | - | - |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 95 633 483 745,60 | 1,59 | 3,38 | - | - |
Продолжение таблицы 2.1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 9 242 014 642,96 | 0,15 | 0,33 | - | - |
Административные платежи и сборы | 4 896 263
537,36 |
0,08 | 0,17 | - | - |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 7 196411 901,56 | 0,12 | 0,25 | - | - |
Прочие неналоговые доходы | 11000 816 340,55 | 0,18 | 0,39 | - | - |
Доходы от бюджетов от возврата субсидий прошлых лет | 25 103 805 831,02 | 0,42 | 0,89 | - | - |
Безвозмездные поступления | 71 325 136,28 | 0,001 | 100,00 | - | - |
Доходы от предпринимательской деятельности | 94 919 695,51 | 0,002 | 100,00 | - | - |
Доходы бюджета РФ представлены на рисунке 2.1.
Все налоги делятся на прямые и косвенные.
Удельный вес косвенных налогов выше прямых в 1,5 раза (59,4 %: 40,6 %) (рисунок 2.2). В отличии от прямых, косвенные налоги попадая большей частью на предметы общераспространенные, потребление которых не находится в прямом соответствии с имущественною состоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко оказываются обратно пропорциональными к средствам налогоплательщиков.
Рисунок
2.1 - Доходы бюджета РФ
Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему 29,67 % всех доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.
В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992г. Он заменил действовавшие два налога - налог с оборота и налог с продаж. Под «добавленной стоимостью» понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия а бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.
Рисунок
2.2 - Прямые и косвенные налоги
Акцизы
в бюджете составили 1,72 %. Этот налог
взимается также через цены товаров
и услуг. Объектом обложения акцизами
выступают как объём, так и
стоимость реализованных
Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную, табачную продукцию, нефть и газ.
Прямые налоги наделены большей равномерностью. В бюджетном отношении преимущество прямых налогов состоит в том, что они обеспечивают большую определенность и устойчивость бюджета. Сочетанием прямых и косвенных налогов достигается удовлетворительная система налогообложения, которая способна не препятствуя экономическому развитию страны и не отягчая бремени налогоплательщиков, доставлять государству достаточные средства для покрытия его расходов. В составе налогов прямые занимают 39,16%.
Существенную роль в формировании доходов бюджета играют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами -17,11 %.
Налог на прибыль - прямой налог, т.е. его величина, находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода). Находясь в такой зависимости, налог на прибыль влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала. Невысокий удельный вес налога на прибыль - 3,05 % закономерен и отражает происходящие в экономике страны процессы.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41-46 (глава 7) Бюджетного Кодекса. Эти доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций - Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации.
Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы. В структуре доходов неналоговые поступления составили 47,14 % (рисунок 2.1).
В
структуре неналоговых доходов
федерального бюджета Российской Федерации
по таблице 2.1 наибольшую долю составляют
доходы от внешнеэкономической деятельности
- 37,87 %. В федеральный бюджет эти доходы
поступают в 100 % размере. В основном это
таможенные сборы и пошлины - 2 127 007,7 миллионов
р.
Второе место в структуре неналоговых поступлений занимают доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 6,2 %. Правительство РФ в последнее время все реже обращается к вопросам государственной и муниципальной собственности в связи с формированием доходов бюджетов различных уровней. Большая часть этих доходов это доходы от размещения средств федерального бюджета - 119 695,1 миллионов р. и доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации - 188 444,4 миллионов р.
Увеличение доходов федерального бюджета должно происходить не за счёт увеличения налоговой нагрузки на экономику, а за счёт расширения на-логооблагаемой базы в результате создания благоприятных условий для развития частного бизнеса.
Информация о работе Анализ бюджета РФ на 1 октября 2010 года