Закон о СМИ» РФ как главный руководящий документ журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:02, реферат

Описание работы

История цивилизации, по мнению видного правоведа С. Алексеева, свидетельствует, что понимание права проходило ряд фаз, двигалось, начиная с самых «давних» и «варварских» форм и проявлений, со ступеньки на ступеньку, соответствовало стадиям развития культуры, гуманизма, других ценностей и идеалов цивилизации.
Автор называет четыре ступени, позволяющие достаточно определенно очертить правовые поля в те или иные эпохи, в том числе, и в нашем переходном обществе:

Работа содержит 1 файл

Закон о СМИ как главный руководствущий документ журналиста.docx

— 58.10 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

Ущемление свободы  массовой информации и его формы  по Закону о СМИ

В соответствии со ст.58 Закона Российской Федерации "О средствах  массовой информации" ущемление  свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой бы, то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, может осуществляться посредством:

осуществления цензуры;

вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности  редакции;

незаконного прекращения  либо приостановления деятельности средства массовой информации;

нарушения права редакции на запрос и получение информации;

незаконного изъятия, а равно  уничтожения тиража или его части;

принуждения журналиста к  распространению или отказу от распространения  информации;

установления ограничений  на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом  тайну;

нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом,

В соответствии со ст.3 Закона цензура массовой информации - требование от редакции СМИ со стороны должностных  лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений  предварительно согласовывать сообщения  и материалы (кроме случаев, когда  должностное лицо является автором  или интервьюируемым), а равно  наложение запрета на распространение  сообщений и материалов, их отдельных  частей.

Представить себе возможность  создания органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи либо функции  которых входит осуществление цензуры  массовой информации, в нынешних условиях достаточно трудно.

Можно сказать, что нормы  о запрете цензуры и запрете  создания и деятельности органов  с целью осуществления цензуры (ст.3 и ч.2 ст.58 акона) оказывают превентивный и профилактический эффект. Однако полностью исключать вероятность  появления таких органов, организаций  и должностей в будущем нельзя. Вот почему важно, что эта норма  предусматривает немедленное прекращение  финансирования и ликвидацию соответствующих  субъектов в порядке, установленном  законодательством РФ, тотчас по их обнаружении.

Учитывая радикальность  такой меры, как ликвидация, а  также сложность процедуры применения данной меры, представляется, что в  большинстве случаев органам  прокуратуры, осуществляющим надзор за законностью и соблюдением прав и свобод человека и гражданина в  соответствии с главами 1 и 2 раздела III Федерального закона от 17.11.95 N 168-ФЗ "О  прокуратуре РФ", для прекращения  незаконной деятельности достаточно будет  вынести в адрес лица, осуществляющего  цензуру, представление об устранении выявленных нарушений в порядке  статей 24 и 28 упомянутого Закона.

В случае если субъектом, в  задачи, либо функции которого входит осуществление цензуры массовой информации, является юридическое лицо, оно подлежит ликвидации в порядке, установленном статьей 61 Гражданского кодекса РФ по решению суда с его прекращением без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям осуществления им деятельности, запрещенной Законом (п.2 ст.61 ГК РФ), может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому Закон предоставил право на предъявление такого требования.

   

 

 

 

 

 

 

 

Учредитель СМИ (право учредительства и его ограничения).

Статья 7 Закона "О средствах  массовой информации" определяет круг субъектов, имеющих право выступать  учредителями средства массовой информации. Ими могут быть: гражданин, объединение  граждан, организация, государственный  орган.

Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным  законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления.

Под гражданином в данном случае понимается любое физическое лицо, не лишенное права учреждать  СМИ. К числу таких лиц относятся  как граждане России, так и лица без гражданства.

Понятие объединения граждан  содержится в Федеральном Законе "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008).

Согласно ст.5 данного  закона, "под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное  по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для  реализации общих целей, указанных  в уставе общественного объединения".

Действующее законодательство не раскрывает термин "организация". Принято считать его родовым  понятием, объединяющим предусмотренные  законодательством организационно-правовые формы юридических лиц

На практике часто отождествляют  учредителя средства массовой информации и учредителя редакции средства массовой информации. Такое отождествление является ошибочным. Настоящий Закон наделяет учредителя СМИ и учредителя редакции СМИ различным правовым статусом. Эти различия предопределяются тем, как в настоящем Законе определяются средство массовой информации и редакция средства массовой информации. СМИ - это  форма периодического распространения  массовой информации (газета, журнал, телепрограмма  и т.п.), то есть объект правоотношений, в то время как редакция - это  самостоятельный субъект правоотношений.

Соответственно, права учредителя СМИ - это право выпускать СМИ  с определенным названием на определенной территории, право обязать редакцию поместить обязательное сообщение  и другие права, предусмотренные  законодательством о средствах  массовой информации. Права учредителя редакции - это права учредителя юридического лица, предусмотренные гражданским законодательством, либо учредителя общественного объединения, предусмотренные ФЗ "Об общественных объединениях". Согласно ст.18 настоящего Закона, учредитель может выступать в качестве редакции, а согласно ст. 19 - редакция вправе выступить учредителем СМИ.

Статья устанавливает  три категории лиц, которые не вправе выступать учредителями СМИ. Во-первых, это граждане, не достигшие  восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающие наказание в местах лишения  свободы по приговору суда, либо душевнобольные, признанные судом недееспособными.

Во-вторых, учредителями СМИ  не могут выступать объединение  граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена  по закону. По действующему законодательству такой запрет может быть установлен только судебным решением.

Третьей категорией лиц, которым  запрещено выступать в качестве учредителей СМИ, являются граждане другого государства, а также  лица без гражданства, не проживающие  постоянно в Российской Федерации. Формулировка, содержащаяся в настоящем  Законе, полностью исключает иностранных  граждан из числа возможных учредителей  СМИ. В то же время действующее  законодательство не запрещает иностранным  гражданам создавать организации, которые, в свою очередь, могут выступить  в качестве учредителей СМИ.

Соучредители выступают  в качестве учредителя совместно. Это  означает, что все права учредителей (право на выпуск СМИ с определенным названием на определенной территории, на заключение договора с редакцией  и т.д.) должны осуществляться ими  по взаимному согласию.

 

 

 

 

 

Учредитель, редакция, издатель. Принципы распределения прав, обязанностей и ответственности  между редакцией, учредителем и  издателем.

Статья 18 Закона "О средствах  массовой информации" определяет правовой статус учредителя средства массовой информации, его правомочия, законные пределы его прав и обязанностей по отношению к редакции СМИ, учредителем  которого он является.

Необходимо различать  учредителя СМИ и учредителя редакции СМИ, то есть учредителя юридического лица, если редакция зарегистрирована как юридическое лицо.

Учредитель утверждает устав  редакции и (или) заключает договор  с редакцией средства массовой информации (главным редактором). Устав, в соответствии с законодательством и вместе с ним, определяет правовой статус данной редакции и определяет основные взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора, журналистов - штатных сотрудников редакции, порядок управления, деятельности, ликвидации редакции СМИ и т.д.

До утверждения устава редакции, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем СМИ  могут определяться заменяющим устав  договором между учредителем  и редакцией (главным редактором), как определено ч.3 ст.20 Закона.

Часть 3 статьи 18 Закона устанавливает  запрет для учредителя на вмешательство  в деятельность редакции средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между  учредителем и редакцией (главным  редактором). Круг полномочий учредителя по отношению к редакции, которые  могли бы влиять на редакционную политику, устанавливать пределы критики, пределы вмешательства редакции в общественные события и иным образом влиять на процесс производства и выпуска продукции СМИ, весьма ограничен Законом.

Закон РФ о СМИ в статье 2 дает понятия редакции СМИ и  издателя. Под редакцией СМИ Закон  понимает организацию, учреждение, предприятие  либо гражданина, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации.

Под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое  обеспечение производства продукции  средства массовой информации, а также  приравненное к издателю юридическое  лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода.

В отличие от издателя в  функции редакции входит не материально-техническое, но в большей степени творческое обеспечение производства продукции  СМИ, хотя оба эти аспекта деятельности, результатом которой является создание некоего нового предназначенного для  неограниченного круга лиц информационного  продукта, переплетаются весьма тесно. Именно в творческом аспекте следует  трактовать такое основополагающее для юридического статуса редакции понятие, как "профессиональная самостоятельность".

Издатель осуществляет свои права и несет обязанности  на основе Закона о СМИ, Федерального закона "О порядке освещения  деятельности органов государственной  власти в государственных средствах  массовой информации", законодательства об издательском деле, предприятиях и  предпринимательской деятельности. Издатель может выступать в качестве учредителя СМИ, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

В заключении, хотелось бы сказать, о законодательном обеспечение свободы массовой информации.

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации  впервые в истории России закрепила  в части 5 статьи 29 понятие «свобода массовой информации». Дав конституционную  — т.е. высшую — гарантию, Основной Закон столь же четко ввел ограничения  на использование гарантированной  свободы для дестабилизации общества. Эти ограничения касаются, прежде всего, пропаганды и агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или  религиозную ненависть или вражду; запрещена пропаганда социального, расового, национального или языкового  преимущества (статья 29, часть 2). «Сбор, хранение, использование и распространение  информации о частной жизни лица без его согласия не допускается», записано в части 1 статьи 24 Конституции  РФ.

Законный способ поиска, получения, передачи, производства и  распространения информации (в том  числе и массовой) предполагает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную или специально охраняемую тайну. В Конституции  прямо указано, что сведения, составляющие государственную тайну, определяются Федеральным Законом (статья 29, часть 2).

До момента выхода специального закона — т.е. в течение полутора лет — была возможность произвольно  толковать конкретное наполнение понятия  «государственная тайна». Журналисты сетовали тогда, в том числе публично, на произвольные запреты чиновников, обладавших той или иной информацией. С другой стороны, ряд публикаций посвящался тому, как обладавшие определенными  связями госчиновники организовывали продажу ранее закрытых документов на Запад, ссылаясь на снятие (произвольное) грифа секретности. Происходило  это потому, что Конституция отсылала к закону, который еще не был  принят: закон «О гостайне» появился лишь в мае 1994 года.

Важно отметить, что перечисленные  в «ключевом» законе — «О средствах  массовой информации» — правомочия, гарантирующие «свободу массовой информации», могут быть ограничены лишь правовыми  нормами. Закон «О СМИ» устанавливает  такие ограничения. Запрещено использовать СМИ «в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения  сведений, составляющих государственную  или иную специально охраняемую законом  тайну, для призыва к захвату  власти, насильственному изменению  конституционного строя и целостности  государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной  нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения  материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости».

Информация о работе Закон о СМИ» РФ как главный руководящий документ журналиста