Влияние социальной отчетности компании на результаты ее деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Для развития открытости перед заинтересованными сторонами и ключевыми партнерами был создан процесс социальной отчетности. Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить, как социальная отчетность влияет на эффективность работы компании. Для достижения этого, мной поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю социального аудита как предпосылки к развитию социальной отчетности.
2. Рассмотреть понятие социальной отчетности.
3. Выявить влияние социальной отчетности на репутацию компании и эффективность практики ее бизнеса.

Содержание

Введение 3
Глава I. Социальная отчетность, история и определение 4
Пункт 1.1 История социального аудита 4
Пункт 1.2 Понятие социальной отчетности 6
Пункт 1.3 Социальный отчет на практике 9
Пункт 1.4 Стандарты социальной отчетности 10
1.4.1. Стандарт АА1000 AS 12
1.4.2. Стандарт GRI 13
1.4.3 Стандарт ISO 14001 14
1.4.4 Социальная Ответственность 8000 (SA8000) 14
Вывод по Главе I 15
Глава II. Социальный отчет и результативность компании 16
Пункт 2.1. Социальная отчетность и конкурентная борьба 16
Пункт 2.2 Социальная отчетность как инструмент управления внешней средой корпорации 17
Пункт 2.3 Раскрытие преимуществ социальной отчетности 21
Вывод по главе II 24
Заключение 24
Приложение 26
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

КурсоваяДеловая этика.doc

— 289.50 Кб (Скачать)

  

   Как правило, в  коммерческих и хозяйственных связях корпорации с ее партнерами уже накоплен достаточный опыт управления, который  аккумулируется соответствующими профильными функциональными службами.

    В то же время поддержание взаимных связей с обществом и государством сегодня осуществляется далеко не в каждой корпорации, зачастую не в полной мере и не на регулярной основе. В этом случае нельзя говорить о полноценном и всестороннем понимании корпорацией своего положения и развития в социуме (социальной среде). Выработка критериев социальной ответственности корпораций перед обществом является одним из новых направлений в корпоративной политике российских предприятий (преимущественно акционерной формы собственности). К сожалению, проведение реальной (на деле, а не уровне популистских лозунгов в красочных буклетах) политики социальной ответственности для российских корпораций является пока чем-то второстепенным. Для многих современных руководителей предприятий разговоры о высокой корпоративной морали и нравственности в отношениях с окружением до сих пор кажутся не более чем душевной, но отрывающей от дел "болтовней". Тем не менее во всем мире усиливается внимание к социальным проблемам как внутри, так и вне корпорации, а понимание значимости "морального" фактора в бизнесе становится залогом делового успеха. Одним из эффективных инструментов управления социальной ответственностью в новых условиях корпоративного развития является корпоративная социальная отчетность.

    Спектр  современной корпоративной отчетности весьма разнообразен. Генерируемая отчетность различается как по структуре и содержанию, так и по своему целевому назначению. На рис. 2 графически представлена взаимосвязь корпоративного развития и внешней среды через отчетность. Можно предположить, что следующие элементы корпоративного управления носят характер плана:

    • годовой бюджет деятельности (отражает план активности корпорации на предстоящий год);
    • корпоративная стратегия (отражает планируемую финансовую модель корпорации на среднесрочную или долгосрочную перспективу);
    • корпоративная миссия (социальный план жизни корпорации в среде).

    В этом случае корпоративная отчетность является фактическим отражением реализации корпорацией свои планов. Каждый отчет составляется целевым образом и рассчитан на удовлетворение интересов различного круга потребителей (см. рис. 3)[6]:

    • бухгалтерский отчет составляется для налоговых и других органов государственной власти в целях соблюдения (учета) корпорацией их фискальных требований, поэтому регламент его написания определяется законодательно;
    • финансовый отчет (в соответствии с МСФО) рассчитан на широкий круг партнеров и инвесторов, потенциально и реально заинтересованных в сотрудничестве с корпорацией. Во внешней среде такой отчет ограничивается рамками корпоративной стратегии (финансовой модели) как одного из способов корпоративного поведения и активности в условиях принятой на себя миссии;
    • социальный отчет ориентирован на всех заинтересованных лиц в конкретной среде и поэтому охватывает все аспекты управления внешней средой, всесторонне раскрывая в едином документе главное - предназначение и осуществление миссии компании.

    В настоящее время на большинстве  российских предприятий в полной мере представлен лишь бухгалтерский отчет, составление которого регламентируется законодательно. Значительные результаты уже достигнуты и в части формирования корпоративной финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами. Но уже сегодня в системе корпоративной отчетности появляется новая потребность и задача формирования социального отчета для создания желаемого (требуемого) представления о корпорации (корпоративный образ) в соответствии с концепцией установления корпоративных связей и влияния во внешней среде.

    Информирование  корпорацией широкой общественности о своей производственно-хозяйственной и социальной деятельности посредством социального отчета является одним из инструментов управления социальной ответственностью и развитием корпорации. Социальная ответственность корпорации в данном случае - это информирование общественности о степени достижения заявленных обществу миссии, ценностей и стратегических целей. 
    Усилия предприятий и фирм, направленные на "прорастание в толщу общества", получили теоретическое обоснование в концепции "stakeholders interests" ("интересы вовлеченных сторон" - необходимость сбалансированного учета интересов всех, кого деятельность фирмы в той или иной степени затрагивает). В целом этот процесс предоставляет компании возможность в рамках конструктивного диалога выслушать своих акционеров и ответить на их разумные запросы. Так же как и финансовая отчетность, социальная отчетность предполагает (но уже в ином в смысле целей и перспектив масштабе) проведение внутреннего аудита и внешних проверок, а также составление и публикацию отчетов в соответствии с конкретными стандартами.  
    В целом социальная отчетность позволяет менеджерам развивать способность к оценке вклада своей организации в природный, человеческий и социальный капитал. Такая оценка существенно расширяет возможности развития, предоставляемые традиционной финансовой отчетностью, и формирует более полную картину долгосрочных перспектив.

 

    Пункт 2.3 Раскрытие преимуществ социальной отчетности

 

    Сегодня никого не надо убеждать в том, что эффективная корпоративная социальная деятельность и отчетность положительно влияют на финансовые результаты компании, позволяя ей развиваться и закреплять достигнутый успех. Однако вопросы о том, как добиться таких улучшений и правильно использовать преимущества, скрытые в корпоративной социальной отчетности, остаются открытыми.

    Единое  управление наиболее значимыми элементами внешней среды - партнерами, государством и обществом - необходимо корпорации для решения задач:

  • повышения стоимости компании;
  • достижения ее стратегических целей;
  • реализации корпоративной миссии;
  • составления корпоративного социального отчета.

    Ключевыми функциями корпорации при этом являются:

    • формулирование миссии на основе всестороннего анализа внешней и корпоративной среды в целях эффективного позиционирования компании;
    • формирование корпоративной культуры и ее доведение до работников (управление внутренними связями) и общественности в соответствии с принятой корпоративной миссией;
    • управление внешними связями с органами государственной и местной власти, фискальными органами и т. д. в соответствии с принятой корпоративной миссией;
    • формирование социального отчета корпорации на основе проделанной работы.

    Одним из базовых принципов корпоративного управления является обеспечение акционеров своевременной и точной информацией по всем существенным вопросам, касающимся корпорации. Согласно мировой практике эффективного корпоративного управления, каналы распространения информации о деятельности корпорации должны обеспечивать равноправный, полный, своевременный, объективный и не связанный с чрезмерными расходами доступ пользователей к необходимой информации. Только наиболее открытый с точки зрения инвесторов бизнес может быть признан эффективным.

    Таким образом, социальный отчет является интегратором информации обо всех аспектах деятельности компании. Единый информационный ресурс (социальный отчет) во внешней среде представляется в современных условиях управления финансовой функцией мощнейшим рычагом повышения конкурентоспособности и развития корпорации.

    Основная  задача социального отчета - целостное  управление внешней средой (представленной самой корпорацией и ее социально-экономическим  окружением), в интересах гармоничного развития компании. Представляется, что подключение бизнеса к созданию более конкурентной экономики и сбалансированному решению многих социальных проблем очень важно, в том числе и потому, что по сравнению с другими субъектами социально-экономической системы бизнес обладает большим опытом и компетенцией.

    На  рис. 4 (см. приложение) показана роль социального отчета как основного инструмента влияния корпорации на внешнюю среду для обеспечения своего развития. Связующим фактором при этом является корпоративная культура, отраженная в миссии[6].

    Сущность корпоративной миссии в рассматриваемом аспекте - это формальный договор владельца корпорации со средой (обществом, государством и партнерами), дающий корпорации право на существование. Это социальный план, через который компания транслирует вовне свою культуру. Преуспевающей корпорации важно осуществлять свою миссионерскую деятельность, а не просто производить товары.

    Сегодня, когда мир становится все более  сложным, трансформируется структура  отношений между бизнесом и средой: общество ждет от корпорации не только качественных товаров и услуг по приемлемой цене, но и большего - согласования ценностей корпорации и внутренних духовных ценностей самих потребителей, а также обеспечения стабильности такого согласования в будущем.

Вывод по главе II

    Основной вывод по второй главе – это то, что социальная отчетность является одной из важнейших частей ведения бизнеса и конкурентной борьбы, которая заключается в следующих аспектах:

    • ответственность перед акционерами — в плане уплаты дивидендов;
    • ответственность перед своими сотрудниками — в плане выплаты достойной заработной платы, создания хороших условий труда;
    • ответственность перед государством — в плане уплаты налогов и соблюдения законодательства;
    • ответственность перед обществом — в плане защиты окружающей среды и реализации социальных программ;
    • ответственность перед потребителями — выпуская качественную продукцию и информируя потребителей обо всех возможных рисках, связанных с использованием продукции.

    Социальная  отчетность влияет на репутацию компании, от чего в свою очередь зависит ее привлекательность для инвесторов и потребителей.

Заключение

    В сделанной мной работе я выполнила поставленные задачи и достигла цели курсовой, рассмотрев понятие социальной отчетности и историю возникновения этого явления, ряд стандартов социальных отчетов, а также роль этого процесса в деятельности компании. Подведя итог, можно сказать, что социальная отчетность является закономерным этапом в развитии бизнеса. Это эффективный инструмент информирования акционеров, потребителей, государства и других заинтересованных лиц о планах компании и о проделанной ей работе, в том числе и в социальной сфере, а значит социальная отчетность действительно влияет на результаты деятельности компании. Основное назначение социальных отчетов – создание благоприятного образа компании. Социально ответственные фирмы, подтверждающие свою ответственность регулярными отчетами, пользуются большим доверием, их репутация лучше, следовательно, они будут более привлекательными для потенциальных инвесторов.

 

     Приложение

 
 
 

Рис. 2

    Рис. 3

     

Рис. 4

Список  использованной литературы

 
 
  1. Карагод В. С. Теория и методология международной системы корпоративной социальной отчетности. - М.: Бухгалтерский учет, 2005. - 248 с.
  2. Будкин Ю. В. Корпоративная социальная ответственность - перспективы развития в России // «Советник.ru», 2005 г.                                 http://www.sovetnik.ru/pressclip/more/?id=15987
  3. Соснова Е. Социальная отчетность, как инструмент повышения эффективности управления // Социальная сфера: мера ответственности. 2005. № 33.                                          http://www.soautpprf.ru/site.xp/057050052.html
  4. Ниязов Ф. PR или новая стратегия? // «Со-общение». 2003. № 9.                  http://www.soob.ru/n/2003/9/oper/2
  5. Туркин С. Социальный аудит компаний // "Управление компанией". 2004. №8.                              http://www.zhuk.net/Archive/articles.asp?aid=4376
  6. Горбунов Д. Управление социальным развитием корпораций.// "Управление компанией". 2005. №12.                              http://www.zhuk.net/archive/articles.asp?aid=6169
  7. Старостенкова Е. Бизнес-доклад обществу.//   "Российская Бизнес-газета". 2006. №583.                      http://www.rg.ru/2006/12/05/otchetnost.html

Информация о работе Влияние социальной отчетности компании на результаты ее деятельности