Влияние социальной отчетности компании на результаты ее деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Для развития открытости перед заинтересованными сторонами и ключевыми партнерами был создан процесс социальной отчетности. Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить, как социальная отчетность влияет на эффективность работы компании. Для достижения этого, мной поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю социального аудита как предпосылки к развитию социальной отчетности.
2. Рассмотреть понятие социальной отчетности.
3. Выявить влияние социальной отчетности на репутацию компании и эффективность практики ее бизнеса.

Содержание

Введение 3
Глава I. Социальная отчетность, история и определение 4
Пункт 1.1 История социального аудита 4
Пункт 1.2 Понятие социальной отчетности 6
Пункт 1.3 Социальный отчет на практике 9
Пункт 1.4 Стандарты социальной отчетности 10
1.4.1. Стандарт АА1000 AS 12
1.4.2. Стандарт GRI 13
1.4.3 Стандарт ISO 14001 14
1.4.4 Социальная Ответственность 8000 (SA8000) 14
Вывод по Главе I 15
Глава II. Социальный отчет и результативность компании 16
Пункт 2.1. Социальная отчетность и конкурентная борьба 16
Пункт 2.2 Социальная отчетность как инструмент управления внешней средой корпорации 17
Пункт 2.3 Раскрытие преимуществ социальной отчетности 21
Вывод по главе II 24
Заключение 24
Приложение 26
Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

КурсоваяДеловая этика.doc

— 289.50 Кб (Скачать)
    • отчет в свободной форме,
    • комплексный отчет по методу тройного итога (Triple Bottom-Line), методу Лондонской группы сравнительного анализа (London Benchmarking Group), методу группы корпоративного гражданства (Corporate Social Citizenship) или другому подобному методу,
    • стандартизированный отчет (АА1000, SA8000, GRI и т.д.).

    Самая распространенная форма отчетности - свободная, ее используют большинство  компаний в России. Она сводится к выпуску красочных буклетов о благотворительных программах компании, поддержке ею образования, здравоохранения, культуры и спорта. Эта форма очень удобна для компании, однако не может обеспечить достоверность отчета и сравнимость его с другими подобными документами, не способствует оценке и признанию со стороны международных организаций. Отчет в свободной форме обычно предназначен исключительно для внешних аудиторий и не предполагает проведение социального аудита.

    Отчет в стандартизированной форме  является более серьезным документом, признанным в международном сообществе. Самыми распространенными стандартами являются ISO 14000, SA8000, AA1000 и GRI. ISO 14000 является стандартом мероприятий по охране и рациональному использованию окружающей среды Международной организации по стандартизации. SA8000 - всемирный стандарт по принципам этичной торговли.

    В зависимости от потребности компания выбирает наиболее подходящий для нее стандарт отчетности. Например, GRI способствует повышению конкурентоспособности компании в области привлечения инвестиций и участия в тендерах международных организаций. АА1000 носит универсальный характер и подходит больше для компаний, деятельность которых оказывает значительное воздействие на общество (например, табачные компании). SA8000 больше ориентирован на соблюдение трудового законодательства и экологических норм и подходит для компаний, которые хотят получать заказ от государства. Также следует упомянуть стандарт Sunshine и рекомендации OECD.

    Эти стандарты используют комплексный  подход, но отличаются более высокими требованиями к сбору информации. В их основе лежат некоторые общие принципы:

    • готовность компании учитывать, оценивать и обнародовать помимо основных внеэкономические показатели своей деятельности;
    • наличие комплексной стратегии развития компании, охватывающей экономические, социальные и экологические компоненты;
    • выстраивание постоянного диалогового процесса со всеми группами заинтересованных сторон, учет их интересов и требований, предъявление им результатов отчетности;
    • приверженность всех подразделений компании, а не только ее руководства, идеологии социальной отчетности.

    Их  фундаментальная особенность состоит в том, что они разрабатываются и вводятся в оборот не правительствами и не государством, а создаются инициативной группой или своего рода консорциумом,  который может состоять из представителей бизнеса (обычно нескольких крупных компаний), специализированных агентств (также частный сектор) и представителей общественных организаций. Такие консорциумы могут выступать в качестве партнеров крупнейших международных организаций. Признание, вес, и авторитет такой стандарт «зарабатывает» себе самостоятельно с помощью имиджа фирм-учредителей, широкой рекламной кампании либо  другими способами вхождения в «пул» стандартов, признаваемых рейтинговыми агентствами. Рассмотрим более подробно два самых часто используемых на сегодняшний день стандарта.

1.4.1. Стандарт АА1000 AS

 

    Стандарт  социальной отчетности компаний АА1000 AS разработан Британским Институтом социальной и этической отчетности (Institute of Social and Ethical Accountability) в 1999 г. Стандарт предназначен для измерения результатов деятельности компаний с этических позиций и предоставляет компаниям процедуру и набор критериев, при помощи которых может быть осуществлен социальный и этический аудит их деятельности. Основное отличие этого подхода от других существующих стандартов в этой области заключается во внедрении в повседневную практику компании системы постоянного диалога с заинтересованными сторонами, то есть представителями групп или организаций, на которых деятельность компании может оказывать влияние или которые сами влияют на деятельность компании – акционерами. Акционером компании может являться любое физическое или юридическое лицо. Согласно требованиям стандарта АА 1000 AS основными этапами процесса социальной отчетности являются:

    • планирование: идентификация акционеров, определение/уточнение ценностей компании;
    • отчетность: выявление наиболее актуальных вопросов, определение индикаторов оценки, сбор и анализ информации;
    • подготовка отчета;
    • проведение аудита внешней организацией.

1.4.2. Стандарт GRI

 

    Достаточно  популярными в бизнес-сообществе являются принципы социальной ответственности, разработанные международной организацией "Глобальная инициатива по отчетности" (Global Reporting Initiative - GRI), история которой началась в 1997 году. В основе данного подхода лежит концепция устойчивого развития, то есть нахождения баланса между потребностями нынешнего поколения в экономическом благосостоянии, благоприятной окружающей среде и социальном благополучии и аналогичными потребностями будущих поколений. Подготовка отчетности в области устойчивого развития подразумевает анализ экономического, экологического и социального влияния деятельности компании, а также производимых ею товаров и услуг на внешнюю среду.

    Так же, как и стандарт AA1000, рекомендации GRI предусматривает подготовку отчета на основе диалогов с представителями заинтересованных сторон. Одно из основных отличий и преимуществ GRI состоит в том, что это руководство позволяет отчитывающейся организации использовать рекомендации поэтапно, то есть компания, которая только встает на путь отчетности по устойчивом развитию, может на первых порах использовать лишь общие принципы документа. Также GRI предусматривает возможность подготовки отчета только по одной или нескольким областям деятельности организации с постепенным распространением на другие сферы.

1.4.3 Стандарт ISO 14001

    ISO 14001 является одним из наиболее  широко применяемых стандартов в области охраны окружающей среды. Он касается системы менеджмента организации и не зависит от отраслевой специфики, что позволяет быстро внедрять его практически на любом предприятии.

    ISO 14001 может играть значительную  роль в общей политике корпоративной ответственности, но не может быть основным, так как его сфера ограничена экологическими аспектами деятельности компании. Внедрение данного стандарта – достаточно сложный и дорогостоящий процесс, поэтому его применяют прежде всего крупные компании. Средний и малый бизнес, тем не менее, также могут использовать его основные принципы. В ISO рассматриваются возможности разработки единого стандарта в области корпоративной социальной ответственности.

1.4.4 Социальная Ответственность  8000 (SA8000)

    Разработанный в 1996 г., стандарт SA8000 – это стандарт сертификации компаний и условий труда – опирается на соглашения МОТ и другие документы ООН в области прав человека, а также отражает принципы создания управленческих систем ISO.

    SA8000 содержит проверяемые показатели и процедуры сертификации. Сертификат подтверждает, что деятельность компании на всех участках цепочки создания стоимости спроектирована с соблюдением прав работников.  
 
 

Вывод по Главе I

 
 
 

    Основным  выводом по первой главе является тот факт, что социальная отчетность и её стандарты внедрялась и внедряется в практику не законодательно, а по инициативе независимых групп, консорциумов и до сих пор носит рекомендательный характер, являясь потребностью глобальных корпораций, работающих на международном уровне, поскольку именно они заинтересованы в наибольшей информационной прозрачности. Тем не менее, социальная отчетность постепенно становится в мире обычной деловой практикой, и очень вероятно ее распространение на средние и малые компании.

 

    

Глава II. Социальный отчет и результативность компании

Пункт 2.1. Социальная отчетность и конкурентная борьба

 

    Впервые проект социальной отчетности перед  обществом был внедрен в начале 90-х годов рядом таких компаний, как The Body Shop, Ben & Jerry’s и Van City. Методология разработана в Великобритании, и сегодня этот процесс используют все больше и больше международных компаний — от британской Camelot (распространитель национальной лотереи) до транснационального нефтяного концерна Shell. Социальные отчеты публикует British Petroleum, British Telecom, GlaxoSmithKline, Unilеver. Часто социальная отчетность рассматривается оппонентами как одна из составляющих конкурентных преимуществ, которые компании используют в борьбе за клиента. В целях привлечения внимания потенциальных заказчиков одни делают упор на узкую специализацию и экономию средств, другие — на этику и новые методы работы с акционерами. Во многих компаниях прослеживается связь между известностью компании и проводимой ею социальной политикой. Социальная отчетность — эффективный механизм, позволяющий всем сферам бизнеса чутко прислушиваться к нуждам общества. Процесс обеспечивает организацию структурным подходом, который позволяет:

    • лучше узнать и понять ожидания ключевых партнеров;
    • обеспечить, чтобы данные ожидания учитывались при принятии решений в компании;
    • на практике показать, что компания отвечает ожиданиям и интересам ключевых партнеров.

    Социальная  отчетность также известна как понятие  социального аудита. В целом этот процесс предоставляет возможность компании посредством конструктивного диалога выслушать и ответить на разумные ожидания своих акционеров. Аналогично финансовой отчетности, социальная отчетность предполагает проведение внутреннего аудита и внешних проверок, а также составление и публикацию отчетов в соответствии с конкретными стандартами. До последнего времени подход к управлению бизнесом во многих корпорациях часто состоит из трех основных блоков:

    • момента принятия решений внутри корпорации на основе собственного восприятия реальности;
    • выноса принятых решений на суд широкой общественности;
    • отстаивания принятых решений в ходе их практической реализации.

      Сегодняшние же реалии таковы, что на первое место выдвигается задача определения отношения целевой аудитории к деятельности компании, затем идет выработка определенных шагов на основе высказанных целевой аудиторией ожиданий, только после этого следует принятие решений и в завершение — выполнение принятых решений. Таким образом, от схемы «принятие решений, объявление, отстаивание» компании, сделавшие краеугольным камнем своей деятельности социальную отчетность, пришли к схеме «выслушай — прими решение — выполни» и связывают с ее внедрением огромные надежды.

Пункт 2.2  Социальная отчетность как инструмент управления внешней средой корпорации

    Внешняя среда и корпорация тесно связаны  и взаимодействуют друг с другом. Основные элементы внешней среды корпорации включают в себя:

    ·  общество в целом (в котором формируется общественное мнение о корпорации);

    ·  партнеров (потребителей, поставщиков, инвесторов, работников и т. д., с которыми корпорация сотрудничает);

    ·  государство (органы государственной власти, регулирующие деятельность корпорации на основе законов, фискальные и силовые органы и т. п.).

    Установление  связей корпорации с такими ключевыми элементами внешней среды могут быть организованы следующим образом:

    
Пример  организации корпоративных связей
Управление  связями с общественностью   Область управления   Управление  связями с государством  
Общественные  организации   Профильная  служба   Профильная  служба   Правительство (развитие)  
Потребители (реклама, имидж)   Профильная  служба   Профильная  служба   Гос. Дума (лобби)  
Работники (корп. культура)   Профильная  служба   Профильная  служба   Министерства (профильно)  
Конкуренты (влияние)   Профильная  служба   Профильная  служба   Губернаторы (региональное развитие)  
Граждане (влияние)   Профильная  служба   Профильная  служба   Городские власти (программы градообразования)  
И т. д.   :   Профильная  служба   Фискальные  органы (бухучет, налоги, таможня, валюта - в законодательной части)  
И т. п.   :   :   И т. д. и т. п.  

Информация о работе Влияние социальной отчетности компании на результаты ее деятельности