Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 18:58, курсовая работа
Для развития открытости перед заинтересованными сторонами и ключевыми партнерами был создан процесс социальной отчетности. Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить, как социальная отчетность влияет на эффективность работы компании. Для достижения этого, мной поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю социального аудита как предпосылки к развитию социальной отчетности.
2. Рассмотреть понятие социальной отчетности.
3. Выявить влияние социальной отчетности на репутацию компании и эффективность практики ее бизнеса.
Введение 3
Глава I. Социальная отчетность, история и определение 4
Пункт 1.1 История социального аудита 4
Пункт 1.2 Понятие социальной отчетности 6
Пункт 1.3 Социальный отчет на практике 9
Пункт 1.4 Стандарты социальной отчетности 10
1.4.1. Стандарт АА1000 AS 12
1.4.2. Стандарт GRI 13
1.4.3 Стандарт ISO 14001 14
1.4.4 Социальная Ответственность 8000 (SA8000) 14
Вывод по Главе I 15
Глава II. Социальный отчет и результативность компании 16
Пункт 2.1. Социальная отчетность и конкурентная борьба 16
Пункт 2.2 Социальная отчетность как инструмент управления внешней средой корпорации 17
Пункт 2.3 Раскрытие преимуществ социальной отчетности 21
Вывод по главе II 24
Заключение 24
Приложение 26
Список использованной литературы 27
МЕЖДУНАРОДНАЯ
ВЫСШАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ
Выполнила:
Преловская С.Г
Группа: в2151/40
Проверяющий:
доц. Сайченко О.А.
Санкт-Петербург, 2011г
Я выбрала эту тему, поскольку сегодня в деловом мире значительно возросли требования к открытости ведения бизнеса, появилось понятие отчетности перед обществом. Многие компании ясно осознали, что дальше успешно вести бизнес, функционируя в своем изолированном пространстве, они просто не могут. Для развития открытости перед заинтересованными сторонами и ключевыми партнерами был создан процесс социальной отчетности. Цель моей курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить, как социальная отчетность влияет на эффективность работы компании. Для достижения этого, мной поставлены следующие задачи:
История социального аудита началась в США в 1940-е гг., когда социальные рейтинги компаний стали регулярными. Эти рейтинги оценивали отношения с персоналом и профсоюзами, с местным сообществом, филантропию (пожертвования), волонтерство и другие программы компаний в местных сообществах (community based programs).
В 1960-е - 1970-е гг. стало возрастать общественное недовольство в отношении негативных последствий роста производства. Все чаще экономический рост осуществлялся за счет загрязнения окружающей среды, всякого рода дискриминации, снижения безопасности производства, ухудшения качества товаров.
Большая часть ответственности за социальную несправедливость и экономическое неравенство была возложена на бизнес, так рассудили правительство и общественное мнение. Общественное мнение и его лидеры стали меньше доверять корпорациям, и, как следствие, число покупателей сократилось. Результатом стало общественное давление на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности компаний. В ответ на это бизнес стал все чаще выступать инициатором социально ответственного поведения.
Поначалу такие прогрессивные компании, как Dayton Hudston, Levi Strauss, Cummings Engines, отдавали в эти фонды до 5% налогооблагаемой прибыли. Однако к концу 1970-х гг., когда схлынула первая волна энтузиастов социально ответственного поведения, американский бизнес стал относиться к филантропии более прагматично. У правительства появилось опасение, что корпорации вовсе перестанут заботиться о нуждах своих сообществ. В 1977 г. Конгрессом был принят документ, по которому американским банкам предписывалось делать инвестиции в территории, на которых они оперируют. Community Reinvestment Act или «Закон о реинвестициях в местные сообщества» и по сей день остается основным инструментом поощрения социальной вовлеченности банков на местном уровне, однако реально закон начал действовать в 1980-х гг.
Никаких санкций закон не предусматривал. Банк не может быть лишен лицензии или оштрафован за невыполнение плана по инвестициям в местные сообщества. Чтобы следить за размером банковских вложений, правительство выделило каждому банку «подшефную территорию» и прикрепило его к местному правительственному агентству, наблюдающему за ходом программы. В конце года каждый банк отчитывался о проделанной работе. По итогам отчета был составлен список активности банков в сфере социальных инвестиций (в порядке убывания).
Список был опубликован крупнейшими деловыми изданиями с мелко набранным пояснением, что рейтинг касается показателей социальной вовлеченности и ничего более, но американцы, увидевшие знакомые банки не в первых рядах, посчитали это признаком их финансовой несостоятельности и начали переводить свои счета в более достойные финансовые институты, впоследствии банки изо всех сил старались доказать свое желание работать на местное сообщество.
Что касается развития социального аудита в России, то с 2000 г. в нашей стране проводится конкурс «Российская организация высокой социальной эффективности». С 2004 г. конкурс, по решению Правительства РФ, проводится ежегодно. По заявлению оргкомитета конкурса, в нем принимают участие более тысячи компаний.
Под социальной эффективностью, по мнению его организаторов, следует понимать отсутствие задолженности перед государством, наличие коллективного договора, наличие профсоюзной организации. Хоть отчеты о социальной поддержке работников и местных сообществ принимаются в произвольной форме и оцениваются по не вполне понятным критериям, тем не менее, сам факт проведения подобного конкурса говорит о том, что государство хочет и будет оценивать социальную эффективность компаний, а в середине 1990-х гг. в Госдуме был разработан документ, практически аналогичный американскому «Закону о реинвестициях».
Объективная оценка эффективности социально значимой деятельности компаний стала необходимостью. Основными причинами этого являются:
Органам власти оценка объективного вклада компаний в развитие местных сообществ позволит активизировать приток инвестиций в регионы, повысить их инвестиционную привлекательность, снизить социальную напряженность и связанные с ними риски, повысить качество жизни людей.
Социальный
аудит может стать для бизнес-
Понятие корпоративной социальной отчетности перед обществом появилось на рубеже XX и XXI веков. Многие мультинациональные компании осознали, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве и заботясь исключительно о сверхприбылях, они просто не могут. Так, «Зеленый отчет» комиссии Евросоюза определяет корпоративную социальную ответственность как «концепцию, посредством которой компании совмещают социальные вопросы и вопросы окружающей среды в их деятельности и во взаимодействии с ключевыми партнерами на добровольной основе». Корпоративная социальная отчетность также является инструментом управления изменениями на уровне компании социально ответственным образом. Это происходит тогда, когда компания хочет установить компромиссы между требованиями и нуждами различных ключевых партнеров в баланс, приемлемый для всех сторон. Если компании успешно управляют изменениями социально ответственным способом, это будет иметь положительный эффект на макроэкономическом уровне. Для удовлетворения всевозрастающей необходимости развития отчетности перед заинтересованными лицами и ключевыми партнерами был создан процесс социальной отчетности. Это сравнительно новая дисциплина, которая призвана помочь услышать, узнать, понять требования и ожидания ключевых партнеров и выстроить, исходя из этого, свою дальнейшую деятельность. Согласно классическому определению, социальная отчетность — всеобъемлющий процесс консультаций с ключевыми партнерами, подготовка общественных счетов, ревизия данных счетов, отчет по результатам[2].
Социальная
отчетность в широком понимании – это
отчеты компании, включающие информацию
не только о результатах их экономической
деятельности, но и социально-экологические
показатели. Корпоративный социальный
отчет – это публичный инструмент информирования
акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов
и всего общества о том, как и какими темпами
компания реализует цели, заложенные в
стратегических планах развития, в отношении
экономической устойчивости, социального
благополучия и экологической стабильности.
Социальная отчетность позволяет комплексно
представлять общественности экономические,
экологические и социальные результаты
деятельности компаний; производить самооценку
по этим трем направлениям; вести диалог
со всеми заинтересованными сторонами,
выявлять их оценки и ожидания; предотвращать
возможные обвинения; получать дополнительные
конкурентные преимущества; укреплять
доверие сотрудников, акционеров, партнеров,
клиентов, местных сообществ, органов
власти, СМИ; создавать основу для разработки
стратегии развития компании.
Важным элементом социально-этической отчетности или отчетности в области устойчивого развития является взаимодействие (диалог) с заинтересованными сторонами, общественностью. Под заинтересованными сторонами подразумевается очень широкий круг общественных групп, организаций, компаний, государственных структур и просто людей, на которые компания оказывает влияние в том или ином виде. Способы влияния многообразны:
В свою очередь, и стороны тоже могут оказывать влияние на развитие бизнеса компании. Степень этого обратного влияния зависит от всего комплекса общественных и экономических отношений в каждой конкретной стране.
Ключевым аспектом работы над стандартизированным социальным отчетом является также его оценка и верификация независимым аудитором. Оценка аудитора дает компании гарантию третьей стороны в том, что опубликованные в отчете сведения достоверны и отражают объективную картину действительности. Аудитор также подтверждает, что результаты, полученные в ходе подготовки отчета, будут внедрены и использованы в дальнейшей практике социальной ответственности компании.
Полный цикл процесса составления социального отчета состоит из четырех этапов:
Эти мероприятия охватывают период 12—14 месяцев с тем, чтобы органично соотноситься с процессом годового планирования деятельности. В компании этот процесс должен быть воспринят как новая стратегия, позволяющая сфокусироваться на основных ожиданиях акционеров, оптимизировать бизнес, лучше отвечать запросам потребителей и реализовать поставленные цели. По условиям реализации программы независимое агентство проводит исследование и оценку акционеров компании. Все это становится базисом для встречи представителей компании с тем кругом партнеров, который обозначит независимая компания, выступающая организатором общения. В этих диалогах должны участвовать ключевые партнеры, представляющие государственные и неправительственные организации. Основная задача диалога — ожидание ключевых партнеров компании, кроме того, сотрудники также выступают в роли акционеров, и очень важных. Социально ответственная деятельность крупных мультинациональные компаний — это процесс, в котором каждая сторона вносит свой вклад в получение выгоды. Благодаря этому взаимному сотрудничеству компании имеют возможности работать, развивая прибыльный бизнес, создавая рабочие места и приумножая бюджет правительства, при этом посредством стабильных выплат налогов поддерживать социальную сферу. Но очевидно, что транснациональные корпорации, какими бы могущественными они ни казались, не в силах заставить местные власти устанавливать правила и нормы, удовлетворяющие всех. Поэтому они выбирают иной путь — путь самоопределения и самоограничения, предусматривающий главенство принципов ответственности перед обществом. В мире, где вырабатывается множество международных политик в таких областях, как торговля, охрана окружающей среды, трудовое законодательство и здравоохранение, именно социально ответственное поведение, уважение суверенитета государств, соблюдение принципа сотрудничества и конструктивного диалога послужат гарантией успешного ведения бизнеса в третьем тысячелетии.
Большинство компаний ежегодно публикуют социальные отчеты, а некоторые даже подвергаются независимой оценке социальной ответственности - социальному аудиту. Аудиторские компании предлагают своим клиентам разные виды услуг по аудиту социальной деятельности. Нефтяные компании ВР и Shell проходят регулярный социальный аудит, публикуя его результаты в своем социальном отчете. В мировой практике приняты несколько основных форм социальной отчетности:
Информация о работе Влияние социальной отчетности компании на результаты ее деятельности