Автор: m****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 23:03, реферат
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.1375-03
ДЕЗИНФЕКЦИЯ И СТЕРИЛИЗАЦИЯ ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Дезинфекция, предстерилизационная очистка и стерилизация изделий медицинского назначения:
1.общие принципы
Дезинфекция, предстерилизационная
очистка и стерилизация изделий медицинского
назначения:
общие сведения
Подготовка изделий медицинского назначения (далее - изделия) к применению состоит из трех этапов: дезинфекция, предстерилизационная очистка, стерилизация.
Дезинфекцию изделий проводят для уничтожения вегетативных форм патогенных и условно- патогенных микроорганизмов - вирусов (в том числе возбудителей парентеральных вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции), бактерий (включая микобактерии туберкулеза), грибов (включая грибы рода Кандида) - на изделиях, а также в их каналах и полостях.
Предстерилизационную очистку изделий проводят для удаления с них белковых, жировых и механических загрязнений, а также остатков лекарственных препаратов.
Стерилизацию
изделий проводят для уничтожения
всех патогенных и непатогенных
микроорганизмов, включая их споровые
формы.
Дезинфекцию, предстерилизационную
очистку и стерилизацию изделий осуществляют
в
соответствии с требованиями действующих
руководящих и нормативно-методических
документов:
ОСТ 42-21-2 - 85 «Стерилизация
и дезинфекция изделий
«Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения» от 30.12.98 г № 2 МУ-287-113;
СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности»;
«Методические рекомендации по организации централизованных стерилизационных в лечебно-профилактических учреждениях», утвержденных Главным эпидемиологическим управлением Минздрава СССР от 21.12.90 г. № 15-618.
Дезинфекцию, предстерилизационную
очистку и стерилизацию изделий растворами
химических средств проводят способом
погружения в раствор. Каналы и полости
заполняют раствором.
Разъемные изделия обрабатывают в разобранном
виде.
При выборе средств следует учитывать рекомендации изготовителей изделий, касающиеся влияния конкретных средств на материалы этих изделий.
При использовании
средств, обладающих одновременно дезинфицирующими
и моющими
свойствами, дезинфекция изделий может
быть совмещена с их предстерилизационной
очисткой в одном процессе.
2. Дезинфекция изделий медицинского назначения
Дезинфекция изделий
направлена на профилактику внутрибольничного
инфицирования пациентов и
Дезинфекции подлежат все изделия после применения их у пациента.
Дезинфекцию изделий
осуществляют непосредственно в
клинико-диагностических
Дезинфекцию проводят ручным (в специально предназначенных для этой цели емкостях) или механизированным (дезинфицирующие машины и установки) способом.
Выбор метода дезинфекции зависит от особенностей изделия и его назначения, в частности от вида материала, из которого оно изготовлено.
Дезинфекция с
использованием химических средств проводится
способом погружения изделий в раствор
дезинфектанта в специальных маркированных
емкостях из стекла, пластмасс или покрытых
эмалью без повреждений. Емкости должны
быть снабжены крышками, иметь четкие
надписи с указанием названия средства,
его концентрации, назначения, даты приготовления.
При использовании рабочего раствора
средства дезинфекции с многократным
применением на емкости кроме даты
приготовления проставляется дата конечного
срока использования раствора.
Для дезинфекции изделий используются разрешенные в установленном порядке к применению на территории РФ дезсредства отечественного и зарубежного производства.
Дезинфекцию изделий химическим методом осуществляют по утвержденным режимам.
После дезинфекции
изделия тщательно промываются
проточной водопроводной водой
и,
при необходимости, подвергаются предстерилизационной
очистке, после чего высушиваются, упаковываются
и направляются на стерилизацию. Предстерилизационная
очистка и стерилизация изделий медицинского
назначения проводится в центральном
стерилизационном отделении (ЦСО) лечебного
учреждения (п. 10.8 СанПиН 2.1.3.1375-03)
УБОРКА КАБИНЕТА И ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЕ ВОЗДУХА
Инструкция по проведению текущей уборки в процедурном кабинете ЛПУ общего профиля.Текущая уборка
Текущая уборка
перед началом работы (в конце
работы) процедурного кабинета проводится
младшим медицинским
Текущая уборка включает в себя:обработку поверхностей (мебели, оборудования, раковин и др.) с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Обеззараживание проводят путем орошения или протирания ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором без добавления (с добавлением) моющих средств. Дезинфицирующие средства применяют по режимам, рекомендованным для бактериальных инфекций.При работе с дезинфицирующими средствами необходимо строго соблюдать меры предосторожности, определенные инструкцией или методическими указаниями по применению обеззараживание воздуха с помощью бактерицидной лампы. Время экспозиции рассчитывается исходя из данных паспорта конкретной бактерицидной лампы и площади обрабатываемого помещения. Время работы бактерицидной лампы рекомендуется фиксировать в Журнале учета работы бактерицидных ламп .
Последовательность действий:
надеть специальную одежду;
обработать поверхности дезинфицирующим раствором.
При уборке способом
протирания следует использовать
промаркированную емкость и чистую ветошь;
обработать пол дезинфицирующим раствором, используя ведро, швабру и ветошь с маркировкой «Для мытья пола»;
включить бактерицидную лампу, выдержать экспозицию;
выключить бактерицидную
лампу. При использовании открытых
или комбинированных
по окончании
времени дезинфекции смыть
обеззаразить
уборочный инвентарь в
Уборка во время работы
Во время работы процедурного кабинета дезинфекция проводится после каждой процедуры. Ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, обрабатывается подушка под руку, жгут, клеенка, поверхность рабочего стола.
Возможно использование для обеззараживания и метода орошения рабочих поверхностей дезинфицирующим средством из аэрозольного баллона или другой распылительной аппаратуры.
В случае загрязнения
рабочих поверхностей в ходе процедур
кровью сначала пятна крови следует
залить дезинфицирующим раствором,
выдержать рекомендуемое время
обеззараживания, а затем удалить
смесь крови и раствора, сбросив
использованный тампон (салфетку) в
емкость с дезинфицирующим
Идеальным средством для быстрой дезинфекции в таких случаях является Бонацид, который обеспечивает эффективную дезинфекцию при вирусных инфекциях за 30 секунд.
Возможно использование специально гранулированных препаратов и средства аэрозольной упаковки с коротким вирулицидным действием.
Инструкция по проведению генеральной уборки в процедурном кабинете ЛПУ общего профиля
Генеральная уборка
проводится медицинским персоналом
один раз неделю в
соответствии с утвержденным графиком.
Вне графика генеральную уборку проводят
в
случае неудовлетворительных результатов
контроля микробной обсемененности внешней
среды и по эпидемиологическим показаниям.
Для проведения
генеральной уборки персонал должен
иметь специальную одежду и
средства индивидуальной защиты (халат,
шапочка, маска, резиновые перчатки, резиновый
фартук и др.), промаркированный уборочный
инвентарь и чистую ветошь. Уборочный
инвентарь для пола и для стен должен быть
раздельным и иметь четкую маркировку.
Желательно использование одноразовых
салфеток. При невозможности использования
одноразовых салфеток использовать многоразовые.
Последовательность действий:
- надеть специальную одежду;
по возможности отодвинуть от стен мебель и оборудование для уборки стен и пола за ними; нанести на стены моющий дезинфицирующий раствор путем орошения или протирания на высоту не менее 2-х метров, а также на окна, подоконники, двери, мебель, оборудование.
Для дезинфекции применяют средства, обладающие широким спектром действия (вирулицидного, бактерицидного, фунгицидного - с активностью в отношении грабов рода Кандида). Дезинфекцию проводят по режимам, рекомендованным для вирусных инфекций (гепатиты В и С). В туберкулезных ЛПУ используют режимы для микобактерий туберкулеза.
- вымыть пол;
- включить облучатель ( 1 час)
- сменить спецодежду
и по окончании времени
чистыми (или стерильными) тканевыми салфетками,
смоченными водопроводной
(питьевой) водой; (Если по инструкции средство
не требует смывания, этот пункт пропускается)
- включить бактерицидный облучатель;
по окончании
времени обеззараживания при
использовании открытых или
комбинированных облучателей проветрить
помещение.
- использованный
уборочный инвентарь
прополоскать в воде и высушить. Многоразовые
салфетки подлежат стирке.
Хранение уборочного инвентаря необходимо осуществлять в специально выделенном помещение или шкафу вне кабинета.
Ультрафиолетовое бактерицидное облучение воздушной среды
Необходимое число
облучателей для каждого
Согласно п.7.1.
Руководства РЗ.5.1904 «Использование
ультрафиолетового
Бактерицидная
эффективность
Примеры расчета необходимого числа облучателей и времени их работы представлены в указанном руководстве и «Методических указаниях по применению бактерицидных ламп для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях» (утверждены приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ № 11/03-06 от 28.02.95г.)
Бактерицидные
установки с открытыми и
Закрытые облучатели в присутствии людей должны работать непрерывно в течение всего рабочего времени.
Для максимального эффекта обработки необходимо тщательно следить за состоянием бактерицидных ламп и перед каждым включением не только освобождать их от осевшей пыли, но и тщательно до блеска протирать сухой материей. Даже тонкий слой пыли существенно задерживает поток излучения.
Лампы, прогоревшие положенное число часов (в соответствие со сроком их службы), должны заменяться на новые.
При нарушении целостности лампы должно быть исключено попадание ртути и ее паров в помещение. Такие лампы должны направляться в региональные центры по демеркуризации ртутьсодержащих ламп. При попадании ртути в помещение должна быть проведена тщательная демеркуризация помещения.