Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:43, реферат
Книга Умберто Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике» представляет собой краткий очерк эстетических учений средневековья, где рассматриваются эстетические теории видных средневековых богословов: Альберта Великого, Фомы Аквинского, Бонавентуры, Дунса Скота, Уильяма Оккама, а также философско-богословских школ: Шартрской, Сен-Викторской.
Умберто Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике» |
Реферат
по эстетике |
Санкт-Петербургская Консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова
Санкт-Петербург 2012г. |
Книга Умберто
Эко «Искусство и красота в
средневековой эстетике»
Данный очерк носит исторический характер. Смысл работы Эко заключается в том, чтобы дать представление об эпохе Средневековья, а не внести философский вклад в современное определение эстетики, постановку ее проблем и их решение. Здесь автор ведет речь скорее о кратком изложении и систематизации идей и разработок философов данной эпохи. Данное исследование по эстетике Средневековья так же стремится постичь определенную историческую эпоху, как к этому стремилось бы исследование греческой или барочной эстетики.
В этой книге
исследуется история
В своей книге автор поэтапно проводит читателя по всем более или менее значимым идеям, эстетическим понятиям, определениям и дискуссиям эпохи Средневековья. Он рассматривает такие эстетические категории, как прекрасное, искусство, красота, вкус. Используя некий обзорный и сравнительный анализ разных интерпретаций одних и тех же понятий, он пытается показать эволюцию взглядов, их становление и укоренение или же наоборот, причины, по которым данные теории не нашли своё оправдание в последующих эпохах.
Значительную
часть своей эстетической проблематики
Средневековье унаследовало от классической
древности, причем оно наделило эти
темы новым смыслом, соотнеся их с характерным
для христианского мировосприятия осознанием
человека, мира и божественного. Другие
свои категории оно унаследовало от библейской
и святоотеческой традиции, но всегда
стремилось к тому, чтобы поместить их
в философский контекст, заданный новым
сознанием, склонным к систематизации.
Таким образом, своему эстетическому умозрению
оно придавало бесспорно самобытный вид.
Как уже отмечалось в научной литературе,
классическая древность, обсуждая эстетические
проблемы и вырабатывая каноны художественного
творчества, обращалась к природе, тогда
как Средневековье, обращаясь к тем же
самым темам, основывалось на классической
древности. В каком-то смысле вся средневековая
культура на деле представляет собой не
столько размышление о реальности, сколько
комментарий к определенной культурной
традиции. Когда средневековый философ
говорит о красоте, он имеет в виду не только
некое отвлеченное понятие, но обращается
к конкретному опыту. Нет сомнения в том,
что в Средние века главенствует представление
о чисто умозрительной красоте, нравственной
гармонии, метафизическом сиянии и что
мы можем постичь этот тип мироощущения
только в том случае, если бережно и любовно
попытаемся проникнуть в менталитет и
чувствительность той эпохи.
Конечно, важнейшей особенностью Средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и чаще всего малодостоверных знаний о мире, христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах.
Эта картина
мира, целиком определившая менталитет
верующих селян и горожан, основывалась
главным образом на образах и толкованиях
Библии. Исследователи отмечают, что в
Средние века исходным пунктом объяснения
мира было полное, безусловное противопоставление
Бога и природы, Неба и Земли, души и тела.
Как отмечал в этой связи Курциус: «когда схоластика говорит о красоте, она подразумевает под ней Божий атрибут». "Современный" человек чересчур переоценивает искусство, потому что он утратил чувство умопостигаемой красоты, которое имело место в неоплатонизме и Средневековье... Здесь идет речь о красоте, о которой эстетика не имеет никакого представления».
Однако подобные
утверждения ни в коей мере не должны
умалять нашего интереса к такого
рода умозрениям. Напротив, для человека
Средневековья переживание
По своей сути искусство не может играть только прикладную роль, формировалось новое понимание искусства - создание и отражение внутреннего духовного пространства человека, мира и Бога. Его целями были приобщение человека к Богу, к духовным таинствам.
Усматривать
в Средневековье эпоху
Зачастую
эпоху Средневековья
Известно, как восставали цистерцианцы и картузианцы против роскоши и использования изобразительных средств в украшении церквей: шелк, золото, серебро, витражи, скульптуры, картины, ковры — все это самым суровым образом осуждалось в уставе цистерцианцев. Св. Бернард, Александр Некхам, Гуго из Фуйлуа с жаром обрушиваются на эти излишества, отвлекающие христиан от благочестия и сосредоточенной молитвы. Однако, порицая излишества, эти авторы не ставят под сомнение красоту и приятность украшений; критика слышится именно потому, что во всем этом усматривается неодолимая притягательность, которую нельзя примирить с требованиями, предъявляемыми к святилищу. Такой же позиции обычно придерживаются и мистики, например Петр Дамиани, с безукоризненным красноречием завзятого ритора осуждающий поэзию и пластические искусства. И здесь нет ничего удивительного, ведь почти все средневековые мыслители, и не только мистики, хотя бы в юности да увлекались поэзией. Августин повествует о внутренней борьбе верующего, непрестанно страшащегося, что красота сакральной музыки введет его в соблазн во время молитвы. Св. Фома гораздо сдержаннее трактует эту тему, когда советует не использовать в литургии инструментальную музыку. Музыкальных инструментов следует избегать именно потому, что они вызывают чрезвычайно острое наслаждение и тем самым способны отвлечь душу верующего от истинного предназначения священной музыки, осуществляющегося в пении. Отказ от инструментальной музыки связан с признанием пагубного характера эстетической реальности, но не с отрицанием самого ее статуса. Ясно, что средневековый мистик, не доверяя внешней красоте, искал убежища в созерцании Писаний или в наслаждении внутренними ритмами души, пребывающей в состоянии благодати. Противопоставление внешней и внутренней красоты проходит через всю эпоху.
Итак, даже в самом пылу ригористической полемики дает о себе знать чувство красоты человека и природы. С еще большим основанием, в мистике, которая преодолевает момент аскезы, дабы трансформироваться в мистику разума и просветленной любви, в мистику Сен-Викторской школы, природная красота наконец-то вновь воспринимается во всей полноте своей позитивности. Для Гуго Сен-Викторского интуитивное созерцание есть отличительная особенность восприятия, которое осуществляется не только в какой-то сугубо мистический момент, но и может быть обращено к чувственному миру.
Святой Августин считал, что земная жизнь имеет свою прелесть, "благодаря некоей своей красе и согласию со всеми земными предметами". Но именно поэтому, с его точки зрения, может легко проникать в душу грех. Соблазнительная чувственная красота способна приводить к забвению Господа. С одной стороны музыка могла цениться, если побуждала к набожности, но она же оказывалась предосудительной, поскольку направлена к услаждению слуха, увеселению. Поскольку главная ценность этой эпохи - Бог, то и понятие красоты оценивалось, исходя из этого, в сопоставлении и связи с божественным, с путем к Богу или отклонением от него. Подлинная красота для средневекового ума открывается в гармонии божьего мира. Все иное оценивается как низкосортное, подозрительное, обольстительно-дьявольское. Эстетическое и художественное чувство Средневековья колеблется между этими двумя ипостасями красоты.
Если же
оставить область мистики и окинуть
взором всю прочую средневековую
культуру, как мирскую, так и церковную,
то присутствие вкуса к
Описывая
внутреннее убранство своего аббатства,
Сугерий с одной стороны
Информация о работе Умберто Эко «Искусство и красота в средневековой эстетике»