Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:30, реферат
Основная категория философии Пифагора – число, число – это первоначало бытия, основа космической меры. То же числовое начало пифагорейцы обнаружили и в музыке, а поэтому весь космос мыслился ими как музыкально-числовая гармония. Космические сферы, настроенные на определенный тон, порождают «музыку небесных сфер».
Барокко – очевидная антитеза классицизму: цель искусства – создавать чудесное и поражающее, необычное и фантастическое. Искусство противно науке, оно зиждется не на разуме, а на вдохновении, игре воображения. Из всех интеллектуальных способностей ближе всего к искусству стоит остроумие, т.е. не гармоничный и логичный разум, а изощренный, соединяющий несоединимое.
К художественным приемам барокко относится метафора, иносказание, эмблема; этот стиль позволяет изображать гротескное и даже безобразное, смешивает различные приемы изобразительности. Барокко выдвинуло идею синтеза искусств, главным достижением которого стало возникновение оперы. В целом искусство барокко отличается пышность и декоративностью, замысловатостью форм и страстностью выражения. По своим социальным функциям оно оказалось средством прославления католической церкви и королевской абсолютной власти. Если достижения классицизма связаны в основном с литературой и театром, то барокко нашло наибольшее выражение в архитектуре и скульптуре.
Эстетика французского Просвещения
XVIII
век – век Просвещения, время
деятельности Дидро и других
энциклопедистов, период
Вольтер, анализируя культурное наследие человечества, обнаружил, что искусство изменяется в соответствии с историческими событиями, искусство подражает социальной действительности (а не природе, как полагали многие). А поскольку жизнь трагична, тотрагедия – наиболее нравоучительный жанр литературы, вызывающий сострадание и подъем нравственных чувств. Однако при всем почтении к греческому искусству Вольтер не разделял идею катарсиса. В статье «Вкус», написанной для «Энциклопедии», Вольтерназывает вкусом «способность распознавать пищу», а также «чувство красоты и погрешности во всех искусствах». Тем самым он выявляет специфику эстетической оценки: ее мгновенный и чувственный характер, когда в переживании человек получает удовольствие от порядка, симметрии и гармонии в мире.
Дидро полагал, что природа вкуса состоит в объединении трех компонентов: чувственного восприятия, рациональной идеи и эмоции переживания. Таким образом, Дидро отходит от грубого рационализма, стараясь построить более гармоническую концепцию эстетического восприятия. Во французской эстетике была поставлена проблема множественности вкусов («на вкус и на цвет товарища нет»), которая решалась за счет того, что испорченному аристократическому вкусу надо противопоставить вкус «просвещенный», основанный на знании. Просветители были уверены в существовании неизменных критериев хорошего вкуса, который между тем нуждается в воспитании, ибо возникает в результате опыта распознавания истинного и доброго.
Эстетика немецкого Просвещения и романтизм
Заслугой немецких мыслителей XVIII века является создание эстетики как самостоятельной философской дисциплины. Исходя из просветительской концепции человека как существа с тремя способностями (разум, воля, чувства), Баумгартен назвал эстетикой науку о чувственном познании.
Значительный вклад в эстетику внесло литературно-художественное движение «Буря и натиск», к которому в молодые годы примыкал Ф.Шиллер. Основная тенденция молодых немецких интеллектуалов состояла в разрыве с классицизмом. В отличие от последнего, провозгласившего эстетическим идеалом неизменное совершенство, они провозгласили исторический подход к искусству. Произведение должно быть не абстрактно совершенным, а соответствующим «духу времени», впервые возникла мысль о «прогрессивном», а не «правильном» искусстве. Культура должна быть проникнута национальным духом, а не стремлением к «классическим» образцам. Данное художественное течение проявило интерес к народному немецкому искусству, а также к средневековому наследию, наложившему отпечаток на немецкий характер.
Движение «Бури и натиска» стало предпосылкой формирования мощного художественного направления – романтизма, сложившегося в кружке «йенских» романтиков, в творчестве Новалиса, Тика и др. Теоретики романтизма полагали, что искусство – плод творческой активности художника, а не подражание чему бы то ни было, поэтому главным предметом изображения становятся чувства художника. В этом творчестве личность безгранично свободна, может выдвигать любые идеалы, создавать любые образы. При этом романтическое мировосприятие фиксирует неразрешимое противоречие между высокими идеалами и низменной действительностью. Субъективное возвышение художника над пошлой действительностью стало стилистическим приемом «романтической иронии». С высот эстетического идеала романтики критиковали мещанскую мораль своего времени. Высшей реальностью для романтиков стало искусство, именно в искусстве душа живет полной жизнью, создавая «прекрасную видимость», искусство дает отдушину сокровенным чаяниям человека.
Эстетика в немецкой классической философии
Эстетика И.Канта
В произведении «Критика способности суждения», И.Кант выявил специфику эстетического суждения. Одна из его особенностей состоит в том, что эстетический объект доставляет удовольствие, свободное от практического интереса. Кроме того, подобно французским мыслителям эпохи Просвещения, Кант полагал, что эстетическое суждение – это суждение вкуса. Однако такое суждение не является чисто субъективным. Эстетическое суждение, как и научное, носит всеобщий и необходимый характер, но для его всеобщности не может быть указано правил. Таким образом, красота – это как бы закономерность без закона. А эстетическое суждение – это восприятие целесообразности предмета, взятой без представления о цели. Итак, в суждении вкуса человек не преследует прагматической цели и корыстного интереса, но выявляет некие закономерности, целесообразность рассматриваемого объекта.
Кант развил учение о возвышенном и полагал, что это более серьезная категория, чем прекрасное. Возвышенное – это удовольствие от вечной мощи разума, противостоящего хаотичному природному началу. Возвышенное свидетельствует о господстве человека над стихийными силами жизни.
В эстетике Канта получило развитие учение о гении как о способности к художественному творчеству. Гения отличают не только высокие творческие достижения, но особый способ их получения, тип одаренности. Поэтому гений существует только в искусстве; если в науке результаты достигаются рациональным путем, то в основе художественного творчества лежит иррациональная сила вдохновения. Гения отличает оригинальность, т.е. умение творить по неизвестным законам, которым нельзя научиться рационально. Кроме того, его творчество должно стать образцом для подражания, ибо гений создает новые правила.
Эстетика Г.В.Ф.Гегеля
В многотомном труде «Эстетика» Гегель развил диалектический подход к истории искусства. Искусство предстает у него как этап в самопознании абсолютной идеи, и само проходит в своем саморазвитии три стадии.
Первая историческая стадия развития искусства – символическое искусство. Здесь идея не может найти адекватную форму выражения, неясность идеи приводит к господству формы над содержанием. Таково, например, искусство Древнего Египта или средневекового Востока.
Классическое искусство характеризуется единством содержания и формы, абсолютная идея здесь получает черты индивидуальности и выступает как идеал. Классическим, по мнению Гегеля, является искусство Древней Греции.
Романтическое искусство отличается приоритетом духовного содержания над чувственной формой, что приводит, в конечном счете, к самоуничтожению искусства. На этом этапе исторического развития человеческое познание поднимается на такую высокую ступень, что уже не может быть выражено средствами искусства. Духовное содержание становится столь сложным, что искусство больше не в силах его выражать и утрачивает познавательную функцию. Искусство сохраняет лишь гедонистическую (способность приносить удовольствие) и дидактическую (обучение готовому знанию) функцию.
Русская эстетика XIX-XX века
Зарождение эстетической мысли в России относится к XI в., а ее теоретическое оформление – к XIX в. На эстетику Древней Русиоказала влияние материально-художественная культура восточных славян и византийская эстетика. Главным достижением древнерусской и средневековой эстетики стала икона, обладающая религиозной, нравственной и эстетической ценностью одновременно. Одной из функций иконы является кáтарсис – очищение души. С XVII в., с реформ Петра I начинается влияние идей европейской эстетики; термин «эстетика» появился в 80-е гг. XVIII в. в статье, приписываемой просветителю Н.И.Новикóву.
Основная проблема эстетики XIX века
Основной проблемой стала проблема отношения искусства к действительности, а также проблема роли искусства в общественной жизни. Тезис Н.А.Некрасова «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» может считаться программным заявлением русской культуры, в которой литература и искусство выступали трибуной общественно-политической мысли.
Эстетика
в первой трети XIX века стала преподаваться
в университетах как
А.Ф.Мерзляков (I) учил, что художественная ценность произведения определяется следованием законам самой природы; эстетическое объединяет прекрасное, совершенное и благое. Прекрасное – то, что сообразно и собственной своей природе, и человеческой. Искусство должно творчески отражать жизнь, на него благотворно влияет демократическое общественное устройство. В свою очередь искусство просвещает разум и возбуждает любовь к общественному благу.
Русское
шеллингианство (II) – течение
эстетической мысли в России, сформировавшееся
под влиянием идей немецкого философаШеллинга.
Шеллинг – философ идеалист – полагал,
что мир как целое складывается из мира
идеального и мира реального. Искусство
– высший продукт идеального
мира, кроме того, оно
воссоединяет идеальное
и реальное в органическом
единстве. Таким образом, искусство
– наиболее полное выражение сущности
мира. Русские шеллингианцы трактовали
прекрасное как изначальную сущность,
проявление абсолютной идеи безотносительное
к человеческой практике. Задача
искусства – не отражать действительность,
авозвысить ее до идеального
первообраза, «облечь высшие созерцания
в зримые формы». Эти идеи оказали влияние
на художественную практику русского
романтизма, представителями которого
являются Ф.Одоевский,
М.Ю.Лермонтов, Ап. Григорьев.
Эстетика В.Г.Белинского
Глубокий след в русской эстетике оставил В.Г.Белинский (I), разработавший такие эстетические категории как реализм и народностьв искусстве. По мнению Белинского, прекрасное происходит от жизни. Эстетический идеал – не продукт абсолютной идеи (как считал Гегель), а представление о совершенном, созданное прогрессивным человечеством в историческом развитии. Искусство создает общественный идеал и является средством общественного развития. Поэтому русская литература должна быть выразительницей передовых идей и прогрессивных настроений общества.
Поскольку борьба за освобождение народа от крепостничества и его просвещение была актуальной задачей, то искусство стремилось реализовать принцип народности. Это подразумевает, что, во-первых, истоком всякого искусства является то, что создано самим народом. Как сказал потом П.И.Чайковский, «музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, только аранжируем ее». Во-вторых,профессиональные художники должны выражать народный дух, сущность народных чаяний. Речь идет не обязательно об изображении «картин русской жизни», но о гражданской позиции автора. Такие произведения способствуют пробуждению народного самосознания.
Социальную
роль лучше всего выполняет
Эстетика Н.Г.Чернышевского
В произведении «Эстетические отношения искусства к действительности» Н.Г.Чернышевский выступил против Гегеля и его идеализма в эстетике. Прекрасное не является модификацией абсолютной идеи, оно содержится в самой действительности. Прекрасное в жизни выше прекрасного в искусстве. Представления о прекрасном связаны с общественными идеалами, а поскольку общество неоднородно, то у разных классов складываются разные представления о красоте, обусловленное их отношением к труду. В частности, у высших классов прекрасная женщина представляется тонкой, бледной, изящной, в то время как народный идеал женской красоты ассоциируется со статностью, румянцем, силой. При этом идеалы народа естественны, а идеалы господствующих классов искусственны.