Автор: Андрей Калашников, 16 Сентября 2010 в 17:46, контрольная работа
Одна из форм политической организации античного государства (полиса). Природа и сущностные черты античной демократии точнее всего раскрываются через ее определение как демократии полисной. Античный полис являл собою единство политических, гражданских и религиозных общин; в нем отсутствовало разделение государства и церкви, государства и гражданского общества, политических и военных организаций, прав и обязанностей гражданина. В основе существования общины лежала коллективная собственность на землю. Доступ к земельной собственности имели только полноправные граждане. Равенство политических прав было в античном полисе необходимым условием равенства прав. Политические и экономические права, в свою очередь, предоставлялись только тем, кто составлял городское ополчение, входил в военную организацию полиса.
Одна
из форм политической организации античного
государства (полиса). Природа и сущностные
черты античной демократии точнее всего
раскрываются через ее определение
как демократии полисной. Античный
полис являл собою единство политических,
гражданских и религиозных общин; в нем
отсутствовало разделение государства
и церкви, государства и гражданского
общества, политических и военных организаций,
прав и обязанностей гражданина. В
основе существования общины лежала коллективная
собственность на землю. Доступ к земельной
собственности имели только полноправные
граждане. Равенство политических прав
было в античном полисе необходимым
условием равенства прав. Политические
и экономические права, в свою очередь,
предоставлялись только тем, кто составлял
городское ополчение, входил в военную
организацию полиса. Единство прав (привилегий)
и обязанностей гражданина – воина-собственника
предопределило отсутствие почвы для
зарождения идеи политического представительства
– античная демократия могла быть только
прямой демократией. Взаимообусловленность
политических и экономических прав диктовала
пределы расширения круга полноправных
граждан – полисная демократия на всех
этапах своей истории оставалась демократией
меньшинства. Основным институтом античной
демократии выступало Народное собрание,
в котором принимали участие все полноправные
граждане. Там решались все вопросы, относившиеся
к внутренней и внешней политике города-государства:
оно выбирало высших должностных лиц,
определяло порядок расходования средств
городской казны, объявляло войну и определяло
условия заключения мира. Дела текущего
управления, или, в понятиях современных
принципов государственной организации,
функций исполнительной власти, принадлежали
должностным лицам, избираемым Народным
собранием. Еще одним важнейшим институтом
античной демократии, отличавшим ее наиболее
развитые формы, являлся Народный суд.
По мнению Аристотеля, изучавшего историю
и сравнительные преимущества политического
устройства современных ему греческих
полисов, учреждение Народного суда означало
решающий шаг к установлению в Афинах
демократии. В Народный суд ежегодно
избиралось 6 тысяч судей, из которых 5
тысяч образовывали 10 секций дикастериев,
разбиравших дела в открытых судебных
заседаниях. По своим социальным основам
античная демократия была демократией
средних и мелких земельных собственников.
Гарантией свободы и реального равенства
политических прав служило относительное
экономическое равенство, оно защищало
демократию от вырождения в крайние
формы, в охлократию, и от установления
олигархии, за которой следовала диктатура.
В период становления современной демократии
историки, философы, правоведы часто обращаются
к институтам и нормам античной демократии.
Калашников А.Н. Кд-31
СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Демократия — это одна из основных форм политической самоорганизации общества. Комплекс институтов и организаций, структура и функционирование которых основываются на либерально-демократических мировоззренческих и ценностных постулатах, нормах, установках, составляет политическую систему демократии. В настоящее время существует несколько теорий демократии, основными из которых являются плюралистическая, партиципаторная (или демократия участия), рыночная, плебисцитарная, консоциативная, представительная, народная, социалистическая.
Наиболее распространенной из них является плюралистическая.
Она базируется на не существовавшем ранее многообразии общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, групповых, территориальных и др.) и форм их выражения (политических партий, ассоциаций и объединений, общественных движений, гражданских инициатив и т.д.).
Несмотря на основополагающую общность с классическим либеральным государством, современная демократия существенно отличается от него. Ее главные особенности определяются тем, что она строится на синтезе различных идей, концепций и форм организации, пытается сочетать традиционные либеральные ценности с идеями, заимствованными от социалистического, христианского, коммунистического и других движений, учитывает новые реалии постиндустриального общества.
Плюралистическая концепция исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом государстве. Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируется личность, определяются ее интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. Каждый человек - представитель многих групп: семейной, профессиональной, этнической, религиозной, региональной, демографической и т.д. С помощью группы личность получает возможность выражения и защиты своих интересов. Народ не может выступать главным субъектом политики, поскольку представляет собой сложное, внутренне противоречивое образование, состоящее из разнообразных конкурирующих в борьбе за власть групп. Назначение демократии – стимулировать многообразие, плюрализм в обществе, предоставить всем гражданам возможность объединятся, открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях.
Основными
институтами современной