Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:21, реферат
Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему?
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.
Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.
I. Введение…………………………………………………………………………2стр.
II. Природа и определение толерантности………………………………………..3-5
III. Толерантность: сущность, роль и значимость для личности и общества…..5-7
IV. Проблемы этнической толерантности ………………………………………..7-8
V. Религиозная толерантность.…………………...………………………………..8-9
VI. Проблема толерантности современной России ……………………………...9-12
VII. Принципы и аспекты толерантного воспитания ………………..………….12-14
VIII. Заключение…………………………………………………………………….15
IX. Список литературы……………………………………………...……………....16
В любой стране имеются свои положительные и отрицательные традиции в рассматриваемой сфере. В России, особенно среди властных структур, в довольно значительной степени проявляются традиции нетерпимости. Эти традиции, закрепленные в общественном сознании и психологии, наследуемые подрастающими поколениями посредством определенных представлений, обычаев, предрассудков, норм поведения, во многом сохранились и при смене общественных систем, политической власти, официальных идеологий. Это относится к сфере светской, гражданской истории и к сфере духовного выбора. Признание за каждым человекам права мировоззренческого выбора было не в чести как в далеком прошлом, так и в современную эпоху.
Резкое ухудшение условий существования породило моральную деградацию. Криминализация, обозначившаяся еще в последние годы советской власти, приобрела всеобщий характер, заразив все слои общества – от правящей элиты до социальных низов общества. Преступность в ее самых крайних формах вышла за пределы, обеспечивающие самосохранение системы.
Другая, не столь распространенная, но, тем не менее, все более заметная, замешана на ксенофобских предрассудках, питаемых, как и во многих странах Запада, массовым притоком иммигрантов из стран с более низким уровнем условий существования.
Особенность России в данном случае определяется в значительной степени тем, что после распада СССР ее границы стали не просто «пористыми», как в некоторых странах Запада, но практически открытыми для потока переселенцев как из стран СНГ, так и из дальнего зарубежья, прежде всего наиболее бедствующих стран Востока. На протяжении более 10 лет этот поток, по сути дела, не контролировался. В результате на территории России оказались миллионы незарегистрированных, бесправных иммигрантов, вытесненных в сферу «серой» и «черной» экономики, дестабилизирующих рынки труда и создающих благоприятную почву для деятельности криминальных элементов. Отсюда получающее все большее распространение представление, что, избавившись от чужаков-иммигрантов, Россия сумеет быстрее и успешнее избавиться от мучающих ее болячек. При этом полностью игнорируется то обстоятельство, что в складывающейся демографической ситуации страна жизненно заинтересована в притоке трудоспособных, экономически активных переселенцев. Во всяком случае, очевидно, что пока иммиграционный поток не будет введен в правовые рамки, неприятие «пришельцев» будет определять психологические установки значительных групп населения.
Специфическую форму сублимации социального недовольства образует все более заметная враждебность населения российской «глубинки» к столичным мегаполисам, и прежде всего к Москве. Почву, на которой произрастает эта враждебность, образуют, с одной стороны, все более заметный разрыв в условиях существования провинциального и столичного населения. Отсюда утвердившееся в российской «глубинке» представление, что относительное благополучие столичных жителей основано не на том, что в столицах сосредоточены главные жизненные центры производства и финансов, но, прежде всего, на том, что Москва и в какой-то степени Санкт-Петербург «обирают» остальную Россию, «жируют» за ее счет. Противостоять этому представлению не просто. Для того чтобы более или менее выровнять условия существования в столицах и в провинциях, потребуются не годы, а десятилетия. А без этого изменить утвердившиеся убеждения невозможно.
Общепризнанно, что человечеству не хватает взаимоуважительного, благожелательного, терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признавай право других на то же самое, и все будет хорошо. К сожалению, современный мир переполнен противоречиями и конфликтами, не борьба противоположностей, а их единство, должно быть, и будет ведущей тенденцией – это объективная закономерность.
Акты насилия, терроризм, нетерпимость, обострившиеся межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты не могут не привлекать усиленное внимание общественности к проблемам толерантности. Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость в борьбе за идеалы должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать возникшие конфликты. Концепция толерантности является результатом долгого развития социально-политической мысли. Толерантность возможна в обществе, где в результате социального и политического развития уже не существует вопиющих форм несправедливости, нищеты. Но верно и обратное: без толерантности, признанной как ценность в общественном сознании, трудно построить цивилизованное общество.
Современный мир нуждается в более адекватном осознании возможностей и опасностей существующей ситуации.
Поэтому необходимо решение
1. Развитие нормативно-правовой базы, общественных и государственных институтов, обеспечивающих становление принципа толерантности;
2. Разработка действенных мер и механизмов внедрения социальных норм толерантного поведения в социальную практику и противодействия экстремизму, взаимодействия со средствами массовой информации;
3. Совершенствование и развитие методологических основ политики в области становления гражданского общества;
4.
Разработка и реализация
5. Разработка и внедрение методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации в стране, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе;
6. Разработка и реализация системы мер, стимулирующих толерантное поведение, противодействия экстремизму во всех его проявлениях.
Культура
толерантности не формируется в
одночасье и не создается президентскими
указами или постановления
VII.
Принципы и аспекты
толерантного воспитания
Одним из решающих факторов развития толерантных взаимоотношений является культура оценки. Именно с ней связано несколько положений, выдвигаемых нами в качестве оценок в успехе своей жизнедеятельности.
∙ Во-первых, каждый из нас должен понимать роль качественных оценок в успехе своей жизнедеятельности. Под качественностью оценки следует понимать ее развернутый характер, своевременность и точность. Ведь неправильная оценка – это неправильное отношение, неправильные побуждения, неправильные действия.
∙ Во-вторых, необходимо формировать доминанта фактурной оценки, т.е. каждый объект следует оценивать, прежде всего, как таковой, во всех его особенностях; и лишь после этого – в связи с другими объектами. Иными словами, любая оценка должна начинаться с фактурной. Особенно это важно в общении с людьми: в любом случае главное, каков сам человек как таковой, а уже затем – какой он расы, пола, возраста, этноса, нации.
∙ В-третьих, необходима дисциплина оценок, т.е. свои оценки надо держать при себе и не высказывать их, когда не просят, иначе это может превратиться в практику наклеивания ярлыков. В связи с этим необходимо с раннего возраста пресекать инфантильные формы интолерантности: ябедничество и дразнилки. Что касается ябедничества, то оно возникает в случаях, если учитель и родители одобрительно относятся к жалобам, и особенно, если «правым» оказывается тот, кто пожалуется первым. Что касается дразнилок, то тенденцию эту надо пресекать в зародыше, объясняя, что у каждого человека есть свои особенности и их следует принимать как должное. А человек без «особенностей» менее интересен.
∙ В-четвертых, надо стараться избегать оценки неотъемлемых качеств других людей, которые можно было бы воспринимать как недостаток. Дело в том, что критике можно подвергать только то, что индивид в силах изменить. То же, что составляет неотъемлемые его свойства и изменено быть не может никакими усилиями. Следовательно, неизменяемые черты принадлежности в качестве недостатков расцениваться не должны.
∙ В-пятых, при оценке чего-либо принадлежащего кому-либо необходимо помнить о феномене переноса свойств с владельца на его собственность и наоборот – с принадлежащего имущества на его владельца, критикуя владеемое, можно обидеть и самого владельца.
∙ В-шестых, следует понимать, что у каждого из нас есть особенности, которые могут восприниматься другими как недостаток. Каждый индивид имеет право на свои собственные недостатки, и это право надо уважать.
∙ В-седьмых, надо ценить разнообразие окружающего, в том числе разнообразие свойств и качеств других индивидов и принимать их такими, какие они есть, не стремясь переделывать их «под себя» - это посягательство на их суверенитет. Сила и богатство человечества заключены именно в его разнообразии, и это разнообразие надо ценить и признавать. Чем индивид более развит в творческом плане, тем более он ценит различие как источник познания окружающего.
Если сформировать изложенное выше в виде более кратких положений, можно высказать следующее:
∙ Помни, что твоя оценка чего-либо всегда должна быть развернутой.
∙ Суди людей по «факту», а принадлежность лишь учитывай. Не суди людей по их принадлежности, кроме принадлежности их к человеческому роду.
∙ Уважай право каждого на свои недостатки – это залог того, что и твои недостатки будут уважать.
∙ Держи свои оценки при себе, и тем более, если тебя о них не спрашивают.
∙ Не воспринимай различие как недостаток.
∙ Не суди предвзято или только на основании новизны оцениваемого.
Важной
задачей толерантного воспитания является
не только расстановка правильных вех
толерантности и
Выработка
правильного отношения
Важным аспектом толерантного поведения является формирование у индивида отношения к толерантности как к средству личностного самоутверждению – индивид не должен позволять себе опускаться до интолерантности в большинстве случаев жизни, за исключением тех, которые диктуются сохранением чувства собственного достоинства. Иными словами, интолерантность и толерантность должны служить его чувства собственного достоинства, которое должно не позволять ему чем-либо унижать других.
Следовательно, необходимо отношение к толерантности как ценности, как достойной черте характера, и здесь оно смыкается с доброжелательностью, т.к. доброжелательные индивиды много более толерантны. По существу, доброжелательность и недоброжелательность следует расценивать как характерологические черты именно толерантности и интолерантности. Индивид должен всегда находить общие цели с другими, чтобы не вступать с ними в конфликт. И даже в условиях конкуренции есть место для толерантности как сознания наличия общих правил конкуренции и своей способности и стремления им соответствовать.
Важным аспектом толерантного воспитания является и формирование у индивида выносливости к различиям, а для этого его внешний мир и круг его обобщения должны быть достаточно широки с самого раннего детства.
Очень
важно воспитывать ребенка