Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:21, реферат
Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему?
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.
Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.
I. Введение…………………………………………………………………………2стр.
II. Природа и определение толерантности………………………………………..3-5
III. Толерантность: сущность, роль и значимость для личности и общества…..5-7
IV. Проблемы этнической толерантности ………………………………………..7-8
V. Религиозная толерантность.…………………...………………………………..8-9
VI. Проблема толерантности современной России ……………………………...9-12
VII. Принципы и аспекты толерантного воспитания ………………..………….12-14
VIII. Заключение…………………………………………………………………….15
IX. Список литературы……………………………………………...……………....16
Определение толерантности дано в «Декларации принципов толерантности», утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года в Париже. Эту Декларацию подписали 185 государств, членов ЮНЕСКО, включая и Россию. В статье 1.1 говорится, что «…толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Проблема
толерантности может быть рассмотрена
с разных позиций: и как этико-философская
норма, и как принцип взаимоотношений
между последователями разных идеологических
концепций, убеждений и верований,
и как метод социально-
Подлинная толерантность не имеет никакого отношения к какой-либо беспринципности, к равнодушию, к истине. Наоборот, в толерантности проявляется уважение к той истине, которая может быть воспринята только свободно. По отношению к самому себе человек может быть нетолерантным максималистом, но по отношению к другим он должен быть толерантным. Без общепризнанной нормы толерантности невозможна общественная жизнь.
В человеке, наряду с материальной, имеется духовная сторона, которая вопреки «естественному отбору» предписывает ему заботиться о слабых и больных собратьях, причем не только о своих родственниках и соотечественниках, но обо всех людях. Много зависит от того, куда направлена воля человека к материальной или духовной стороне. Первая сторона побуждает к эгоизму, вторая – к альтруизму. Бердяев Н. А. писал, что забота о хлебе для себя – это материальная забота, забота о хлебе для другого – это духовная забота. Основная сложность состоит в том, чтобы помогать именно на тебя не похожим по вере, по мировоззрению, по социальному положению, по цвету кожи. Именно в этом пункте человек проявляется как человек, а не как животное.
Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений.
Роль и значение толерантности в обществе вытекает из самой её сущности. Именно направленность, уровень отношения основной массы людей к различным идеологическим теориям, религиозным взглядам, к людям разных национальностей, к различным культурным явлениям в первую определяют общественную стабильность, являются непременным условием социального и духовно-нравственного прогресса.
Толерантность является ключевым духовно нравственным принципом гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, обусловливает его отношения с другими людьми.
Таким
образом, основной смысл толерантности
– терпимость к «чуждому», «иному».
Это качество присуще как отдельной
личности, так и конкретному коллективу,
той или иной социальной группе, обществу
в целом.
IV.
Проблемы этнической
толерантности
Бытовая ксенофобия и националистический экстремизм зависит от несовершенства отечественного законодательства, от реально проводимой политики в том или ином регионе. Так, в Краснодарском крае из-за неконтролируемой миграции тяжелое бремя испытывает социальная инфраструктура, ощущаются трудности на рынке труда, в результате наступает нездоровая конкуренции, вина за которую перекладывается на «приезжих» и «инородных». Очевидно, что миграция не должна быть нелегальной, миграционный поток должен контролироваться и регулироваться с учетом демографического фактора, объективной потребности в трудовых ресурсах. Именно в таких случаях исчезнут у националистов поводы для подстрекательства к экстремистским выступлениям.
Необходимо добиваться неукоснительного соблюдения действующего законодательства, пресечения любых проявлений экстремизма (приверженность крайним взглядам) и ксенофобия (страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному) – будь то подстрекательное выступление политика или погромная статья в прессе, хулиганство на футбольном стадионе или вандализм на национальных кладбищах. Важна своевременная политическая и правовая реакция на подобные действия.
Так
же, утверждение толерантных
Указанные
и некоторые другие объективные
противоречия не могут затушевать главную
предпосылку установления толерантных
межнациональных отношений. Это
– единство важнейших интересов,
взаимозависимость и
Русский этнос является центром культурного и политического притяжения как для родственных ему славян, так и для всех сопредельных народов. Он – основной народ, консолидирующий социально-культурный организм в Российской Федерации он составляет около 82% населения.
Взаимообусловленность и неотделимость интересов российских этносов обусловливает и то, что если нет благополучия и мира у русских, то нет их и у других этносов, и наоборот. Поэтому, подчеркнем еще раз, речь идет о суммативных интересах российского народа, слагающегося из всех его равноправных этнических общностей. При этом традиции и чувства каждой общности требуют скрупулезного учета.
Обязательным
условием раскрытия содержания интересов
каждого этноса, который может
выжить и развиваться в наше не
простое время при толерантных
взаимоотношениях, является использованием
объективных самоочевидных критериев,
призванных отражать интересы именно
всей общности, а не только ее элиты; будучи
выше потребностей текущей политики, они
должны выражать долгосрочные, неидеологизированные
универсальные ценности. Главное их «назначения»
- способствовать самосохранению и развитию
общностей, удовлетворению их основных,
вплоть до биологических, потребностей.
V.
Религиозная толерантность
Для постепенного распространения в российском обществе духа и принципов толерантности, важное значение имеют повсеместное утверждение в нем свободы совести, отношения к последователям любого религиозного или светского течения мировоззренческим систем без их дискриминации, ущемлении прав по вероисповеданию, мировоззренческому признаку.
Актуальность
и трудности обеспечения
Особенно остро существующие межнациональные и межконфессиональные проблемы проявляются в молодежной среде. Так, заслуживает пристального внимания высокой уровень нетерпимости, проявляемой самой молодой возрастной группой (16-17-летние) к ряду национальностей. Доля самых молодых, отрицательно относящихся к иным этносам и другим религиям, в 1,5-2,5 раза выше, чем в старших возрастных группах.
Современное российское законодательство в принципе обеспечивает равенство различных религиозных объединений перед законом, исключает дискриминацию по религиозным мотивам, создает условия для обстановки терпимости, взаимное сотрудничество последователей всех религиозных направлений. На практике нарушения духа и буквы законодательства о свободе совести во многом связаны с тем, что российское общество (при всех кардинальных идеологических, правовых, политических переменах последнего времени) остается на одном и том же уровне массовой культуре, цивилизованности, с одними и теми же традициями, в том числе терпимостью к административному своеволию. Уместно подчеркнуть, что эффективностью любого закона во многом зависит от заинтересованности общества в его реализации, от осознанной потребности в его применении. Отсутствие подобных «объективных» предпосылок повышает возможности нарушении толерантности, сказывается в поведении должностных лиц, в деятельности местных властей, в межконфессиональных отношениях. Нередки случаи проявления предпочтений одного (как правило, самое распространенной) религии, что влечет ущемление интересов других, имеют место произвольные действия местных администраций, что обостряет этноконфессиональные противоречия.
Позитивное
религиозное мировоззрение
В
православной религии идея толерантности
находит свое выражение не через само
понятие толерантность, но через другие
концепты: любовь, милосердие, добро, уважение,
диалог, а также ряд морально-этических
требований (так называемых общечеловеческих
ценностей), которые предписывают «не
убить», «не судить», «быть миротворцем»
и т. п.
VI.
Проблема толерантности
современной России
Проблема толерантности в России очень актуальна, поскольку Россия – полиэтническое, поликультурное, полирелигиозное общество. Политика толерантности – это политика взаимоуважительного, благожелательного, терпимого отношения людей друг к другу.
Сегодня мир стоит перед дилеммой: либо столкновение разных цивилизаций (например, Россия и Запад, христианство и мусульманство, Восток и Запад, Израиль и исламские государства и т. д.), либо налаживание между ними диалога, попыток взаимопонимания, взаимной критики, самокритики. Сложность современной ситуации состоит в том, что, с одной стороны, нетерпимость в современном мире не уменьшается, а растет, с другой стороны, совершенно ясно, что без согласия, мирного сосуществования государств, народов, религиозных конфессий взаимное уничтожение разных цивилизаций, культур, социальных и этнических групп более чем вероятно. «Без выработки взаимной терпимости сталкивающиеся цивилизации, культуры, нации, социальные группы, отдельные люди могут просто истребить друг друга. Терпимость ныне в большей степени, чем когда бы то ни было в истории, – не просто отвлеченный философский идеал, а совершенно практическое условие выживания».
Проблема
толерантности может быть рассмотрена
с различных сторон: и как этико-философская
норма, и как принцип взаимоотношений
между последователями разных идеологических
концепций, убеждений и верований,
и как метод социально-
В российском обществе не часто гневное и осуждающее отношение к другим мнениям уступает место признанию права на их существование.
Распространение толерантных принципов, отказ от монополии на истину, готовность к компромиссу и диалогу предполагают наличие целого комплекса условий – объективных и субъективных. Здесь в той или иной мере оказывают свое воздействие многообразные факторы – исторические традиции, ментальность разных слоев народа, политическая воля и особые интересы центральной и региональных элит, степень правовой и политической культуры граждан, наличие соответствующего законодательства и эффективность деятельности правоохранительной системы, социально-экономических условий, характер взаимоотношений между этносами и религиозными общностями, их открытость к другим культурам, отношения к социально уязвимым слоям, мигрантам и другим маргинальным группам, позиция представителей интеллигенции, особенно работающих в средствах массовой информации и т.д. Исключительное значение имеет школьное и вузовское воспитание, призванное формировать у молодых людей открытость к другим культурам, способность ценить свободу личности, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.