Толерантность

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:21, реферат

Описание работы

Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему?
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.
Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………2стр.
II. Природа и определение толерантности………………………………………..3-5
III. Толерантность: сущность, роль и значимость для личности и общества…..5-7
IV. Проблемы этнической толерантности ………………………………………..7-8
V. Религиозная толерантность.…………………...………………………………..8-9
VI. Проблема толерантности современной России ……………………………...9-12
VII. Принципы и аспекты толерантного воспитания ………………..………….12-14
VIII. Заключение…………………………………………………………………….15
IX. Список литературы……………………………………………...……………....16

Работа содержит 1 файл

толерантность.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

       Определение толерантности дано в «Декларации  принципов толерантности», утвержденной резолюцией 5.61 генеральной конференции  ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года в Париже. Эту Декларацию подписали 185 государств, членов ЮНЕСКО, включая и Россию. В статье 1.1 говорится, что «…толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

       Проблема  толерантности может быть рассмотрена  с разных позиций: и как этико-философская  норма, и как принцип взаимоотношений  между последователями разных идеологических концепций, убеждений  и верований,  и как метод социально-политических решений и действий, и как важная черта воспитания подрастающего поколения, и как важная черта воспитания подрастающего поколения, и как обязательное условие любого социального-светского или конфессионального – служения и т.д. Все аспекты рассмотрения терпимости традиционно для российского общества злободневны.

       Подлинная толерантность не имеет никакого отношения к какой-либо беспринципности, к равнодушию, к истине. Наоборот, в толерантности проявляется  уважение к той истине, которая  может быть воспринята только свободно. По отношению к самому себе человек может быть нетолерантным максималистом, но по отношению к другим он должен быть толерантным. Без общепризнанной нормы толерантности невозможна общественная жизнь.

       В человеке, наряду с материальной, имеется духовная сторона, которая вопреки «естественному отбору» предписывает ему заботиться о слабых и больных собратьях, причем не только о своих родственниках и соотечественниках, но обо всех людях. Много зависит от того, куда направлена воля человека к материальной или духовной стороне. Первая сторона побуждает к эгоизму, вторая – к альтруизму. Бердяев Н. А. писал, что забота о хлебе для себя – это материальная забота, забота о хлебе для другого – это духовная забота. Основная сложность состоит в том, чтобы помогать именно на тебя не похожим по вере, по мировоззрению, по социальному положению, по цвету кожи. Именно в этом пункте человек проявляется как человек, а не как животное.

       Толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений.

       Роль  и значение толерантности в обществе вытекает из самой её сущности. Именно направленность, уровень отношения  основной массы людей к различным  идеологическим теориям, религиозным взглядам, к людям разных национальностей, к различным культурным явлениям в первую определяют общественную стабильность, являются непременным условием социального и духовно-нравственного прогресса.

       Толерантность является ключевым духовно нравственным принципом гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во многом характеризует его личные качества, обусловливает его отношения с другими людьми.

       Таким образом, основной смысл толерантности  – терпимость к «чуждому», «иному». Это качество присуще как отдельной  личности, так и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом. 
 

IV. Проблемы этнической толерантности 

       Бытовая ксенофобия и националистический экстремизм зависит от несовершенства отечественного законодательства, от реально проводимой политики в том или ином регионе. Так, в Краснодарском крае из-за неконтролируемой миграции тяжелое бремя испытывает социальная инфраструктура, ощущаются трудности  на рынке труда, в результате наступает нездоровая конкуренции, вина за которую перекладывается на «приезжих» и «инородных». Очевидно, что миграция не должна быть нелегальной, миграционный поток должен контролироваться и регулироваться с учетом демографического фактора, объективной потребности в трудовых ресурсах. Именно в таких случаях исчезнут у националистов поводы для подстрекательства к экстремистским выступлениям.

       Необходимо  добиваться неукоснительного соблюдения действующего законодательства, пресечения любых проявлений экстремизма (приверженность крайним взглядам) и ксенофобия (страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному) – будь то подстрекательное выступление политика или погромная статья в прессе, хулиганство на футбольном стадионе или вандализм на национальных кладбищах. Важна своевременная политическая и правовая реакция на подобные действия.

       Так же, утверждение толерантных установок  не возможно без их широкой общественной поддержки. Важно добиваться цивилизованного  разрешения различных объективных  противоречий, которые возникают  между интересами различных этносов, живущих в России.

       Указанные и некоторые другие объективные  противоречия не могут затушевать главную  предпосылку установления толерантных  межнациональных отношений. Это  – единство важнейших интересов, взаимозависимость и неотделимость  исторических судеб этносов, входящих в российский народ. Периодически провозглашаемые экстремистами-националистами лозунги (типа «Россия – русским») идут вразрез с историческими особенностями развития общностей в едином геополитическом пространстве.

       Русский этнос является центром культурного и политического притяжения как для родственных ему славян, так и для всех сопредельных народов. Он – основной народ, консолидирующий социально-культурный организм в Российской Федерации он составляет около 82% населения.

       Взаимообусловленность и неотделимость интересов российских этносов обусловливает и то, что если нет благополучия и мира у русских, то нет их и у других этносов, и наоборот. Поэтому, подчеркнем еще раз, речь идет о суммативных  интересах российского народа, слагающегося из всех его равноправных этнических общностей. При этом традиции и чувства каждой общности требуют скрупулезного учета.

       Обязательным  условием раскрытия содержания интересов  каждого этноса, который может  выжить и развиваться в наше не простое время при толерантных взаимоотношениях, является использованием объективных самоочевидных критериев, призванных отражать интересы именно всей общности, а не только ее элиты; будучи выше потребностей текущей политики, они должны выражать долгосрочные, неидеологизированные универсальные ценности. Главное их «назначения» - способствовать самосохранению и развитию общностей, удовлетворению их основных, вплоть до биологических, потребностей. 
 

V. Религиозная толерантность 

       Для постепенного распространения в  российском обществе духа и принципов толерантности, важное значение имеют повсеместное утверждение в нем свободы совести, отношения к последователям любого религиозного или светского течения мировоззренческим систем без их дискриминации, ущемлении прав по вероисповеданию, мировоззренческому признаку.

       Актуальность  и трудности обеспечения религиозной  толерантности в современной  России обусловлены рядом обстоятельств: негативными историческими традициями; сложным поликонфессиональным (около 70 религиозных течений) и полиэтническим (более 150 этносов) составом населения; необходимостью регулярных усилий по поддержанию взвешенных взаимоотношений между разными религиями (православие – ислам, православие – иудаизм, ислам – иудаизм и т.д.), между традиционными религиями и новыми, между верующими (45% населения), неверующими и другими мировоззренческими группами населения (более половины россиян – неверующие, безразлично относящиеся к вере и неверию или неопределившиеся в своих мировоззренческих исканиях; проявлениями среди определенных групп населения, в том числе в молодежной среде, экстремизма и различных форм нетерпимости по отношению к тем или иным верованиям и этносам.

       Особенно  остро существующие межнациональные  и межконфессиональные проблемы проявляются в молодежной среде. Так, заслуживает пристального внимания высокой уровень нетерпимости, проявляемой самой молодой возрастной группой (16-17-летние) к ряду национальностей. Доля самых молодых, отрицательно относящихся к иным этносам и другим религиям, в 1,5-2,5 раза выше, чем в старших возрастных группах.

       Современное российское законодательство в принципе обеспечивает равенство различных  религиозных объединений перед  законом, исключает дискриминацию по религиозным мотивам, создает условия для обстановки терпимости, взаимное сотрудничество последователей всех религиозных направлений. На практике нарушения духа и буквы законодательства о свободе совести во многом связаны с тем, что российское общество (при всех кардинальных идеологических, правовых, политических переменах последнего времени) остается на одном и том же уровне массовой культуре, цивилизованности, с одними и теми же традициями, в том числе терпимостью к административному своеволию. Уместно подчеркнуть, что эффективностью любого закона во многом зависит от заинтересованности общества в его реализации, от осознанной потребности в его применении. Отсутствие подобных «объективных» предпосылок повышает возможности нарушении толерантности, сказывается в поведении должностных лиц, в деятельности местных властей, в межконфессиональных отношениях. Нередки случаи проявления предпочтений одного (как правило, самое распространенной) религии, что влечет ущемление интересов других, имеют место произвольные действия местных администраций, что обостряет этноконфессиональные противоречия.

       Позитивное  религиозное мировоззрение устраняет  всякую возможность для оправдания религиозного превозношения, религиозной  нетерпимости, и уж тем более религиозного экстремизма и терроризма. Верующий человек, обладающий позитивным религиозным мировоззрением, к какой бы религии он себя не относил, всегда будет толерантен по отношению к другим людям, независимо от их отношения к религии.

       В православной религии идея толерантности находит свое выражение не через само понятие толерантность, но через другие концепты: любовь, милосердие, добро, уважение, диалог, а также ряд морально-этических требований (так называемых общечеловеческих ценностей), которые предписывают «не убить», «не судить», «быть миротворцем» и т. п. 
 

VI. Проблема толерантности современной России 

       Проблема  толерантности в России очень  актуальна, поскольку Россия – полиэтническое, поликультурное, полирелигиозное общество. Политика толерантности – это политика взаимоуважительного, благожелательного, терпимого отношения людей друг к другу.

       Сегодня мир стоит перед дилеммой: либо столкновение разных цивилизаций (например, Россия и Запад, христианство и мусульманство, Восток и Запад, Израиль и исламские государства и т. д.), либо налаживание между ними диалога, попыток взаимопонимания, взаимной критики, самокритики. Сложность современной ситуации состоит в том, что, с одной стороны, нетерпимость в современном мире не уменьшается, а растет, с другой стороны, совершенно ясно, что без согласия, мирного сосуществования государств, народов, религиозных конфессий взаимное уничтожение разных цивилизаций, культур, социальных и этнических групп более чем вероятно. «Без выработки взаимной терпимости сталкивающиеся цивилизации, культуры, нации, социальные группы, отдельные люди могут просто истребить друг друга. Терпимость ныне в большей степени, чем когда бы то ни было в истории, – не просто отвлеченный философский идеал, а совершенно практическое условие выживания».

       Проблема  толерантности может быть рассмотрена  с различных сторон: и как этико-философская  норма, и как принцип взаимоотношений  между последователями разных идеологических концепций, убеждений и верований, и как метод социально-политических решений и действий, и как важная черта воспитания подрастающего поколения. Все аспекты рассмотрения терпимости традиционно для российского общества злободневны. Здесь обычно проблемы возникают не оттого, что у разных политических и общественных деятелей есть свои концепции по вопросам социального устройства, развития культуры, воспитания, образования, семьи, обустройства быта и т.д., но в первую очередь от того, что они, как правило, склонны считать «злом» и «бедой» то, что другие не разделяют их взгляды. Исторически политическая и идеологическая тактика властей предержащих при наличии разброса мнений, взаимоисключающих концепций, их соперничества сводилось по преимуществу к на насильственному принуждению, которое являлось не только сугубо политическим, даже физическим, но и сочеталось с экономическим, идеологическим, психологическим подавлением.

       В российском обществе не часто гневное  и осуждающее отношение к другим мнениям уступает место признанию  права на их существование.

       Распространение толерантных принципов, отказ от монополии на истину, готовность к компромиссу и диалогу предполагают наличие целого комплекса условий – объективных и субъективных. Здесь в той или иной мере оказывают свое воздействие многообразные факторы – исторические традиции, ментальность разных слоев народа, политическая воля и особые интересы центральной и региональных элит, степень правовой и политической культуры граждан, наличие соответствующего законодательства и эффективность деятельности правоохранительной системы, социально-экономических условий, характер взаимоотношений между этносами и религиозными общностями, их открытость к другим культурам, отношения к социально уязвимым слоям, мигрантам и другим маргинальным группам, позиция представителей интеллигенции, особенно работающих в средствах массовой информации и т.д.  Исключительное значение имеет школьное и вузовское воспитание, призванное формировать у молодых людей открытость к другим культурам, способность ценить свободу личности, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Информация о работе Толерантность