Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 07:49, курсовая работа
Цели исследования:
изучить взаимосвязь стиля руководства и выход из конфликта;
провести мини эксперимент.
В соответствии с целью исследования были определены следующие
задачи:
подобрать литературу и изучить ее;
подобрать методики для проведения мини эксперимента;
сравнить и проанализировать полученные результаты, сделать соответствующие выводы.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1 Понятия «руководитель», «эффективный руководитель»
1.2 Типология индивидуальных стилей руководства
1.2.1 Демократический стиль руководства
1.2.2 Авторитарный стиль руководства
1.2.3 Либеральный стиль руководства
1.3 Социально-психологические проблемы руководства
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА
2.1 Инструментарий
2.2 Ход работы практического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Федеральное агентство по образованию
ГОУ
СПО «Исовский
Курсовая работа
по предмету «Управленческая психология»
«Стиль
и социально-психологические
проблемы руководства»
Выполнила студентка: М.С. Федина гр.МН -1-(07)
Проверила:
Н.А. Коробейникова
г.Н-Тура
2009г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятия «руководитель», «эффективный руководитель»
1.2 Типология
индивидуальных стилей
1.2.1 Демократический стиль руководства
1.2.2 Авторитарный стиль руководства
1.2.3 Либеральный стиль руководства
1.3 Социально-психологические проблемы руководства
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЕЙ
2.1 Инструментарий
2.2 Ход работы практического исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Пожалуй,
сегодня нет более трудной
профессии, чем профессия руководителя,
она является комплексной, потому что
требует от человека владения многими
и разными занятиями и
Современные условия предъявляют повышенные требования к руководителю, его деятельность весьма сложна и многообразна. В его обязанности входит следующее:- умение уделять большое внимание социальным, моральным, этическим проблемам; уметь правильно планировать и организовывать работу аппарата управления, распределять обязанности, права, устанавливать меру ответственности подчиненных, создавать сплоченный, эффективно работающий коллектив; разрабатывать пути и методы повышения творческой инициативы сотрудников, учитывать индивидуальные способности, интересы, психологические особенности людей, принимать активное участие в укреплении отношений сотрудничества и взаимопомощи.
Данная работа посвящена повседневной деятельности руководителя. В ней рассматриваются основные стили руководства, которые применяют в своей практике руководители, а также психологические проблемы руководства, которые возникают при работе с подчиненными. Эта проблема актуальна в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.
Структура работы включает в себя две части: теоретическую и практическую, следовательно, цели и задачи работы будут следующие:
Цели исследования:
В соответствии с целью исследования были определены следующие
задачи:
Предмет исследования: стиль управления.
Гипотеза исследования: Людям, обладающим демократическим стилем руководства, свойственна стратегия выхода из конфликта – компромисс.
В экспериментальном исследовании приняли участие 7 испытуемых, все студенты группы МН-IV-1-(07), возраст от 20 до 35 лет. Экспериментальное исследование проходило в учебной аудитории.
Описание методик исследования:
В экспериментальном исследовании нами использовались следующие методики:
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЯ
1.1
Понятия «руководитель»,
«эффективный руководитель»
В науке приняты два понятия - лидер и руководитель. Руководство - это умственная и физическая деятельность, целью которой является выполнение подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач.
Лидерство - это неформальное положение «звезды» в коллективе: умение человека влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувстве симпатии или антипатии, принятия или непринятия и т.д. Руководитель - это официальное признание профессиональных и организаторских заслуг человека.
Руководитель - это должность, которая позволяет человеку иметь определенные полномочия, использовать данную ему власть. Чтобы эффективно управлять организацией, руководитель должен обладать лидерскими качествами. Однако руководитель не становится лидером только благодаря этим качествам.
Современный руководитель является одновременно:
Сравним
функции, которые выполняют неформальные
лидеры и официальные руководители
в коллективах.
Неформальный лидер | Официальный руководитель |
Межличностные отношения | Официальные отношения |
Определяется стихийно | Назначается или избирается |
Выдвигается в зависимости от настроения | Стабильное положение |
Не имеет системы санкций | Определенная система санкций |
Сфера действий - любое сообщество | Сфера определена рамками законов, инструкций, постановлений. |
[1,
с.13 ]
Новое отношение к управлению в нашей стране потребовало введения серьезных изменений в подготовку и повышение квалификации руководителя. Сегодня понятие «руководитель» понимается как довольно широкий спектр определений, которые рассматриваются в направлении менеджмента, это управление, заведование, правление (дирекция, администрация), но, что очень важно, сюда входит и умение владеть инструментом, и умение справляться с работой, и хитрость, уловка, и осторожное, чуткое, бережное отношение к людям.
Человеческий фактор играет все большее значение в управлении, что требует от руководителя любого уровня знания психологии. Современная психология органически входит в методы управления, показывает разнообразные психологические подходы к жизни организаций и управлению ими. От руководителя сегодня требуется умение находить оптимальные методы эффективного управления.
Руководитель должен четко представлять критерии эффективности руководства или управления. По мнению автора Быкова А.В. они подразделяются на два класса: психологические и непсихологические.
К
психологическим критериям
К
непсихологическим критериям
Изучение
учеными-психологами
Качествами, противопоказанными руководителю, являются: повышенная чувствительность, высокая неуравновешенность, тревожность[3, с.158-159 ]
Одним из основополагающих признаков эффективности управления, позволяющим достигать желаемых результатов с учетом психологических критериев, является стиль руководства.
Под
стилем управления (руководства)
понимают совокупность определенных принципов,
наиболее характерных и устойчивых методов
решения типовых задач и проблем, возникающих
в процессе реализации функций управления.
Стиль управления предопределяется особенностями
организации и ее подразделений, существующим
в них порядком ведения дел, позициями
менеджеров, преобладающей системой ценностей,
типом культуры, а также некоторыми случайными
обстоятельствами[2, с.255 ]
1.2
Типология индивидуальных
стилей руководства
По сегодняшний день самой популярной остается до сих пор типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы XX в. эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным. Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется, скорее всего, ее предельной простотой и наглядностью. В ней выделены три ведущих стиля руководства:
Отличают
эти стили друг от друга многие
параметры: характер принятия решений,
степень делегирования
1.2.1 Демократичный стиль управления
Обратимся к характеристике демократического стиля управления. Автор Б.З. Зельдович подробно останавливается на его особенностях.
Демократический стиль основан на сочетании научных принципов управления и максимального использования инициативы и творчества подчиненных. Руководитель, использующий демократический стиль управления, обращается с подчиненными по-товарищески, его тон отдачи распоряжений располагает к сотрудничеству, он не решает один все вопросы без тщательного обсуждения с подчиненными, он систематически информирует подчиненных о положении дел в коллективе, в том числе и о трудностях, которые предстоит преодолеть.
Информация о работе Стиль и социально-психологические проблемы руководства