Автор: f***********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:14, реферат
Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего, мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим (от родителей, друзей), из СМИ, старающихся дать упрощенное представление о проблемах – особенно о тех, о которых мы не располагаем никакими сведениями.
1. Введение..........................................................................................................3
2. Понятие «Понятие стереотип»......................................................................4
3. Динамика стереотипов....................................................................................8
4. Стереотипы в общении...................................................................................9
5. Значение стереотипов в общении........................................................................13
6. Заключение.....................................................................................................15
7. Список литературы........................................................................................17
9.
Стереотипы в общении
Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры — педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.
Проблемы
стереотипов обычно связаны с
проблемами расизма, который формирует
этнические стереотипы, и сексизма,
формирующего стереотипы гендерные. Именно
на стереотипах может основываться
чувство социальной солидарности, поэтому
они часто не поддаются изменению
или коррекции. В последнее время
проводились исследования половой
стереотипизации в области
10.
такому стереотипу. Работодатели также придерживаются неизменных представлений о том, что считается "женской работой", отказывая женщинам в предоставлении равных с мужчинами возможностей на основании аскрипционного критерия пола.
Стереотипы проявляются не только в форме ригидных убеждений. Стереотипными также могут стать наши действия и побуждения. В психологии выделяют несколько стереотипных эффектов, вызывающих специфические искажения и ошибки восприятия.
Эффект первичности - состоит в том, что информация, поступившая в общении, автоматически воспринимается как более убедительная. Первоначальная информация определяет последующее восприятие. Так, если нам при знакомстве представили человека как «трудолюбивого интеллектуала», то впоследствии мы будем стремиться воспринимать его именно в этом качестве, игнорируя другие черты, например, упрямство и завистливость. И, наоборот, если того же человека сначала охарактеризовали как «упрямого и завистника», то именно эта информация и будет доминировать в нашем восприятии
Первое
впечатление создается
-важно заботиться о том, кто и как Вас представляет окружающим - что именно о Вас говорят и на каких качествах акцентируют внимание;
11.
-
необходимо тщательно
-
для повышения значимости
Таковы правила первого контакта. По отношению же к хорошо знакомым людям часто срабатывает эффект последнего впечатления. В соответствие с ним, та информация, которую мы восприняли последней, оказывается наиболее важной. Эта закономерность также проявляется в случае «разорванных» событий, например, если два сообщения разделены большим временным интервалом, то отчетливее и ярче запомнится последнее.
Несмотря на то, что «эффект последнего впечатления» действует слабее предыдущего закона, именно он дает нам реальный шанс изменять собственный имидж в нужном направлении. В этом случае целесообразно использовать прием «тайм-аута» - появления в новом образе после некоторого отсутствия.
Эффект ореола (гало-эффект) - следующий механизм, основанный на стереотипизации и участвующий в формировании имиджа. Данный феномен заключается в искажающем влиянии эмоционально-заряженной информации. Так, если мы получаем какую-либо очень волнующую нас информацию о человеке, например, о его судимости или недостойном поступке, то у нас формируется доминирующая отрицательная установка, занижающая реальные достоинства этой личности. Напротив, если человеку приписывается какое-либо ценное свойство, то в восприятии окружающих людей он начинает полностью отождествляться с последним. Например, положительные качества человека, наделенного властью или богатством, значительно переоцениваются. (Вероятно, поэтому богатые мужчины пользуются такой популярностью у юных красавиц).
Эффект ореола связан с элементом имиджа как репутация.
12.
Еще одна социальная закономерность называется эффектом новизны. Данный феномен состоит в том, что все новое и неожиданное, с одной стороны, приводит нас в замешательство, с другой - сильнее привлекает внимание и лучше запоминается.
Другой феномен - эффект социального контекста напоминает нам, что человек на фоне положительной группы или позитивных событий воспринимается гораздо привлекательнее. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе - кто ты», - гласит пословица, накладывая на нас жесткое требование в выборе окружения. Лишь особая тщательность в этом вопросе гарантирует сохранение собственной репутации. Наша привлекательность заметно возрастает в глазах людей и, тогда, когда мы начинаем окружать себя красивыми, эстетичными и одухотворенными вещами.
Эффект бумеранга - перекликается с другим известным народным наблюдением: «Как аукнется, так и откликнется». Люди склонны относиться к человеку так, как он сам относится к ним. Если человек ведет себя доброжелательно, демонстрирует внимание и уважение к собеседнику, делает комплименты, то с большой вероятностью он вызовет добрые чувства в ответ. Справедливо и обратное: чем лучше к нам относятся, тем сильнее наше желание «быть хорошим».
Эффект повторения - то, что часто повторяется, воспринимается как привычное, близкое, вызывающее доверие. Все новое и слишком необычное первоначально шокирует, вызывает напряжение и сопротивление. Склонность человека к переживанию повторяющихся идей или действий является базовой. Многие люди консервативны по своей натуре. Большинство из нас также живет в «плену» индивидуальных привычек.
Все
перечисленные эффекты
13.
Значение стереотипов в общении.
Стереотипы жестко
встроены в нашу систему ценностей,
являются ее составной частью и обеспечивают
своеобразную защиту наших позиций
в обществе. По этой причине использование
стереотипов имеет место в
каждой межкультурной ситуации. Без
употребления этих предельно общих,
культурно специфических схем оценки
как собственной группы, так и
других культурных групп невозможно
обойтись.
Зависимость
между культурной принадлежностью того
или иного человека и приписываемыми ему
чертами характера обычно не является
адекватной. Люди, принадлежащие к различным
культурам, обладают разным пониманием
мира, что делает коммуникацию с единой
позиции невозможной. Руководствуясь
нормами и ценностями своей культуры,
человек сам определяет, какие факты и
в каком свете оценивать. Это существенно
влияет на характер нашей коммуникации
с представителями других культур. Например,
при общении с оживленно жестикулирующими
во время разговора итальянцами у немцев,
привыкших к другому стилю общения, может
сложиться стереотип чрезвычайно экспрессии
и неорганизованных итальянцев. Итальянцы
в свою очередь приобретут стереотип о
немцах как о холодной и сдержанной нации.
В зависимости от способов и форм их использования
стереотипы могут быть полезны или вредны
для коммуникации.
Эффективная
стереотипизация помогает людям понимать
ситуацию и действовать в соответствии
с новыми обстоятельствами. Поэтому стереотип
может не только быть препятствием в коммуникации,
но и приносить определенную пользу. Это
возможно в следующих случаях:
14.
• если его сознательно придерживаются. Индивид должен понимать, что стереотип отражает групповые нормы и ценности, групповые черты и признаки, а не специфические качества, свойственные отдельно взятому индивиду из данной группы;
• если стереотип является описательным, а не оценочным. Это предполагает отражение в стереотипах реальных и объективных качеств и свойств людей данной группы, но не их оценку как хороших или плохих;
• если стереотип точен. Это означает, что стереотип должен адекватно выражать признаки и черты группы, к которой принадлежит человек;
• если стереотип является лишь догадкой о группе, но не прямой информацией о ней. Это означает, что первое впечатление о группе не всегда является достоверным знанием обо всех индивидах данной группы;
• если стереотип модифицирован, то есть, основан на дальнейших наблюдениях и опыте общения с реальными людьми или исходит из опыта реальной ситуации.
• В ситуации
межкультурных контактов стереотипы бывают
эффективны только тогда, когда они используются
как первая и положительная догадка о
человеке или ситуации, а не рассматриваются
как единственно верная информация о них.
Стереотипы
становятся неэффективными и затрудняют
коммуникацию, когда мы ошибочно относим
людей не к тем группам, некорректно описываем
групповые нормы, когда смешиваем стереотипы
с описанием определенного индивида и
когда нам не удается модифицировать стереотипы,
основанные на реальных наблюдениях и
опыте. Акцент в общении на эти способы
использования стереотипов приводит к
тому, что они могут стать серьезной помехой
при межкультурных контактах.
15.
Выделяют ряд причин, согласно которым стереотипы могут препятствовать межкультурной коммуникации.
• За стереотипами не удается выявить индивидуальные особенности людей. Стереотипизация предполагает, что все члены группы обладают одинаковыми чертами. Такой подход применяется ко всей группе и к отдельному индивиду на протяжении определенного промежутка времени несмотря на индивидуальные вариации.
• Стереотипы повторяют и усиливают определенные ошибочные убеждения и верования до тех пор, пока люди не начинают их принимать за истинные.
• Стереотипы основываются на полуправде и искажениях.
Люди сохраняют
свои стереотипы, даже несмотря на противоречащую
им действительность, поэтому в ситуации
межкультурных контактов важно уметь
эффективно обходиться со стереотипами,
то есть осознавать их и уметь от них отказываться
перед фактом их несоответствия реальной
действительности.
Заключение.
В связи с анализом понятия «стереотип» исключительно важным представляется рассмотрение стереотипизации как одного из механизмов социального восприятия. Необходимо четко разграничивать эти понятия, тем более, что за стереотипом в обыденном сознании прочно закрепилась негативная оценка. Но если корни стереотипа уходят в факторы социального порядка, то стереотипизация является, прежде всего, универсальным психологическим процессом. Явление стереотипизации обусловлено принципом экономии, свойственным человеческому мышлению, его способностью двигаться от конкретных единичных случаев к их обобщению и обратно к этому факту, понятому уже в рамках общего правила. Стереотипизация выполняет объективно