Стереотипы в общении

Автор: f***********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:14, реферат

Описание работы

Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего, мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим (от родителей, друзей), из СМИ, старающихся дать упрощенное представление о проблемах – особенно о тех, о которых мы не располагаем никакими сведениями.

Содержание

1. Введение..........................................................................................................3
2. Понятие «Понятие стереотип»......................................................................4
3. Динамика стереотипов....................................................................................8
4. Стереотипы в общении...................................................................................9
5. Значение стереотипов в общении........................................................................13
6. Заключение.....................................................................................................15
7. Список литературы........................................................................................17

Работа содержит 1 файл

Титульный лист.docx

— 19.75 Кб (Скачать)
 

Министерство  образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 

«Северо-Кавказский государственный технический университет» 

Реферат по дисциплине

«Психология профессиональной деятельности»

на  тему «Стереотипы в общении» 
 

Выполнил:

студент 1 курса ФЭМТ группы ТТПБ-111

Носов Артём

Проверил  доцент кафедры

Психологии  и педагогики

Фомина  Е.А. 
 
 

Ставрополь,  2011

2.

Содержание.

1. Введение..........................................................................................................3

2. Понятие  «Понятие стереотип»......................................................................4

3. Динамика стереотипов....................................................................................8

4. Стереотипы  в общении...................................................................................9

5. Значение стереотипов  в общении........................................................................13

6. Заключение.....................................................................................................15

7. Список  литературы........................................................................................17 
 
 
 
 
 
 
 

3.

ВВЕДЕНИЕ

Наше  восприятие окружающих во многом зависит  от того, как мы их «классифицируем»: дети, женщины, политики, пенсионеры, и  т.д. Восприятие предметов со сходными особенностями помогает нам образовывать понятия. Точно так же и люди классифицируются нами по их принадлежности к той  или иной группе, социально-экономическому классу или по физическим характеристикам.

Таким образом создаются стереотипы, которые  порождают у нас слишком условное и упрощенное представление о  других людях. Если, опираясь на стереотипные представления о человеке, мы в  дальнейшем устанавливаем с ним  контакт, заранее зная, чего от него можно ожидать, это часто лишает нас стимула понять его как  личность.

Впервые термин стереотип использовал классик  американской журналистики Уолтер Липпман (Walter Lippmann), который в 1922 году опубликовал  книгу «Общественное мнение». Этим словом он пытался описать метод, с помощью которого общество пытается категоризировать людей. Липпман выделил  четыре аспекта стереотипов. В дальнейшем появилось несколько других градаций, но все они в определенной степени  опирались на идеи Липмана.

Стереотипы  всегда проще, чем реальность. Сложнейшие характеристики стереотипы выражают в  одном предложении.

Стереотипы  редко бывают плодом нашего личного  опыта. Чаще всего, мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим (от родителей, друзей), из СМИ, старающихся  дать упрощенное представление о  проблемах – особенно о тех, о  которых мы не располагаем никакими сведениями.

Стереотипы  являются частью массовой культуры. Они  могут формироваться на основе возраста (например, «молодежь сейчас ужасно невоспитанная»), пола («все мужчины  хотят от женщин только секса»), религии («ислам – религия террора»), и  т. д. 
 

4.

Стереотип (stereotypes) – это односторонний, преувеличенный и, как правило, основанный на предубеждениях взгляд, свойственный социальной, этнической группе или классу.

     Термин  “стереотип” введен в научный  оборот американским социологом У. Липпманом. В книге “Общественное мнение”, вышедшей в 1922 г., он сделал попытку  определить место и роль стереотипов  в системе общественного мнения. Под стереотипом Липпман понимал  особую форму восприятия окружающего  мира, оказывающую определенное влияние  на данные наших чувств до того, как  эти данные дойдут до нашего сознания. [цит. по Lippman W. Public Opinion. N.Y.,1950, p.95; 23, с.95]. По мнению Липпмана, человек, пытаясь  постичь окружающий его мир во всей его противоречивости, создает  “картину в своей голове” относительно тех явлений, которые он непосредственно  не наблюдал. Человек имеет ясное  представление о большинстве  вещей еще до того, как он с  ними непосредственно столкнулся в  жизни. Подобные представления-стереотипы формируются под влиянием культурного  окружения данного индивидуума: “В большинстве случаев мы не сначала  видим, а потом даем определение, мы сначала определяем для себя то или иное явление, а потом уже  наблюдаем его.

     Стереотипы  позволяют человеку составить представление  о мире в целом, выйти за рамки  своего узкого социального, географического  и политического окружения. Липпман  пишет о том, что стереотипы так  настойчиво передаются из поколения  в поколение, что часто воспринимаются как данность, реальность, биологический  факт. Если же личный опыт противоречит стереотипу, чаще всего происходит одно из двух: человек негибкий, незаинтересованный по каким-то причинам в изменении  своих взглядов, либо просто не замечает этого противоречия, либо считает  его исключением, подтверждающим правило, и обычно просто забывает о нем. Человек  же восприимчивый, любознательный при  столкновении стереотипа с реальностью  изменяет свое восприятие окружающего  мира. Липпман не считает стереотипы однозначно ложными представлениями.

5. 

     По  его мнению, стереотип может быть правдой, или частично правдой, или  ложью. Липпман не только ввел в научный  оборот термин “стереотип”, дал ему  определение, но и подчеркнул важность этого явления. “Система стереотипов, - писал он, - возможно, является стержневой в нашей личной традиции, она защищает наше место в обществе, ... а также  сохраняет время в нашей занятой  жизни и помогает нам спастись от сбивающих с толку попыток  увидеть мир устойчивым и охватить его целиком” [там же, p.95, 114]. При  таком понимании стереотипа выделяются две его важные черты – детерминированность  культурой и быть средством экономии трудовых усилий, и соответственно, языковых средств. Если алгоритмы решения  математических задач экономят мышление человека, то стереотипы “экономят” саму личность.

     Основными свойствами стереотипа, таким образом, являются: устойчивость (или существование  одних и тех же стереотипов  у разных поколений людей внутри одного этноса), ригидность, избирательность  восприятия информации и эмоциональная  наполненность.

     Интересный  аспект воздействия стереотипов  на межличностное и групповое  общение затрагивает Н. Лебедева: она выделяет 4 основные характеристики стереотипов, влияющие на коммуникативное поведение.

  1. Стереотипизирование – результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками (например, англичане – консервативны, немцы – педантичны).
  2. Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора (например, об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об аутгруппе – наиболее неблагоприятная).
  3. Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания.
  4. Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку люди невольно «отбирают» модели поведения других людей, согласные со стереотипами).

6. 

     Причины появления стереотипов анализируются  и в когнитивных теориях, а  также в рамках социальной психологии. Эти области науки изучают, в  какой степени наши мысли зависят  от непосредственного общественного  контекста и, в свою очередь, влияют на наше поведение в обществе. Когнитивные  теории акцентируют нашу потребность  классифицировать людей, так как  это упрощает способ восприятия окружающего  мира. Люди обладают способностями  для обработки информации об окружающем мире, поэтому они пользуются когнитивными обобщениями (в число которых  входят и стереотипы), чтобы максимально  уменьшить нагрузку на мышление. Люди разрабатывают схемы, отражающие их знания о самих себе, о других и их общественных ролях. Когда эти  схемы закрепляются, они определяют наш способ обработки информации и формирования суждений о себе и  других. 

     В механизм формирования стереотипов  вовлечены не только схематизация, категоризация и т.п., но и другие когнитивные процессы, прежде всего  каузальная атрибуция, или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой (в частности, этнической) принадлежности. Люди объясняют поведение влиянием внутренних (личностных, субъективных) и внешних (ситуативных, средовых, объективных) факторов. При этом они склонны свои успехи объяснять своими внутренними качествами, а неудачи – внешними обстоятельствами. Напротив, успехи других чаще объясняются внешними, а неудачи – внутренними факторами. Этот феномен неразрывно связан с функцией, которую выполняет в психологической структуре личности «Я-образ», складывающийся как результат взаимодействия базовых оценочных отношений человека к миру, себе и другим людям. Эта функция состоит в защите положительной самооценки самыми разнообразными способами: от завышения своей самооценки до занижения оценки других.

     В когнитивной лингвистике и этнолингвистике  термин “стереотип” относится к  содержательной стороне языка и  культуры, то есть понимается как  

7.

     ментальный (мыслительный) стереотип, который коррелирует  с картиной мира. Языковая картина  мира и языковой стереотип соотносятся  как часть и целое, при этом языковой стереотип понимается как  суждение или несколько суждений, относящихся к определенному  объекту внеязыкового мира, субъективно  детерминированное представление  предмета, в котором сосуществуют описательные и оценочные признаки и которое является результатом  истолкования действительности в рамках социально выработанных познавательных моделей. Но языковым стереотипом можно  считать не только суждение или несколько  суждений, но и любое устойчивое выражение, состоящее из нескольких слов, например, устойчивое сравнение, клише и т.д.: лицо кавказской национальности, седой как лунь, новый русский.

     Стереотипы  представителей разных социальных, демографических  групп, кроме общих черт, имеют  и субъективные отличия. Стереотипы срабатывают уже тогда, когда  люди отличаются только по внешним  физическим признакам. Нередко суждение про  нового, незнакомого человека обусловлено представлением об определенной  национально-этнической группе, к которой  причислили этого человека на основании  внешнего вида. Но чем лучше человек  знает  определенную  национально-этническую группу, к которой принадлежит  человек, тем реже использует упрощенные групповые стереотипы.

    Социальные  стереотипы и установки могут  приобретать различные формы:

    -стереотипные  действия и ритуалы;

    - типичные эмоциональные реакции  и доминирующие чувства;

    - обобщенные представления;

    - устойчивые предписания и запреты;

    -социальные  ярлыки;

    -общественное  мнение;

    -доминирующие  ценности.

8.

    Динамика  стереотипов.

Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает  специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так  не сопротивляется образованию или  критике, как стереотип, так как  он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определённой степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление  и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.В случаях  когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может  проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или  способности думать, то новшество  интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Стереотипы в общении