Автор: f***********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 09:14, реферат
Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего, мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим (от родителей, друзей), из СМИ, старающихся дать упрощенное представление о проблемах – особенно о тех, о которых мы не располагаем никакими сведениями.
1. Введение..........................................................................................................3
2. Понятие «Понятие стереотип»......................................................................4
3. Динамика стереотипов....................................................................................8
4. Стереотипы в общении...................................................................................9
5. Значение стереотипов в общении........................................................................13
6. Заключение.....................................................................................................15
7. Список литературы........................................................................................17
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Северо-Кавказский
государственный технический
Реферат по дисциплине
«Психология профессиональной деятельности»
на
тему «Стереотипы в общении»
Выполнил:
студент 1 курса ФЭМТ группы ТТПБ-111
Носов Артём
Проверил доцент кафедры
Психологии и педагогики
Фомина
Е.А.
Ставрополь, 2011
2.
Содержание.
1. Введение......................
2. Понятие
«Понятие стереотип»...........
3. Динамика
стереотипов...................
4. Стереотипы
в общении.....................
5. Значение стереотипов
в общении.....................
6. Заключение....................
7. Список
литературы....................
3.
ВВЕДЕНИЕ
Наше восприятие окружающих во многом зависит от того, как мы их «классифицируем»: дети, женщины, политики, пенсионеры, и т.д. Восприятие предметов со сходными особенностями помогает нам образовывать понятия. Точно так же и люди классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по физическим характеристикам.
Таким
образом создаются стереотипы, которые
порождают у нас слишком
Впервые термин стереотип использовал классик американской журналистики Уолтер Липпман (Walter Lippmann), который в 1922 году опубликовал книгу «Общественное мнение». Этим словом он пытался описать метод, с помощью которого общество пытается категоризировать людей. Липпман выделил четыре аспекта стереотипов. В дальнейшем появилось несколько других градаций, но все они в определенной степени опирались на идеи Липмана.
Стереотипы всегда проще, чем реальность. Сложнейшие характеристики стереотипы выражают в одном предложении.
Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего, мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим (от родителей, друзей), из СМИ, старающихся дать упрощенное представление о проблемах – особенно о тех, о которых мы не располагаем никакими сведениями.
Стереотипы
являются частью массовой культуры. Они
могут формироваться на основе возраста
(например, «молодежь сейчас ужасно
невоспитанная»), пола («все мужчины
хотят от женщин только секса»), религии
(«ислам – религия террора»), и
т. д.
4.
Стереотип (stereotypes) – это односторонний, преувеличенный и, как правило, основанный на предубеждениях взгляд, свойственный социальной, этнической группе или классу.
Термин
“стереотип” введен в научный
оборот американским социологом У. Липпманом.
В книге “Общественное мнение”,
вышедшей в 1922 г., он сделал попытку
определить место и роль стереотипов
в системе общественного
Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического окружения. Липпман пишет о том, что стереотипы так настойчиво передаются из поколения в поколение, что часто воспринимаются как данность, реальность, биологический факт. Если же личный опыт противоречит стереотипу, чаще всего происходит одно из двух: человек негибкий, незаинтересованный по каким-то причинам в изменении своих взглядов, либо просто не замечает этого противоречия, либо считает его исключением, подтверждающим правило, и обычно просто забывает о нем. Человек же восприимчивый, любознательный при столкновении стереотипа с реальностью изменяет свое восприятие окружающего мира. Липпман не считает стереотипы однозначно ложными представлениями.
5.
По
его мнению, стереотип может быть
правдой, или частично правдой, или
ложью. Липпман не только ввел в научный
оборот термин “стереотип”, дал ему
определение, но и подчеркнул важность
этого явления. “Система стереотипов,
- писал он, - возможно, является стержневой
в нашей личной традиции, она защищает
наше место в обществе, ... а также
сохраняет время в нашей
Основными свойствами стереотипа, таким образом, являются: устойчивость (или существование одних и тех же стереотипов у разных поколений людей внутри одного этноса), ригидность, избирательность восприятия информации и эмоциональная наполненность.
Интересный
аспект воздействия стереотипов
на межличностное и групповое
общение затрагивает Н.
6.
Причины
появления стереотипов
В механизм формирования стереотипов вовлечены не только схематизация, категоризация и т.п., но и другие когнитивные процессы, прежде всего каузальная атрибуция, или приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой (в частности, этнической) принадлежности. Люди объясняют поведение влиянием внутренних (личностных, субъективных) и внешних (ситуативных, средовых, объективных) факторов. При этом они склонны свои успехи объяснять своими внутренними качествами, а неудачи – внешними обстоятельствами. Напротив, успехи других чаще объясняются внешними, а неудачи – внутренними факторами. Этот феномен неразрывно связан с функцией, которую выполняет в психологической структуре личности «Я-образ», складывающийся как результат взаимодействия базовых оценочных отношений человека к миру, себе и другим людям. Эта функция состоит в защите положительной самооценки самыми разнообразными способами: от завышения своей самооценки до занижения оценки других.
В
когнитивной лингвистике и
7.
ментальный
(мыслительный) стереотип, который коррелирует
с картиной мира. Языковая картина
мира и языковой стереотип соотносятся
как часть и целое, при этом
языковой стереотип понимается как
суждение или несколько суждений,
относящихся к определенному
объекту внеязыкового мира, субъективно
детерминированное
Стереотипы представителей разных социальных, демографических групп, кроме общих черт, имеют и субъективные отличия. Стереотипы срабатывают уже тогда, когда люди отличаются только по внешним физическим признакам. Нередко суждение про нового, незнакомого человека обусловлено представлением об определенной национально-этнической группе, к которой причислили этого человека на основании внешнего вида. Но чем лучше человек знает определенную национально-этническую группу, к которой принадлежит человек, тем реже использует упрощенные групповые стереотипы.
Социальные стереотипы и установки могут приобретать различные формы:
-стереотипные действия и ритуалы;
-
типичные эмоциональные
- обобщенные представления;
-
устойчивые предписания и
-социальные ярлыки;
-общественное мнение;
-доминирующие ценности.
8.
Динамика стереотипов.
Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.
В определённой
степени внешние стимулы, особенно
сказанные или напечатанные, активизируют
некоторую часть системы