Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:15, реферат
Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Императивность морали…………………………………………………………… 4
Совесть – глаза человеческой души……………………………………….……… 8 Понятие совести…………………………………………………………………..... 8
Чистая совесть……………………………………………………………..……… 10
Виды совести по Э.Фромму……………………………………………………… 13
Совесть и стыд ………………………………………………………...…………..14
Совесть и долг ………………………………………………………….…………15
Заключение ……………………………………………………………..…………17
Список литературы …………………………………………………….…………19
Эти точки зрения не исключают друг друга: первая акцентирует внимание на механизме функционирования зрелой совести, вторая — на том, как она созревает, формируется; первая рассматривает совесть по преимуществу со стороны ее формы, вторая — со стороны ее конкретного содержания. Совесть в самом деле формируется в процессе социализации и воспитания, через постоянные указания ребенку на то, «что такое хорошо и что такое плохо» и т.д. На ранних стадиях становления личности совесть проявляется как «голос» значимого окружения (референтной группы) — родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоторого авторитета, и соответственно обнаруживается в страхе перед возможным неодобрением, осуждением, наказанием, а так же в стыде за свое действительное или мнимое несоответствие ожиданиям значимых других. В практике воспитания обращение воспитателя к совести ребенка, как правило, и выражает требование исполнительности, послушности, соответствия предписываемым нормам и правилам. Но так обстоит дело с точки зрения развития этой нравственной способности. Однако сформированная совесть говорит на языке вневременном и внепространственном. Совесть — это голос «другого я» человека, той части его души, которая не обременена заботами и утешениями каждого дня; совесть говорит как бы от имени вечности, обращаясь к достоинству личности. Совесть
— это
ответственность человека
Раз совесть
указывает на соответствие или
несоответствие поступка долгу,
«Культивировать
свою совесть, все больше
И это —
тот долг, который человек имеет
перед самим собой:
Моральное
сознание интригует
Заключение
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
Принимая во внимание различные аспекты всеобщности моральных требований, можно заключить, что нормативная мысль движется следующим образом:
1) «Поступай
одинаково в отношении
2) «Поступай одинаково в отношении одного и того же лица в разных ситуациях» (надситуативность).
3) «Исходи из
того, что любой другой на твоем
месте поступил бы так же, как
ты, в отношении данного человека
или в данной ситуации, равно
и в отношении тебя любой
другой в данной ситуации
(универсалиъуемость).
Совесть —
особый морально-
Главная функция совести — самоконтроль.
В обычной речи мы можем употреблять выражения «спокойная совесть» или
«чистая совесть».
Под ними понимают факт
На эту
тему существуют два
Фромм считает,
что совесть бывает двух видов
— авторитарная и
Стыд и совесть в общем довольно близки. В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица.
В совести решения, действия и оценки соотносятся не с мнением или ожиданием окружающих, а с долгом. Совесть требует быть честным во мраке — быть честным, когда никто не может проконтролировать тебя, когда тайное не станет явным, когда о возможной твоей нечестности не узнает никто.
Завершая
разговор о совести, можно
Список
литературы
Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М., 1990. – 346 с.
Бергер П.Л. Приглашение в обществознание: Гуманистическая перспектива. –
М.: Аспект Пресс, 1996. – 462 с.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.
Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., и др. Обществознание: Курс лекций: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 512 с.
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Обществознание. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 416 с.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Обществознание. В 3-х т. Т.3. социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520 с.
Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов н/Д.: «Феникс»,
1999.