Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:15, реферат
Моральные ценности ориентируют человека в его поведении. Это оказывается возможным не в силу того, что человеку выгодно или приятно принимать их во внимание в своих решениях и действиях. Эти ценности функционируют таким образом, что оказывают воздействие на волю человека.
Введение……………………………………………………………………………. 3
Императивность морали…………………………………………………………… 4
Совесть – глаза человеческой души……………………………………….……… 8 Понятие совести…………………………………………………………………..... 8
Чистая совесть……………………………………………………………..……… 10
Виды совести по Э.Фромму……………………………………………………… 13
Совесть и стыд ………………………………………………………...…………..14
Совесть и долг ………………………………………………………….…………15
Заключение ……………………………………………………………..…………17
Список литературы …………………………………………………….…………19
Реферат по этике
На тему: Совесть
Выполнил:
Группа: ЭФ2-09-01Д
Проверил:
Кашира
2011
Содержание
Введение………………………………………………………
Императивность морали…………………………………………………………… 4
Совесть – глаза
человеческой души……………………………………….………
8 Понятие совести……………………………………………………………
Чистая совесть…………………………………………
Виды совести по Э.Фромму……………………………………………………… 13
Совесть и стыд
………………………………………………………...…………..
Совесть и долг ………………………………………………………….…………15
Заключение
……………………………………………………………..…………
Список литературы
…………………………………………………….…………19
Введение
Моральные
ценности ориентируют человека
в его поведении. Это
Моральные
ценности не просто
Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному — неисполненность долга.
Бессовестным
называют человека, в котором
отсутствует совесть как
Бессовестного
сдерживает только внешний
Императивность
морали
Ценностная,
т.е. смысловая или значимая, функция
моральных представлений столь
тесно переплетена с их
Правда выступает несомненной положительной ценностью, ложь — несомненно отрицательной. И они очевидно воспринимаются нами непосредственно соединенными в требовании «Не лги». Они даны через это требование.
Ценность
равенства утверждается в
«Не прелюбодействуй» и т.д.
Наиболее
важные, устоявшиеся в практике
человеческих отношений
Еще точнее:
некая ценность осознается
В связи
с чрезвычайным
Стало быть, если некоторая ценность не воспринимается как то, из чего для человека следуют определенные обязательства, она не может считаться нравственной. Обязательства, вытекающие из ценности, касаются как достижения самой ценности, так и средств ее достижения.
Нравственные
ценности императивны (
В истории
философии существуют два
— блага и долга. Согласно одному из подходов, человек так или иначе знает
(скорее всего,
от природы), в чем состоит его
благо; его задача — не
(скорее всего, Божеством), чтобы обуздать его страсти и удержать от зла; в следовании долгу человек обретает благо. Этот подход свойствен деонтологическим теориям. Эвдемонистический подход указывает на определенное содержание, которое должно быть реализовано в моральном поступке. Деонтологический подход указывает на форму, посредством которой только и может быть реализовано какое-либо моральное содержание
Но как в одном, так и в другом решении проблемы соотношения ценности
(блага) и
нормы (долга) предполагается, что
нравственная задача решается
человеком в преодолении чего-
Имея в
виду эту существенную черту
моральной императивности —
Существенной характеристикой моральных требований является их универсальность, или всеобщность. Всеобщность нередко неправомерно понимается как то, что: а) у всех людей есть некоторые общие представления о добродетельном, правильном и достойном; б) определенные моральные требования и ценности являются общераспространенными, в) всеми признаваемыми в виде неких «простых норм нравственности» или
«общечеловеческих
ценностей». Такие понимания всеобщности
моральных требований отражают
действительный факт
Под универсальностью
следует понимать
Так, беспристрастность
как нелицеприятность
(б) в надситуативности,
т.е. равном отношении к
Беспристрастность
и надситуативность
Здесь по-своему
обнаруживается золотое
Таким образом,
принимая во внимание
(1) «Поступай
одинаково в отношении
(2) «Поступай одинаково в отношении одного и того же лица в разных ситуациях» (надситуативность).
(3) «Исходи из того, что любой другой на твоем месте поступил бы так же, как ты, в отношении данного человека или в данной ситуации, равно и в отношении тебя любой другой в данной ситуации поступил бы так же»
(универсалиъуемость)
Все эти
черты морального
Тогда разрешаются
вышеозначенные затруднения. И
золотое правило, и принцип
универсализуемости, будучи довольно
общими, призваны всего лишь
Только при
условии соблюдения прав
Совесть – глаза
человеческой души
Понятие совести
Совесть —
особый морально-
Главная функция совести — самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек — это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования.
Совестливый никогда не относится к себе снисходительно, спрашивает с самого себя по всей строгости, не ища оправданий. Тихий, но настойчивый голос совести — мощнейшее орудие нравственности, он звучит в человеке тогда, когда никакого внешнего контроля нет, и субъект, предоставленный самому себе, казалось бы, мог действовать безо всяких ограничений. Однако ограничителем безбрежной свободы выступает именно совесть, которая есть предостережение и укор со стороны собственного «я». Совесть тревожит личность, не дает ей морально уснуть, заставляет ее корректировать свои поступки согласно ценностям и установлениям, существующим в обществе