Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:42, контрольная работа
Наша задача состоит в том, чтобы собрать в единое целое все осколочные знания о манипуляции, структурировать их и уже на основе этого сделать общие
Введение……………………………………………………………...….…3
1. Характеристика манипуляций в общении…………………………….4
2. Правила нейтрализации манипуляций……………………………..…12
3. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений……………………………………………………..…………..18
Заключение………………………………………………………………...23
Список используемой литературы..……………………………………..25
- "вовлечение оппонента
в совместную выработку
- "отступить, чтобы
победить" (если хотите убедить
собеседника в чем-либо, дайте
ему почувствовать, что
- "настройка на волну оппонента" (умелая подача сигналов типа "Я такой же, как вы" путем копирования жестов, тональности голоса, стиля общения собеседника);
- "использование метода
Сократа" (с самого начала беседы
не давать собеседнику повода
сказать "нет", издалека подходить
к теме основного разговора
и принуждать партнера отвечать
"да"; при этом следует избегать
агрессивного принуждения,
- "избежание категоричных высказываний" (высказывания типа "всегда", "никогда" провоцируют конфронтацию, порождают сомнения в сказанном; лучше использовать более мягкие варианты "очень часто", "иногда", "в большинстве случаев", "крайне редко" и т.п.);
- "использование "позитивных"
вопросов" (с помощью изменения
формулировки, например, используя
вариант "Вас ведь не
- "использование в общении
"Вы-подхода", создающего состояние
большего доверия,
- "использование в общении
"Мы-высказываний", порождающих
ситуацию сотрудничества, взаимного
согласия (например, вместо фразы
"Вы действительно
- "использование приема
"Я-утверждение", с помощью которого
передается отношение субъекта
к какой-либо ситуации, описание
желательного варианта ее
Для обеспечения успешного общения следует избегать слов и действий, приводящих к конфликту (конфликтогенов). Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются:
* открытое недоверие;
* перебивание собеседника;
* принижение значимости его роли;
* подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу;
* напоминание о проигрышной для собеседника ситуации;
* устойчивое нежелание
признавать свои ошибки и чью-
* заниженная оценка вклада
партнера в общее дело и
преувеличение собственного
* постоянное навязывание своей точки зрения;
* неискренность в суждениях;
* резкое изменение темпа беседы, ее неожиданное свертывание;
* неумение выслушать и понять точку зрения собеседника;
* проявление превосходства в виде приказания, угрозы, обвинения, насмешки, издевок, безапелляционных высказываний (например, "Я уверен", "Я считаю", "Вне сомнения" и т. п.);
* проявление агрессивности.
Заключение
Напрашивается вопрос. Как оценивать явление манипуляции: со знаком плюс или со знаком минус? Хорошо это или плохо? Использовать это в жизни или искоренять? Напрашивается ответ. Если манипулирую я -- хорошо, если манипулируют мною -- плохо. Шутка. На самом деле манипуляция -- это ни хорошо, и ни плохо. В целом это явление нейтральное. По своей сути манипуляции -- это инструмент, который может быть использован в различных целях. В зависимости от того, в каких руках он находится. Так же как нож может служить как инструментом для хирургических операций, так и орудием убийства.
Если мы столкнулись с манипуляцией, то для оценки конкретной ситуации, предлагается опираться на два критерия.
Первый. Какой мотив и желаемый результат у автора манипуляции? Если это не только выгода себе, но и желание добра нам, то это заслуживает если не положительной оценки, то хотя бы снисхождения. Например, родители частенько манипулируют своими детьми, всеми правдами и неправдами вынуждая их ложиться вовремя спать, делать зарядку, ходить в школу и т.д. Делают они это не только ради себя, но и ради блага в будущем своего чада, которое пока не способно оценить по достоинству эту заботу.
Второе. Бывает, что скрытый мотив манипуляции не особенно-то и скрывается. И тогда у объекта приложения этой манипуляции есть истинный, а не навязанный выбор. Американский писатель и психотерапевт Э. Берн приводит такой пример игры во флирт:
Ковбой: Не желаете ли посмотреть конюшню?
Девушка: Ах, я с детства люблю конюшни!
Хотя речь идет вроде бы о конюшнях (а у нас бы говорили бы о театре) оба понимают внутренний смысл игры. И девушка, выбирая экскурсию на конюшню, догадывается о содержании этой экскурсии. А раз у нее это понимание есть, и ее никто не принуждал отвечать на заигрывание, значит, она осознанно вступила в эту игру, и, следовательно, плохого тут ничего нет.
Если присмотреться, мы живем в мире манипуляций, и бояться их не стоит, а стоит хорошо уметь в них разбираться и обращать знание о них на пользу себе и другим людям. Все это тоже один из таймов игры под названием "жизнь" и эта игра тоже может быть занимательной.
Список используемой литературы
1. Андреев В.И. Деловая игра. -- Казань. Изд-во Казанского университета, 1993.
2. Батаршев А.В.
3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции -- М.: ЧеРо, 1996.
4. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. -- М.: ИНФРА-М, 2002.
5. Панасюк П. Как победить
в споре, или искусство
6. Фомин Ю.А. Психология делового общения. -- Минск: Амалфея, 2000.
Информация о работе Решение спорных вопросов, канфликтных ситуаций