Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:42, контрольная работа
Наша задача состоит в том, чтобы собрать в единое целое все осколочные знания о манипуляции, структурировать их и уже на основе этого сделать общие
Введение……………………………………………………………...….…3
1. Характеристика манипуляций в общении…………………………….4
2. Правила нейтрализации манипуляций……………………………..…12
3. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений……………………………………………………..…………..18
Заключение………………………………………………………………...23
Список используемой литературы..……………………………………..25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Характеристика манипуляций в общении…………………………….4
2. Правила нейтрализации манипуляций……………………………..…12
3. Приемы, стимулирующие
общение и создание
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы..……………………………………..25
Введение
Слово "манипуляция" в нашем понимании имеет скорее негативный, нежели позитивный оттенок. Однако большой англо-русский словарь предлагает нам три значения этого слова. Первое значение - "умело управлять", второе - "обрабатывать, влиять на кого-либо, что-либо" и лишь третье имеет негативный оттенок - "подтасовывать, подделывать".
Манипуляции используются нами постоянно. Иногда мы не отдаем себе отчета в том, что занимаемся именно манипулированием, иногда делаем это сознательно. Манипуляции могут проводиться как во вред манипулируемому, так и на пользу ему. Все зависит от морали манипулятора. Если его цель - получить личную выгоду за счет жертвы, то аморальность очевидна. Когда же, например, родитель незаметно для ребенка направляет его действия в нужное русло - такая манипуляция полезна, поскольку она не травмирует ребенка.
Примеров манипуляций существует великое множество. Проводятся они по определенным схемам, одинаково действующим как в деловом, так и в бытовом общении.
Актуализируя проблему, скажем, что манипуляция встречается повсюду, она злободневна, мы встречаем ее, когда видим, как продавцы на рынке обманывают рядовых сограждан и когда на TV разворачиваются грандиозные предвыборные кампании, к тому же к манипуляции относится всем нам столь надоевшая реклама. Для того, чтобы знать в какой области социальных отношений нам пытаются навязать чужую волю, нужно научится понимать манипуляцию и эффективно противостоять ей. А этого нельзя сделать, не понимая до конца того, что скрывается под этим термином. Наша задача состоит в том, чтобы собрать в единое целое все осколочные знания о манипуляции, структурировать их и уже на основе этого сделать общие выводы.
1. Характеристика манипуляций в общении
Манипуляция -- побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнером своих собственных целей.
К числу характеристик манипуляции как метода воздействия на партнера можно отнести:
* манипуляция -- это вид
духовного, психологического
* манипуляции имеют скрытый
характер воздействия (попытка
манипулирования лишь тогда
* манипуляция предполагает
игру на человеческих
* манипуляция предполагает
побуждение к совершению
Манипуляции -- важный элемент деловых отношений и могут быть конструктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов:
во-первых, для создания ореола руководителя организации или подразделения;
во-вторых, для смягчения формы принуждения, обойтись без которого не удается ни одному руководителю;
в-третьих, для создания единой направленности желаний подчиненных на достижение целей организации.
Руководитель вместо силового
воздействия может управлять
подчиненными незаметно, создавая у
них иллюзию полной самостоятельности
и свободы. И в то же время он
должен быть внимательным и не допускать
того, чтобы его подчиненные
Всю совокупность уловок-манипуляций, используемых в деловом общении (в спорах, дискуссиях, полемике), можно условно объединить в три группы: организационно-процедурные, психологические и логические манипуляции.
Организационно-процедурные манипуляции могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения.
Примерами манипуляций данной группы являются:
* "формирование первичной
установки" (изначальное предоставление
слова тем, чье мнение
*"предоставление материалов
лишь накануне" (предоставление
участникам взаимодействия
* "недопущение повторного
обсуждения" (сознательно не допускается
поступление новых,
* "накал атмосферы"
(поочередное предоставление
*"первоочередная
* "приостановка обсуждения
на желаемом варианте" (идея
последнего по времени
* "выборочная лояльность
в соблюдении регламента" (одни
выступающие жестко
* "перерыв в обсуждении"
(перерыв объявляется в тот
момент, когда может быть выработано
неудобное и неприемлемое
* "выпускание пара на несущественных вопросах" (обсуждение начинается с второстепенных вопросов, и лишь после этого, когда участники дискуссии уже устали, на обсуждение выносится вопрос, который хотели бы обсудить без усиленной критики);
* "избыточное информирование"
(готовится очень много
* "потеря документов" ("случайно" теряются документы, способные негативно повлиять на ход обсуждения).
Психологические манипуляции
основаны на использовании
К числу таких манипуляций можно отнести:
* "раздражение оппонента"
(выведение его из состояния
психического равновесия
* "использование непонятных слов" (оппоненту неловко признаться, что он не знает значения какого-либо слова);
* "слишком быстрый или
слишком медленный темп
* "перевод в сферу
домыслов" (полемика переводится
в русло обличения, оппонента
вынуждают либо оправдываться,
либо объяснять то, что не имеет
отношения к обсуждаемой
* "чтение мыслей на подозрении" (смысл уловки в том, чтобы, используя вариант "чтения мыслей", отвести от себя возможные подозрения);
* "отсылка к "высшим интересам" без их расшифровки" (оппоненту намекают на то, что если он будет несговорчив в споре, это может затронуть интересы влиятельных людей);
* "суждения типа "это
банально", обвинение в нереальности
идей" (оппонента вынуждают
* "приучивание оппонента
к какой-либо мысли" (путем неоднократного
повторения собеседника
*"недосказанность с намеком на особые мотивы" (оппоненту намекают на то, что в данном случае можно сказать гораздо больше, но это не делается по каким-либо особым мотивам);
* "ссылка на авторитет"
(уловка действует лишь в том
случае, когда лицо, на мнение
которого ссылаются,
* "ложный стыд" (оппонента
приводят в состояние, когда
ему стыдно во всеуслышание
признаться в незнании чего-
* "демонстрация обиды" (угроза срыва взаимодействия из-за "обиды" партнера);
*"авторитетность заявления" (обороты типа "Я вам авторитетно заявляю" усиливают значимость высказываемых доводов);
* "откровенность заявления"
(акцент делается на особую
доверительность сообщения,
* "мнимая невнимательность
и недопонимание" (с помощью
перефразирования или
* "подмена истинности
полезностью" (спорящего убеждают
в том, что своим
* "видимая поддержка"
(после отвлекающей,
* "сведение аргумента к личному мнению" (оппонента вынуждают доказывать обратное, оправдываться);
* "селекция приемлемых
аргументов" (использование односторонне
подобранной информации для
* "рабулистика" (искажение
смысла высказываний оппонента
путем преподнесения их как
забавных и странных, провоцирование
негодования, отказа от
* "умалчивание или полуправда"
(сознательное утаивание
* "принуждение к строго
однозначному ответу, использование
вопросов, требующих выбора из
двух альтернатив, тогда как
на самом деле есть и другие
возможности" (нередко воспринимается
оппонентом как проявление
*"многовопросье" (в
одном вопросе оппоненту
* "нарушение личного пространства собеседника" (слишком тесное приближение или даже касание);
*поддразнивающие высказывания
("Тебя что, так легко
*подзадоривающие высказывания ("Вряд ли ты сможешь это сделать!");
* "невинный" шантаж"
("дружеские" намеки на ошибки,
промахи и нарушения,
* преувеличенная демонстрация
своей слабости, неопытности,
Логические манипуляции
построены на сознательных
Основные приемы этой группы сводятся к следующему перечню:
*"неопределенность тезиса"
(нечеткая и неопределенная
* "несоблюдение закона достаточного основания" (доводы, суждения, аргументы верны, но не достаточны);
* "порочный круг в доказательстве" (данная уловка призвана доказать мысль с помощью ее же самой, только сказанной иными словами);
*"причинно-следственный
алогизм" (рассуждения заведомо
строятся на логической ошибке:
"после этого -- значит, вследствие
этого", т. е. временная связь
между явлениями сознательно
заменяется причинно-
* "неполное опровержение"
(из высказанной системы
Информация о работе Решение спорных вопросов, канфликтных ситуаций