Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 12:42, контрольная работа
Наша задача состоит в том, чтобы собрать в единое целое все осколочные знания о манипуляции, структурировать их и уже на основе этого сделать общие
Введение……………………………………………………………...….…3
1. Характеристика манипуляций в общении…………………………….4
2. Правила нейтрализации манипуляций……………………………..…12
3. Приемы, стимулирующие общение и создание доверительных отношений……………………………………………………..…………..18
Заключение………………………………………………………………...23
Список используемой литературы..……………………………………..25
* "неправомерные аналогии"
(в доказательстве
Конструктивное использование
манипуляций призвано способствовать
сохранению и развитию деловых отношений
и личности партнеров. Следует при
этом иметь в виду, что обратное
влияние манипулятивного
Вместе с тем манипуляции
становятся негативными, когда насилие
над личностью превышает
2. Правила нейтрализации манипуляций
Правила нейтрализации манипуляций
направлены на то, чтобы помочь человеку
не стать объектом манипулирования
со стороны безнравственных
Противостояние
В поисках способов распознавания
манипулятивного воздействия
Отслеживание изменений
ситуации позволяет обнаружить эффекты,
которые составляют особенности
манипуляции. Конечно, внутренний "эмоциональный
будильник" у всех людей имеет
разную "квалификацию", но даже самый
наивный адресат
Общим признаком наличия манипуляций является нарушение баланса определенных элементов взаимодействия, таких как:
* дисбаланс в распределении
ответственности за
* наличие силового давления;
* нарушение сбалансированности
элементов ситуации (необычность
мишеней воздействия (темы
* несоответствия в поведении партнера (например, при сопоставлении содержания слов с движением рук или мимикой);
* стремление стереотипизировать
поведение адресата (те случаи, когда
становится заметным желание
кого-то, чтобы мы вели себя
в "соответствии с ...", чаще
всего это выглядит как
Если исходить из анализа механизмов манипулятивного воздействия, то задача обнаружения манипуляций заключается в том, чтобы быть внимательным к реакциям адресата. Можно указать следующие виды таких индикаторов:
* неоправданно частое
появление или подчеркнуто
* регрессия к инфантильным реакциям -- плач, агрессия, тоска, чувство одиночества и т. п., особенно, если это точно приурочено к определенным ситуациям или событиям;
* дефицит времени, отпущенного на принятие решения (важно выяснить, кем создается данный эффект);
* состояние суженности
сознания, которое может проявиться
в ограниченности круга
* неожиданное изменение
фоновых состояний, т. е.
Существует несколько способов нейтрализации манипулятивных уловок. Чаще всего применяются следующие:
* открытое объявление
о недопустимости
* разоблачение уловки, т. е. раскрытие ее сути (особенно эффективно, если удается не только назвать используемую уловку "по имени", но и подробно объяснить окружающим ее предназначение и особенности применения в той или иной ситуации);
* повторное напоминание
о недопустимости
*"информационный диалог"
(если партнер по общению
*"конструктивная критика"
(при использовании партнером
манипулятивных приемов
*"цивилизованная конфронтация"
(когда безуспешно
* "уловка на уловку"
(этот способ нейтрализации
В табл. 8.1 и 8.2 приведен перечень типичных манипуляций, которые используются в переговорном процессе, и способы противодействия им.
Таблица 8.1 Манипуляции, основанные на "правилах приличия" и "справедливости"
Способ поведения |
Ожидаемая реакция |
Способ противодействия |
Патетическая просьба "войти в положение" |
Вызвать благосклонность и великодушие |
Не брать на себя обязательств |
Создание видимости того, что позиция оппонента слишком сложна и непонятна |
Принудить партнера раскрыть больше информации, чем ему нужно |
Спросить собеседника, что именно непонятно и вызывает сомнения |
Изображение из себя "делового" партнера, представление обсуждаемых проблем как несущественных, побочных вопросов |
Желание произвести впечатление умудренного опытом человека, которому не пристало осложнять жизнь другим |
Твердо указать на то, что есть много препятствий для решения проблемы |
Поза "благоразумности" и "серьезности"; авторитетные заявления, основанные на"очевидных" и"конструктивных" идеях |
Страх показаться глупым, несерьезным и неконструктивным |
Заявить, что некоторые очень важные аспекты еще не были приняты во внимание |
Таблица 8.2 Манипуляции, направленные на унижение оппонента
Способ поведения |
Ожидаемая реакция |
Способ противодействия |
Указание на возможную критику действий оппонента со стороны его клиентов или общественности |
Пробуждение чувства опасности и неуверенности |
Выразить возмущение тем, что вторая сторона опускается до таких методов |
Постоянно демонстрируемое упрямство, самоуверенность |
Заставить оппонента быть просителем, показав ему, что его методы неуспешны |
Относиться ко второй стороне скептически, прибавить самоуверенности |
Постоянное подчеркивание того, что аргументы оппонента не выдерживают никакой критики |
Пробудить чувство бессилия, сформировать установку, что и другие аргументы будут несостоятельны |
Вежливо сказать, что вторая сторона вас не совсем правильно поняла |
Риторические вопросы относительно поведения или аргументации оппонента
|
Породить тенденцию оппонента отвечать в ожидаемом ключе, либо вообще не отвечать вследствие чувства бессилия |
Не отвечать на вопросы, ненавязчиво заметить, что вторая сторона формулирует проблему не совсем корректно |
Быть "милым и подлым", т. е. быть дружелюбным и вместе с тем постоянно возмущаться |
Породить неуверенность, дезориентировать и напугать оппонента |
Ровно относиться как к дружелюбию, так и к возмущению со стороны оппонента |
Показывать, что зависимость оппонента намного больше, чем это есть на самом деле |
Завоевать авторитет и заставить оппонента усомниться в себе настолько, чтобы он не был способен сохранить занятую позицию |
Продолжать задавать критические вопросы, реагировать демонстративно хладнокровно |
3. Приемы, стимулирующие
общение и создание
манипуляция общение побуждение переживание
Приемы, стимулирующие общение, призваны снять "барьеры в общении", т. е. сформировать у собеседников благоприятное впечатление о партнере, доверительное отношение к нему, обеспечить полное взаимопонимание, способствовать конструктивному обсуждению проблемы.
Успеху делового общения
в значительной мере способствует формирование
у партнера положительного впечатления
о себе. Деловое общение требует
от человека высокой психологической
культуры, а также постоянного
изучения и учета эмоциональной
стороны отношений. Разум и эмоции
-- неразрывные составляющие человека,
причем эмоциональное в человеке
многократно перевешивает рациональное.
Следует помнить очень важную
рекомендацию фоносемантики (науки
о знаках чувств): самый привлекательный
облик человека в общении -- приветливый,
доброжелательный. В общении каждый
из партнеров нуждается в
Существует категория людей, которые умеют располагать к себе других, практически сразу завоевывать их доверие, вызывать к себе чувство симпатии -- это люди, наделенные обаянием. Можно выделить три группы качеств, определяющих уровень личного обаяния:
1. Природные качества: коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатия (способность к сопереживанию), рефлексия (способность влиять на другого человека), красноречие (способность воздействовать словом) -- все это составляет основу природных дарований, характеризуемых общим понятием "умение нравиться людям".
2.Характеристики личности,
являющиеся следствием
3.Характеристики личности,
связанные с жизненным и
Нередко в процессе общения
обаятельные люди используют приемы,
которые, как правило, скрыты от собеседника.
С помощью таких приемов нельзя
никого ни в чем убедить и ничего
никому доказать, а можно лишь расположить
к себе собеседников. Для усиления
личного обаяния можно
* вести себя естественно;
* быть хорошим, терпеливым и внимательным слушателем;
*демонстрировать интерес к собеседнику (ничего так не льстит, как внимание);
* относиться к партнеру с уважением;
* постараться сформировать
установку искреннего
* стараться не доминировать
во время общения; дать
* стараться понять и
поддержать людей, поставить
* стремиться избегать поспешных выводов;
* не стараться демонстрировать свой ум и образованность;
* поддерживать людей в их лучших намерениях, избегать слов "Вы ошибаетесь", "Ваша идея бесперспективна" и т. п.;
* подчеркивать общность с собеседником;
* не держать злобу на других;
* чаще произносить вслух имя (или имя-отчество) партнера (подобное обращение показывает внимание к данной личности);
* выражать искреннее одобрение,
замечать все хорошее (от
* не жаловаться, но и
не говорить, что все очень
хорошо (для некоторых людей успехи
окружающих еще более
* не соглашаться с чужой самокритикой (лучше сказать "В такой ситуации было трудно что-либо сделать", "Вы и так сделали все возможное" и т.п.);
* уметь признать свои ошибки (это очень верный и выигрышный способ завоевать уважение);
* избегать "поз обороны"
(например, сложенные на груди
руки, скрещенные ноги и пр.) и
привлекать внимание
К основным приемам, стимулирующим общение, помогающим продолжать его, даже если позиция партнеров не совпадает, можно отнести:
- "открытость для убедительных
аргументов" (при этом в деловом
общении в более выигрышном
положении будет тот, кто
- "условное принятие доводов оппонентов" (использование фраз типа "Допустим, вы правы", "Предположим, что это так", оставляющих вам "пространство для маневра");
- "оттягивание возражений"
(позволяет не только уйти от
противоборства в общении, но
и побольше узнать об уязвимых
местах системы доводов
- "обращение за советом"
(это льстит оппоненту и
Информация о работе Решение спорных вопросов, канфликтных ситуаций