Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:04, автореферат
Цель исследования: выявить особенности трансформации религиозно-нравственных ценностей китайского общества.
Задачи исследования:
раскрыть основные представления о понятии «ценности» в философской литературе;
выявить сущность, основные функции и структуру религиозно-нравственных ценностей;
определить особенности религиозного мировоззрения традиционного китайского общества;
выделить основные факторы и направления трансформации религиозно-нравственного мировоззрения китайского общества;
Следующая причина популярности конфуцианства состоит в том, что оно имело большое влияние на систему просвещения и воспитания. Оно стало образом жизни, принципом организации стабильного и динамично развивающегося общества. В цивилизованном конфуцианском пространстве древнего Китая, образование, грамотность и книги занимали особое место, а ученые-чиновники образовывали своеобразную высокопочитаемую касту. Можно выделить ряд причин, способствующих подобному явлению. Во-первых, это особенности древнекитайской религии с отсутствием в ней особого клана жрецов. Во-вторых, специфика иероглифической письменности, процесс овладения которой был настолько длительным и сложным, что образованный человек обладал исключительным авторитетом в обществе. В-третьих, уникальная система отбора на высшие государственные посты посредством экзаменов на знание конфуцианских канонических книг, что позволило интеллектуальной элите сконцентрировать власть и сделать образованность символом преуспевания.
Социальным идеалом другого религиозного учения китайского общества – даосизма является возврат к «естественному» первобытному состоянию и внутриобщинному равенству, им предлагается теория «недеяния», призывающая массы к пассивности. Также с первых веков нашей эры в китайском обществе стал играть активную роль и пришедший из Индии буддизм. Согласно данному учению существование человека неразрывно связано со страданием. А правильная жизнь заключается в предписании нравственности – знаменитых буддийских пяти заповедей, которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Данные заповеди заключаются в выполнении следующих принципов: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и не пользоваться опьяняющими напитками. Но поскольку в названных учениях основной акцент делался на духовном освобождении человека, в том числе и путем «ухода» от злободневных социальных проблем, то во многих областях общественной жизни они уступали господство конфуцианству.
Своеобразие исторического, социального и культурного развития религиозно-нравственных ценностей оказало большое влияние на формирование психологии китайского общества. К числу основных черт, характерных для представителей китайского общества, можно отнести: трудолюбие, терпеливость, выносливость, упорство, настойчивость, выдержку, спокойствие, самоотверженность, внушаемость, дисциплинированность, коллективизм, щедрость к другу, патриотизм, настойчивость и сплоченность. По этой же причине никакой вид деятельности не оскорбляет, не угнетает китайцев и в каждом из них они способны добиться высоких результатов. В конечном счете, китайское общество в период своего многовекового развития и существования сохранило и закрепило в себе все важные для своей жизнедеятельности и функционирования ценности, испытанные и проверенные многовековым опытом предыдущих поколений.
Так, этико-социальные ценности религиозных учений, особенно конфуцианства, формировали умы и чувства китайцев, влияли на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. Идеи конфуцианства заметно окрасили в свои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер его населения, составили важную часть китайской духовной культуры.
Второй параграф второй главы «Основные факторы и направления трансформации религиозно-нравственного мировоззрения китайского общества» посвящен изучению роли определенных факторов в трансформации религиозно-нравственных ценностей. Также в параграфе указываются основные направления и особенности, происходящие в мировоззрении современного китайского общества.
Религиозно-нравственные ценности и в целом духовная культура китайского общества медленно приспосабливаются к интенсивным процессам глобализации, при этом происходит болезненный процесс, но жизненно необходимый ради самосохранения страны и народа в новых условиях существования. По мнению автора, данная трансформация основной системы религиозно-нравственных ценностей, выработанных в течение длительного исторического периода развития социально-этнической общности в сфере морально-этических представлений, определяется рядом факторов и характеризуется определенными направлениями и особенностями.
Первым фактором, способствующим трансформации религиозно-нравственных ценностей китайского общества, является политика открытости. Проникновение в китайское общество западных идеалов, способствовало развитию у современных китайцев таких новых качеств и ценностей как индивидуализм, суверенитет личности, свободная конкуренция, плюрализм.
Второй фактор – это провозглашенное правительством Китая строительство социалистического общества с «китайской спецификой». Создание общества малого благоденствия «сяо кан», наряду с такими ценными качествами как чувство национального достоинства, этнической идентичности, гордости за успехи своей Родины, выдвигает на первый план и такие ценности, как эгоцентризм, власть, наслаждение жизнью и потакание себе.
Третий фактор, приводящий к значительным изменениям в духовной жизни китайцев, связан с социально-экономическими процессами, происходящими в современном китайском обществе. Современные социально-экономические условия формируют иные идеалы (благосостояние, достижение личного успеха, выбор собственных целей, независимость), направленные на индивидуальное становление независимой личности, которая ориентируется только на личные достижения и на личную выгоду.
Можно назвать еще один важный фактор, обусловливающий трансформацию духовно-нравственных представлений китайского общества, – это политика правительства Китая по контролю численности населения страны посредством сокращения рождаемости до одного ребенка в семье. В нуклеарной семье, где проживают только родители и один ребенок, все внимание уделяется ребенку, и он постоянно испытывает к себе повышенное внимание со стороны родственников. Это вызывает у него нервное напряжение и огромное желание стать самостоятельным, независимым от общественных мнений и взглядов, перенимает ценности, присущие западной молодежной субкультуре. Чрезмерная опека и любовь родителей развивают у молодых людей эгоизм, и это нарушает традиционные, иерархические отношения между родителем и ребенком, в целом взаимоотношения в обществе.
Так, для современного китайского общества назревшей необходимостью стал поиск ответов на ключевой вопрос – как в условиях неоднозначности и противоречивости социокультурных процессов в современном Китае сохранить нравственно и этически развитую личность, ориентированную на лучшие образцы национальной и мировой культуры, реализующую в своей деятельности выработанные тысячелетним опытом китайской культуры ценности, в том числе и религиозно-нравственные ценности, а также стремящуюся к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию согласно требованиям современного глобализирующегося мира.
В третьем параграфе «Роль религиозно-нравственных ценностей в жизнедеятельности современного китайского общества» раскрывается сущность процессов модернизации в Китае, описывается роль и значение религиозно-нравственных ценностей для китайского общества в современных условиях. В условиях глобализации и модернизации, происходящих сегодня в китайском обществе, можно говорить об определенной роли религиозно-нравственных ценностей в жизнедеятельности современного китайского общества.
Одной из основных особенностей китайской социокультурной и религиозно-нравственной традиции, весьма сильно влияющей на состояние китайского общества, практически на весь период его многовекового существования, является ориентация на авторитетного лидера-мудреца, стремящегося, по мнению самих китайцев, к справедливости и социальной гармонии в обществе (обладающие харизматическим авторитетом императоры, Сунь Ят-сена, Мао Цзэдун, Цзян Цзэминь). Только с помощью этико-гуманитарных идей конфуцианства у данных лидеров-мудрецов формировались основные подходы к управлению страной, осуществлялся контроль над обществом, утверждались нормы гражданской морали.
С данной традицией перекликается и другая конфуцианская традиция о ведущей роли государства и аппарата власти с его бюрократической иерархией в развитии и функционировании государства. И эта мощная государственная машина и бюрократический аппарат, веками опирающиеся на конфуцианскую традицию, порой наносили значительный вред обществу, а порой помогали делать существенный скачок к государству «высшей гармонии». Теоретические доктрины религиозно-философских учений, особенно конфуцианства, оказались законченными, способными к взаимодействию с другими философскими системами, а социокультурная практика наиболее гибкой и встроенной в государственные процессы.
В целом, традиционно практичный и прагматичный Китай, несмотря на все потрясавшие ее войны и революции, деструктивные социальные катаклизмы и эксперименты, за счет упорства и трудолюбия, организованности и дисциплины, и именно благодаря традиционным ценностям населения, порой вопреки его признанным лидерам, усваивал все, то полезное, что могло пригодиться для последующего процветания страны. Именно система религиозно-нравственных ценностей играла и играет важную роль в улучшении эмоционально-психического здоровья нации и, следовательно, определяет силу духа и стимулы людей, направляющих их на достижение поставленных задач и целей по созданию условий для становления сильного и процветающего государства.
Религиозно-нравственные ценности и сегодня значимы в формировании определенных ориентиров в совершенствовании духовно-нравственной сферы китайского общества. Эти ценности выполняют функции регулирования поведения каждого индивида общества, тем самым, укрепляя общественные структуры и нормы социального бытия современного китайского общества. Современное реформирование китайского общества в условиях мировой глобализации и модернизации, опираясь на национальный, религиозно-нравственный, духовный потенциал культуры и используя передовой зарубежный опыт, способствует успешному развитию общества при одновременном сохранении его национального своеобразия и интеграции в мировое сообщество.
В заключении формулируются основные выводы по теме исследования, подводятся итоги исследований, обосновывается практическая значимость и перспективы дальнейших исследований.
Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, изложены в следующих публикациях автора.
Статьи в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертационных исследований:
1. Ринчинова Т.М. Современное состояние религиозно-нравственных ценностей китайского общества / Т.М. Ринчинова // Вестник БГУ. Серия. Философия, социология, политология, культурология / под ред. И. И. Осинского. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. – Вып. 6. – С. 92-95.
2. Цырендоржиева Д.Ш. Религиозно-нравственные ценности: сущность, функции и структура / Д.Ш. Цырендоржиева, Т.М. Ринчинова // Вестник Читинского государственного университета (Вестник ЧитГУ). – Чита: РИК ЧитГУ, 2011 – №12 (79). – С. 28-33.
Статьи в научных журналах и сборниках
3. Ринчинова Т.М. Нравственное воспитание подрастающего поколения как стержневое направление в педагогической культуре общества / Т.М. Ринчинова // Формирование и становление политической культуры: история и современность. – Чита: ИЦ «Деловое Забайкалье», 2009. – С. 177-183.
4. Ринчинова Т.М. Родной язык как путь к познанию культуры родного народа / Т.М. Ринчинова // Актуальные проблемы монголоведных и алтаистических исследований: материалы междунар. науч. конф. (09-13 ноября 2009 г.). – Элиста: Изд-во КГУ, 2009. – С. 165-166.
5. Ринчинова Т.М. Религиозно-нравственные ценности в современном обществе / Т.М. Ринчинова // Православие: Миссионерство и дипломатия в Сибири. – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. – С. 95-97.
6. Ринчинова Т.М. Основные религиозно-нравственные ценности традиционного китайского общества / Т.М. Ринчинова // Философия. Социология. Современность: Сборник науч. трудов в 2 ч. – Ч. 2 – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010. – С. 114-129.
7. Ринчинова Т.М. Особенности религиозного мировоззрения китайского общества / Т.М. Ринчинова // Актуальные проблемы развития КНР в процессе регионализации и глобализации: материалы II междунар. науч.-практ. конф. (24 февраля 2010 г.). – Чита: РИК ЧитГУ, 2010. – С. 145-148.
8. Ринчинова Т.М. Воспитание у студентов интереса к китайскому языку через знакомство с мировоззренческими ценностями общества изучаемого языка / Т.М. Ринчинова // Россия-Китай: развитие регионального сотрудничества в XXI веке: материалы междунар. науч.-практ. конф. (23-24 апреля 2010 г.). – Маньчжурия (КНР) – Чита: ЧитГУ, Институт г. Маньчжурия, 2010. – С. 111-115.
9. Ринчинова Т.М. Чингис-хан: начало завоевания Китая / Т.М. Ринчинова // Долина Онона: история и современность монгольских народов. – Чита: Изд-во «Деловое», 2010. – С. 47-53.
10. Ринчинова Т.М. Традиции и инновации в религиозно-нравственном мировоззрении китайского общества / Т.М. Ринчинова // Социальная теория и антропологические вызовы XXI века: Социальная антропология в научных и образовательных практиках современного общества. – Чита: РИК ЧитГУ, 2010. – С. 256-259.
11. Ринчинова Т.М. Особенности формирования ценностей у подрастающего поколения / Т.М. Ринчинова // Управление качеством общего и профессионального образования в Агинском Бурятском округе: опыт, проблемы, перспективы. – Чита: ЗабГГПУ, 2010. – С. 186-188.
12. Ринчинова Т.М. Особенности религиозно-нравственных ценностей современного общества / Т.М. Ринчинова // Мир буддийской культуры: наследие и современность: материалы III междунар. симпозиума. (3-5 ноября 2010 г.). – Чита: Экспресс-издательство, 2010. – С. 281-285.
13. Ринчинова Т.М. Религиозно-нравственные ценности и современное общество / Т.М. Ринчинова, Ц.Ч. Жимбаева // Традиция. Духовность. Правопорядок. – Тюмень: Тюменский юридический институт МВД России, 2011. – С. 40-42.
14. Ринчинова Т.М. Особенности современного состояния религиозно-нравственных ценностей китайского общества / Т.М. Ринчинова // Культурное пространство Северо-Восточной Азии: сборник научных статей междунар. симпозиума. (19-20 мая 2011 г.). – Чита: РИК ЧитГУ, 2011. – 136-142.
15. Ринчинова Т.М. Духовная картина мира как основополагающая компонента жизни народа / Т.М. Ринчинова // Гуманитарная наука юга России: международное и региональное взаимодействие: материалы междунар. науч. конф. (20-23 сентября 2011 г.). – Часть II. – Элиста: КИГИ РАН, 2011. – С. 266-269.
16. Ринчинова Т.М. Современное китайское общество: специфика религиозно-нравственных ценностей / Т.М. Ринчинова // Человек, культура и общество в изменяющемся мире: сборник научных трудов в 2 ч. – Ч. 1 . – Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2011. – С. 75-77.
Информация о работе Религиозно-нравственные ценности в структуре мировоззрения китайского общества