Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:04, автореферат
Цель исследования: выявить особенности трансформации религиозно-нравственных ценностей китайского общества.
Задачи исследования:
раскрыть основные представления о понятии «ценности» в философской литературе;
выявить сущность, основные функции и структуру религиозно-нравственных ценностей;
определить особенности религиозного мировоззрения традиционного китайского общества;
выделить основные факторы и направления трансформации религиозно-нравственного мировоззрения китайского общества;
22
На правах рукописи
Ринчинова Татьяна Мункобаировна
РЕЛИГИОЗНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
В СТРУКТУРЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Специальность 09.00.11 – социальная философия
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук
Улан-Удэ - 2011
Работа выполнена на кафедре философии
ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Научные руководители: | доктор философских наук, профессор |
| Цырендоржиева Дари Шойбоновна |
|
|
| доктор исторических наук, доцент |
| Мантурова Светлана Чимитовна |
|
|
Официальные оппоненты: | доктор философских наук, профессор |
| Янгутов Леонид Евграфович |
|
|
| кандидат социологических наук, доцент |
| Алексеева Мария Сергеевна |
|
|
Ведущая организация: | ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» |
Защита диссертации состоится «19» января 2012 г. в 12.00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.022.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Бурятском государственном университете по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 «а», конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет».
Текст автореферата опубликован на сайте Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК) http://www.vak.ed.gov.ru/ «16» декабря 2011 года.
Автореферат разослан «16» декабря 2011 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат философских наук,
доцент Рандалова О.Ю.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена состоянием современной общественной жизни в мире, для которого больше всего подходит определение периода кризисных перемен. Как известно, именно в такие периоды всегда возникал особый интерес к вечным проблемам и чаще всего инициировался обострением общественной надобности в человеке духовном. Современный Китай сегодня переживает большие перемены во всех областях жизнедеятельности в связи с процессами модернизации и укрепления позиций на мировой арене. И на пути создания процветающей и благополучной страны встала проблема кризисного состояния духовной, морально-этической сферы жизни китайского общества.
Изучение религиозно-нравственных ценностей современного китайского общества является одной из сложнейших и актуальнейших проблем настоящего времени, так как область общественных поисков и способов самоутверждения и становления общества как передового заключается не только в совершенствовании политических и экономических сферах жизнедеятельности общества, но и, что более важно, в духовной сфере. Действительно, система религиозно-нравственных ценностей, как одно из составляющих духовного содержания мировоззренческого представления народа, играет значительную роль в улучшении эмоционально-психического здоровья нации и, следовательно, определяет силу духа и стимулы людей к достижению поставленных целей и задач по созданию условий для развития общества и государства.
Религиозно-нравственные ценности, отражая определенный уровень развития общества, охватывают сферу сознания, духовное производство и являются ярким проявлением реальной действительности. Без изучения религиозно-нравственных ценностей определенного народа, уходящих своими корнями в глубь истории, невозможно понять настоящее состояние данного общества.
Современный Китай, переходя на новый путь развития государства и общества или, иными словами, устремляясь к строительству «социализма с китайской спецификой», активно ищет наиболее оптимальные модели соотношения традиционных духовных, в том числе религиозно-нравственных ценностей с современными принципами общественного взаимодействия. Поэтому определение особенностей трансформации религиозно-нравственных ценностей в структуре мировоззрения китайского общества будет способствовать более глубокому пониманию специфики современных китайских реформ и путей к реализации поставленных перед государством и обществом целей и задач.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема сверхрационального постижения смысла религиозно-нравственных ценностей, основанных на всем сущем – бытии, мышлении, жизни, – обнимая всё это идеальным образом, принадлежит христианским философам (Аврелий Августин, Фома Аквинский).
В эпоху Возрождения и Нового времени проблема религиозно-нравственной характеристики человеческого бытия в пространстве гуманистического восприятия мира приобретает иные по сравнению со средневековым мировосприятием оттенки. Формируется культура, при которой пробуждается интерес к познанию внутреннего духовного мира человека, а, следовательно, и религиозно-нравственных ценностей (Л.Б.Альберти, Л.Валла, И.Гердер, Т.Кампанелла, Г.Лотце, Н.Макиавелли, Т.Мор, Э.Роттердамский и др.).
Интерес к проблеме изучения религиозно-нравственных ценностей мы находим и в отечественной философской традиции. Следует подчеркнуть значимость вклада в разработку данной проблемы русской религиозной философии рубежа ХIХ-ХХ веков. Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Н.О.Лосский, В.В.Розанов, В.С.Соловьёв, С.Л.Франк, П.А.Флоренский, П.Д.Юркевич[1] придавали огромное значение проблеме нравственности. Они раскрывали её в русле религиозной философии, постигая не столько рациональным, сколько интуитивным, эзотерическим, художественным дискурсом.
Заметный вклад в разработку изучения методологических общетеоретических проблем духовно-нравственных ценностей, их влияния на духовное развитие личности и социальных групп внесли следующие ученые: С.Ф.Анисимов, Л.М.Архангельский, О.Г.Дробницкий, М.С.Каган, А.Н.Максимов, В.П.Тугаринов и др.[2]. Однако, необходимо отметить, что специальных исследований, посвященных изучению именно религиозно-нравственных ценностей, встречается мало. Большая часть авторов рассматривают религиозно-нравственные ценности через призму развития определенных качеств и свойств человека, его специфических потребностей в реализации своей духовной сущности, не выделяют религиозно-нравственные ценности как категорию социально-философского анализа для более углубленного понимания природы человеческого бытия.
Особый интерес для данного исследования представляют труды, посвященные духовной культуре китайской цивилизации, и ее влиянии на социальный уклад общественного развития и формирования определенных ориентиров в совершенствовании морально-этической сферы, которые выполняют функции регулирования поведения каждого отдельного индивида, тем самым, укрепляя общественные структуры и нормы социального бытия. Значительный вклад в изучение данной проблемы внесли Н.В.Абаев, И.ААбрамова, Л.С.Васильев, С.А.Горбунова, Б.С.Ерасов, М.Е.Кравцова, А.В.Ломанов, А.Е.Лукьянов, В.В.Малявин, А.А.Маслов, Л.С.Переломов, О.В.Почагина, Чэн Цзэнхуань, Фэн Юлань, Л.Е.Янгутов и др.[3].
Немаловажную роль в определении сущности и особенностей духовной сферы жизнедеятельности китайского общества имеют работы В.С.Морозовой «Динамика ценностных ориентаций модернизирующегося китайского общества» и А.В.Аллаберта «Место конфуцианства в модернизации Китая (конец XX – начало XXI в.)»[4].
Проблемами модернизационных процессов в современном Китае, которые затрагивают все области жизнедеятельности общества и государства, занимаются исследователи Я.Бергер, Ван Мэн, В.Портяков, М.Л.Титаренко, Чжан Сянго, Янь Сяньянь и другие ученые[5]. Изучение работ вышеназванных авторов и других отечественных и зарубежных ученых убедило автора в важности и необходимости решения проблемы выявления особенностей трансформации религиозно-нравственных ценностей в мировоззрении китайского общества, так как эта сфера в современном китаеведении недостаточно изучена и предполагает дополнительное исследование. Исследование религиозно-нравственных ценностей китайского народа позволит изучить духовную культуру, оказывающую значительное влияние на мировоззрение китайского общества и поныне питающей общественно-политическую жизнь страны.
Объект исследования – религиозно-нравственные ценности в контексте развития китайского общества.
Предмет исследования – трансформация религиозно-нравственных ценностей в структуре мировоззрения китайского общества.
Цель исследования: выявить особенности трансформации религиозно-нравственных ценностей китайского общества.
Задачи исследования:
раскрыть основные представления о понятии «ценности» в философской литературе;
выявить сущность, основные функции и структуру религиозно-нравственных ценностей;
определить особенности религиозного мировоззрения традиционного китайского общества;
выделить основные факторы и направления трансформации религиозно-нравственного мировоззрения китайского общества;
раскрыть социокультурное значение и роль религиозно-нравственных ценностей в развитии китайского общества.
Теоретическая и методологическая основа исследования. В основе настоящего исследования лежат диалектические методы познания в сочетании с системным подходом, позволяющие выявлять и обосновывать трансформационные закономерности, причинно-следственные связи и условия взаимодействия различных факторов, которые непосредственно влияют на формирование и социальное функционирование религиозно-нравственных ценностей. Все это позволило рассмотреть религиозно-нравственные ценности как неотъемлемую часть социокультурных универсалий и определить их роль в формировании духовной, политической и экономической жизни общества. В работе также использован метод конкретно-исторического анализа для изучения развития духовно-нравственных и морально-этических представлений и их влияния на социальный уклад и образ жизни представителей китайского общества. Аксиологический подход дал возможность определить место религиозно-нравственных ценностей в целостной системе традиционных и современных ценностей китайского общества.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам религиозно-нравственной и духовной сторон жизни человеческого общества. Главной базой изучения проблемы особенностей трансформации религиозно-нравственных ценностей в структуре мировоззрения китайского общества стали теоретические разработки по духовной культуре Китая российских, китайских и западных исследователей.
Основные положения, выносимые на защиту:
Согласно общефилософским принципам гармонизации духовно-нравственных возможностей человека и общества ценностью являются, во-первых, значимые для жизни людей природные и культурные предметы, явления, мысли и поступки, проявляющиеся в процессе преобразования человеком мира и самого себя; во-вторых, непосредственные взаимодействия между людьми, имеющие для них положительную значимость, проявляющиеся во всех компонентах их взаимодействия, как в сознании действующих и мыслящих индивидов, так и в образцах культуры.
Религиозно-нравственные ценности в структуре мировоззрения общества составляют важнейший аспект духовной сущности представителя данного социума, выражающиеся в принципиально-значимых нормах и правилах поведения, а также в системе нравственных критериев в социально-обусловленном общении и взаимодействии. Функциональная сфера религиозно-нравственных ценностей обширна, глубока и сложна. К наиболее важным функциям данных ценностей относятся интегративная (объединяющая), этико-регулятивная (обязательность и общезначимость для всех), мировоззренческая, образовательно-воспитательная, интеллектуально-познавательная
Информация о работе Религиозно-нравственные ценности в структуре мировоззрения китайского общества