Религиозно-нравственные ценности в структуре мировоззрения китайского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:04, автореферат

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности трансформации религиозно-нравственных ценностей китайского общества.
Задачи исследования:
 раскрыть основные представления о понятии «ценности» в философской литературе;
 выявить сущность, основные функции и структуру религиозно-нравственных ценностей;
 определить особенности религиозного мировоззрения традиционного китайского общества;
 выделить основные факторы и направления трансформации религиозно-нравственного мировоззрения китайского общества;

Работа содержит 1 файл

avtoreferat.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

 Религиозные учения китайского общества являются основой китайской духовной культуры, под их влиянием закрепились фундаментальные принципы китайской этики. Они во многом определили особенности мировосприятия и норм поведения китайцев. Так, конфуцианство, благодаря ориентированности на социальные реалии и развитие конкретных социокультурных институтов, смогло стать востребованным на протяжении многих веков развития китайского общества, в значительной степени определяя способы организации стабильного и жизнеспособного социума.

 Особенности трансформации религиозно-нравственных ценностей в структуре мировоззрения китайского общества обусловливаются чертами национального характера и спецификой ментальности народа, а также определением значения и роли их в социальной и духовной жизни социума. Основными факторами, способствующими данной трансформации, являются  сегодняшняя политика открытости, строительство социалистического общества с «китайской спецификой», политика правительства по контролю численности населения страны и другие.

 В условиях глобализации и модернизации, происходящих сегодня в китайском обществе, можно говорить об определенной роли религиозно-нравственных ценностей в жизнедеятельности современного китайского общества. Религиозно-нравственные ценности во многом оказались способными к взаимодействию с другими системами, а их социокультурная практика – наиболее гибкой и встроенной в государственные процессы. Эти ценности продолжают выполнять функции регулирования поведения каждого индивида общества, тем самым, укрепляя общественные структуры и нормы социального бытия современного китайского общества.

Научная новизна работы заключается в следующем. В диссертационном исследовании осуществлен социально-философский анализ понятий «ценности» и «религиозно-нравственные ценности». В ходе исследовательской работы раскрыты сущность и структура религиозно-нравственных ценностей, выявлены их основные функции. Проведен анализ процессов исторического развития и формирования религиозного мировоззрения, а также морально-этических представлений, происходивших в традиционном китайском обществе. Выявлены основные факторы и направления трансформации религиозно-нравственного мировоззрения китайского общества. Раскрыты основные предпосылки и характер трансформации системы ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе. Выделены и исследованы социально значимые аспекты функционирования религиозно-нравственных ценностей в современном Китае.

Теоретическая и практическая значимость работы. Обоснованные в работе теоретические положения способствуют обогащению современных представлений о сущности, структуре и содержании религиозно-нравственных ценностей и могут послужить основой для дальнейшего глубокого изучения духовной культуры китайского общества. Также материалы и результаты исследования позволяют определить функциональную значимость трансформации религиозно-нравственных ценностей общества для развития и разработки оптимальных моделей социального взаимодействия. Полученные в результате исследования выводы и заключения могут быть использованы для решения реальных проблем в ходе межнациональных и межкультурных отношений.

Материалы данного исследования могут быть применены для разработки и составления практических учебно-методических пособий и спецкурсов по философии, культурологии, социологии, политологии.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись при чтении дисциплин «Культура, религия, литература страны изучаемого языка» и «Введение в регионоведение» в Агинском филиале Бурятского государственного университета. Материалы по исследуемой проблеме представлены в докладах на международных научно-практических конференциях и симпозиумах: «Актуальные проблемы монголоведных и алтаистических исследований» (Элиста, 2009 г.), «Актуальные проблемы развития КНР в процессе регионализации и глобализации» (Чита, 2010 г.),  «Россия-Китай: развитие регионального сотрудничества в XXI веке» (Манчжурия (КНР), 2010 г.), «Социальная теория и антропологические вызовы XXI века: Социальная антропология в научных и образовательных практиках современного общества» (Чита, 2010 г.), «Мир буддийской культуры: наследие и современность» (Чита – Агинское, 2010 г.), «Культурное пространство Северо-Восточной Азии» (Чита, 2011 г.), «Гуманитарная наука юга России: международное и региональное взаимодействие» (Элиста, 2011 г.); на всероссийских: «Православие: Миссионерство и дипломатия в Сибири» (Улан-Удэ, 2010 г.), «Традиция. Духовность. Правопорядок» (Тюмень, 2011 г.), «Человек, культура и общество в изменяющемся мире» (Улан-Удэ, 2011 г.), а также на региональных научно-практических конференциях: «Формирование и становление политической культуры: история и современность» (Чита – Агинское, 2009 г.), «Философия. Социология. Современность» (Улан-Удэ, 2010 г.), «Теория и практика преподавания востоковедных дисциплин» (Улан-Удэ, 2010 г.), «Долина Онона: история и современность  монгольских народов» (Агинское, 2010 г.), «Управление качеством общего и профессионального образования в Агинском Бурятском округе: опыт, проблемы, перспективы» (Чита, 2010 г.).

Всего опубликовано шестнадцать научных статей, две из которых в рецензируемом издании перечня ВАК.

Структура диссертации – работа состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения и библиографии.

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

Во введении определяется актуальность избранной темы исследования, анализируется степень научной разработанности проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, раскрываются теоретическая и методологическая основы, научная новизна, научно-практическое значение диссертационной работы, указываются формы ее апробации.

В первой главе «Методологические основы анализа религиозно-нравственных ценностей», включающей два параграфа обосновываются теоретико-методологические подходы к исследованию; определяются ценности в целом и религиозно-нравственные ценности в частности как философские категории, имеющие универсальный характер.

В первом параграфе рассматриваются теоретические взгляды на определение понятия «ценности», обосновывается и производится их классификация. Рассмотрение общефилософских принципов гармонизации духовно-нравственных возможностей человека и общества, анализ соответствующих подходов и методов философии позволяют отметить, что ценность есть особое качество, которое связано со всеми общественными явлениями, и характеризует их единство, их место во всеобщей взаимосвязи. 

Сегодня понятие ценности в классической науке определяется как любой предмет, материальный или идеальный, в отношении которого индивиды занимают позицию оценки (А. Здравомыслов, Ф. Знанецкий, Я. Щепаньский)[6]. Или как то, к чему стремятся как к цели (М. Рокич)[7], или рассматривают как средство достижения цели (Н.З. Чавчавадзе)[8], или как предмет, способный удовлетворять потребности субъекта (А.А. Ручка)[9], как явления и их свойства (И.С. Туров, В.П. Тугаринов)[10], как отношения между субъектами (В.Г. Выглежцов)[11], как смыслы и стратегии жизни (В. Франкл) [12]. Так, в современной научно-философской литературе имеется множество подходов к пониманию ценностей, и каждый из них имеет право на существование, так как он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение.

Человек отличается от всех остальных существ, тем, что он постоянно оценивает те или иные феномены: мироздание в целом, явления социальной реальности, факты собственной жизни по их значимости. Люди не просто пребывают в мире, каждый человек строит свою собственную жизнь, индивидуально, ориентируясь на своё личное решение вопроса о том, что есть благо. В этой связи можно сказать, что специфика человеческого бытия как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Исследователь С.Ф. Анисимов отмечает, что «объективно, вне связи с потребностями человека, предметы сами по себе не являются ценностями»[13]. Значит, ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей.

Таким образом, мы можем определить, что, с одной стороны, ценность – это значимость для жизни людей природных и культурных предметов, явлений, мыслей и поступков, выявляющаяся в процессе преобразования человеком мира и самого себя. Всякая ценность имеет смысл только в сравнении с другой, противостоящей ей. Люди стремятся к добру потому, что есть зло, защищают истину, потому, что есть ложь. С другой стороны,  ценность – это взаимодействие между людьми, имеющее для них положительную значимость, проявляющееся во всех компонентах взаимодействия – в сознании действующих и мыслящих индивидов, в образцах культуры (как артефактах взаимодействия), а также непосредственно в самом взаимодействии между людьми.

Учитывая, что представления о ценностях складываются у людей в процессе их осмысления совместной деятельности по преобразованию различных сфер жизни общества, в работе предлагается следующая классификация ценностей. Так, ценности могут быть экономическими, политическими, социальными, моральными, религиозными, эстетическими и другими. Вместе с тем, ценности также выражают желания, устремления разных людей и социальных коллективов. Значит, в обществе существует ряд разнообразных и даже противоречащих друг другу систем ценностей – личностных, групповых, классовых, национальных, профессиональных и т п.

Во втором  параграфе «Религиозно-нравственные ценности: сущность, функции и структура» отмечается, что сущность религиозно-нравственных ценностей заключа­ется в определении на основе религиозно-этических принципов наиболее значимых и важных свойств, явлений духовной и общественной жизни индивида в направлении, как личного самосовершен­ствования, так и создания оптимальных моделей совместного существования в целях эффективного функ­ционирования социума. Религиозно-нравственные по­требности людей выражены в стремлении достижения удовлетворения душевного комфорта, то есть в познании и осмыслении значимости чело­веческой жизни, развитии интеллектуально-мировоззренческих, морально-нравственных и эстетико-художественных качеств сознания. Тем самым они со­вершенствуют и развивают внутренний, духовный мир, обогащая сознание и душу человека знаниями, чувствами, идеалами. Можно отметить ряд особенностей данных ценностей:

     религиозно-нравственные ценности являются результатом индивидуально-общественной жизнедеятельности, то есть в производстве религиозно-нравственных ценностей дает знать о себе не только опыт непосредственного творца, но и опыт предшествующих поколений. Поэтому можно утверждать, что религиозно-нравственные ценности – произведе­ния как индивидуально-личностной, так и общественной жизнедеятельности;

     религиозно-нравственные ценности общезначимы и транслируют свой смысл раз­ным поколениям, не утрачивая при этом уникальности; т.е. в процессе потребления не происходит процесс морального старения религиозно-нравственных ценностей, данный процесс не является пассивным актом, напро­тив, усваивая религиозно-нравственные ценности, человек духовно обогащается, совершен­ствует свой духовный мир;

   создание и производство религиозно-нравственных ценностей является весьма дли­тельным по времени процессом, а усвоение или воспроизводство (тира­жирование) во времени происходит гораздо быстрее.

Функциональная сфера религиозно-нравственных ценностей обширна, глубока и сложна, в параграфе перечислены наиболее важные, на взгляд автора, функции: интегративная (объединяющая), этико-регулятивная (обязательность и общезначимость для всех), мировоззренческая, образовательно-воспитательная, интеллек-туально-познавательная, художественно-эстетическая. В структуре религиозно-нравственных ценностей представляется тесная взаимосвязь между их составляющими – религиозностью и нравственностью, с одной стороны, – и духовностью, с другой стороны, а также социальными условиями, которые являются определяющими для общечеловеческих ценностей.

Традиции религиозно-нравственных ценностей, культивировавшиеся веками в общем, концептуальном плане сохраняются и сегодня. По мнению профессора И.И. Осинского, традиционные ценности играют важную роль в сохранении национальной самобытности и духовной культуры народа, что обусловлено огромным влиянием на самосознание людей и их идентифика­цию с конкретным социумом. Он замечает, «...что традиция – это та всеобщая духовная основа, без которой не может существовать, выжить ни нация, ни культура, ни циви­лизация»[14].

Таким образом, рассматривая религиозно-нравственные ценности с точки зрения функ­ционирования их в социальной реальности можно заключить, что процесс бытия духовно-ценностной сферы жизни общества является основополагаю­щей и базисной для существования человеческого сообщества. Следователь­но, религиозно-нравственные ценности – это значимые для субъекта ка­чества и свойства религиозно-нравственной, духовной сферы общественной жизни, вопло­щенные в идеальных образах и содержании духовной культуры в виде пред­метов и явлений, а также принципы и императивы сознательно-поведенческой деятельности, исходящие из выбора индивидом определенного религиозного мировоззрения.

Во второй главе «Изменение религиозно-нравственного мировоззрения в процессе модернизации китайского общества», состоящей из трех параграфов, раскрываются специфика религиозно-нравственных ценностей традиционного китайского общества, основные особенности трансформации религиозно-нравственных ценностей в мировоззрении современного китайского общества в условиях глобализации  и модернизации, происходящих сегодня в мире.

В первом параграфе «Особенности религиозного мировоззрения традиционного китайского общества» отмечается, что китайское общество на протяжении многих поколений придерживается принципов и положений трех основных направлений развития духовной мысли: конфуцианства, даосизма и буддизма. Но наиболее распространенным и популярным стало учение Конфуция о нравственном и этико-социальном развитии общественных отношений.  На протяжении всей своей истории Китай нередко подвергался завоеваниям. Одна­ко в результате этих завоеваний китайская конфуцианская цивилизация не погибла, наоборот, культура завоевателей ассимилировала в китайской культуре.

Одна из главных причин подобной жизнеспособности китайской духовной культуры в том, что и государство, и общество в лице своих лидеров (правителей и идеологов) вполне осознавали важность религиозных учений и всеми силами поддерживали культ конфуцианства в стране. Как офи­циальная идеология с ее культами божественной власти «сына Неба» (императора), ав­торитета старших, торжест­венной пышностью обрядов оно нормировало и контролировало духовную жизнь общества в целом. Ведущая роль конфуцианства в развитии китайского общества, по мнению авторов, состоит в том, что благодаря его влиянию в жизни общества закрепились многие фундаментальные принципы культуры, религии, этики, основные нормы поведения, устойчивые стереотипы в языке, мышлении, представлениях и восприятии, определенная ценностная ориентация.

Информация о работе Религиозно-нравственные ценности в структуре мировоззрения китайского общества