Профессионально-этические основы социальной работы в пенитенциарной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 07:19, курсовая работа

Описание работы

Цель. Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1) Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.
2) Проанализировать основные направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) Проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ.
4) Определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные, методы социальной работы с осужденными.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ………………………………8
1.1 Характеристика современной Российской пенитенциарной системы……………………………………………………………………8
1.2 Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере………………………………….12
1.3 Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере………………………………………………….16
1.4 Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ………………………………………………………...20
2 Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной системе……………………………...………………..23
2.1 Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях…………………………………………….……………….23
2.2 Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях…………………………........................27
Заключение……………………………………………………………………....34
Список использованных источников и литературы…………………….….....36
Приложения……………………………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсовая ПЭОСР.docx

— 81.70 Кб (Скачать)

     В функции социального работника  также входит контроль за медицинским  обеспечением осужденных. Как известно в Российских пенитенциарных учреждениях  находится колоссальное количество больных туберкулезом, чесоткой, венерическими  заболеваниями, постоянно увеличивается  количество больных СПИДом. Необходимо отслеживать случаи заболевания  и обеспечивать больным необходимые  условия для лечения.

     В соответствии с действующим законодательством, которое гласит: «Осужденным, отбывающим ограничение свободы гарантируется право на охрану здоровья, включая получение медицинской помощи (ч. 6 ст. 12 УИК). Лечебно-профилактическая помощь осужденным оказывается в соответствии с основанием законодательства РФ от 22 июля 1993г. «Об охране здоровья граждан».19

     Также социальные работники обязаны координировать деятельность медицинских служб, направлять их, способствовать проведению и организовывать различные профилактические мероприятия

     Таким образом, этот аспект деятельности социальных работников предполагает выполнение ими функций наблюдателей, «адвокатов», администраторов, контролеров и социальных посредников. 

       2.2 Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях 

     В деятельности пенитенциарного социального  работника, чрезвычайно важны психологические  методы. Как известно, человек, впервые  попавший в исправительно-трудовое учреждение, испытывает чувство психологического дискомфорта. В нем превалирует  чувства якобы учиненной несправедливости, собственной неполноценности, мнительности, тревожности, подозрительности, страх  неизвестности, осужденный понимает, что  долгое время никто не будет интересоваться его состоянием. Устойчивое и ярко выраженное психическое перенапряжение требует разрядки, переключиться  не на что, осужденные совершают преступления, около трети насильственных преступлений в ИТУ совершаются без видимых  мотивов, вследствие психической разрядки. Многие стремятся в больницу, где  им будет обеспечено человеческое отношение. Случаи психических расстройств  в пенитенциарных учреждениях встречаются  на 15 % чаще, чем на воле, люди не могут  адаптироваться к новой среде, осужденных живет в состоянии хронического стресса. Также доказано, что после 5-8 лет заключения происходят очень часто необратимые изменения в психике человека. Поэтому в пенитенциарной системе необходимо создавать психологические лаборатории и службы с высококвалифицированным штатом психиатров, психологов и социальных работников. Сейчас в России ведется работа по созданию организационно-методической базы психологической службы. О важности и эффективности психологического обеспечения деятельности по ресоциализации преступников свидетельствует как зарубежный так и отечественный опыт.20

     Необходимость создания психологической службы в  ИТУ возникла давно, но только в сентябре 1992г. она приобрела законодательную  основу. Стали создаваться психологические  лаборатории. Так, на базе ИТУ Саратовской, Орловской и Пермской области организованы психологические лаборатории по изучению личности осужденных основам психолого-педагогической помощи и коррекции поведения.21 Современная пенитенциарная социальная работа определяет принципы индивидуализации при разработке проблемы осужденного и дифференциации методов психологического воздействия, так как при разработке психологических программ необходимо учитывать, что с увеличением количества судимостей и времени пребывания человека в ИТУ происходит усиление психологических черт препятствующих к адаптации жизни человека на свободе. Функции социального работника заключаются в диагностике личности осужденного с помощью различных психологических методик, заключение о личности на основе полученных данных и разработка совместно с администрацией ИТУ программ перевоспитания, исправления и способов общения с осужденным. Также социальные работники должны организовывать свободное время осужденных. По нашему мнению наиболее правильно описывает задачи воспитательного воздействия во время досуга Г. Й. Шнайдер, Он говорит о том, что: «задачи воспитательного воздействия во время досуга сводятся к тому, чтобы создать в пенитенциарных учреждениях благополучную социальную атмосферу и вызвать тягу к осмысленному проведению досуга после выхода на свободу. Свободное время в тюрьме не должно оставаться «объектом убийства» или использоваться для подготовки, планирования, обсуждения действий к новым преступлениям. Оно должно служить тому, чтобы повышать культурный уровень осужденных. Известно, что успешная культурная ориентация заключенных уменьшает тягу к рецидиву. Правильно организованный досуг способствует хорошему отдыху, восстановлению и обновлению физических и психических сил человека. Досуг играет важную роль при исполнении наказания и его невозможно оценить отдельно от профессиональной и общей подготовки, он разрушает монотонность и однообразие тюрьмы, а одиночество и несамостоятельность заключенных действуют на них угнетающе».22 Также, социальные работники должны проводить работу по адаптации личности в заключении, способствовать формированию у него максимально возможной активной жизненной позиции, разъяснять его права и обязанности, готовить осужденных к выходу на свободу, а тех кто, заключен пожизненно или на долгий срок стимулировать к активному, «нормальному», адекватному взгляду на мир; составлять программы психологических аутотреннингов. В своей деятельности социальный работник должен ориентироваться на то, чтобы система изоляции не разрушила социально полезных связей преступников, и способствовать укреплению их семейных и родственных отношений.

     Основой подхода социальных работников к  психологическому взаимодействию с  осужденными должна стать индивидуализация подхода и комплексность или  системность, предполагающая комплексный  подход, сочетающий в себе различные  методики по отношению к осужденному. Системный подход изучения личности - это система осуществляемых социально-педагогических, психологических мер направленных на получение всесторонне полного  анализа сведений характеризующих  личность осужденного с целью  наиболее эффективного применения методов, приемов и средств переубеждения, исправления, перевоспитания и помощи осужденному и прогнозирование  его поведения. То есть, психологические  методы социальной работы должны использовать системный подход в изучении проблем  стоящих перед социальной работой  в пенитенциарных учреждениях.23

     Основными направлениями психологической  пенитенциарной социальной работы должны стать:

     1) Изучение личности осужденного  и становление его «преступной карьеры».

     2) Разработка индивидуальных программ  воздействия и помощи осужденным.

     3) Социально-психологическая помощь  в адаптации к среде исправительно-трудовых  учреждений.

     5) Социально-психологическая и профессиональная  помощь в подготовке выхода  из мест лишения свободы.

     Некоторые из этих направлений уже достаточно изучены. Так, например, существует множество методов изучения личности преступника.

     По  мнению отечественных криминологов (Кудрявцев В. Н., Антонян Ю. М. и др.) «Изучение личности предполагает получение информации о ее потребностях и интересах, ценностных ориентациях, степени и качестве социализации индивида, особенностях его реагирования на те или иные обстоятельства, мотивах, реализованных в других поступках, типологической психологической характеристике в целом».24

     В обобщенном виде данные необходимые  для изучения личности могут включать в себя:

     1) Год, место рождения и жительства, образование, профессию, специальность,  семейное положение и другие  социально-демографические данные.

     2) Индивидуальные (интеллектуальные, волевые,  эмоциональные) особенности личности, черты характера, тип темперамента, состояние здоровья, физического  развития и другие индивидуальные  качества.

     3) Условия воспитания в семье,  ее состав, занятия, образование,  и поведение родителей, их отношение  к детям, взаимоотношения в  семье, ее жилищные и материальные  условия.

     4) Условия и результаты учебы  в школе, других учебных заведениях, особенностей трудовой деятельности, характер влияния школьного и  производственного коллективов.

     5) Основные потребности, интересы, привычки, взгляды, склонности, жизненные цели и ценностные ориентации субъекта.

     6) Отношение к труду, учебе, общественным  обязанностям, другим людям, семье,  к самому себе.

     7) Поведение в школе, на производстве, в общественных местах, в быту, данные о привлечении к общественной, дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.25

     На  наш взгляд данный перечень на настоящий  момент можно дополнить несколькими  характеристиками. Это может быть: отношение к какой-либо религии, данные из личных документов (анализ дневников, писем и др.)

     Более поздний метод изучения личности был адаптирован уже после  краха советской пенитенциарной системы на базе данных общественных лабораторий. Был отработан и  адаптирован комплекс методик психологического изучения личности человека. Так на базе Пермской и Саратовской психологических  лабораторий были разработаны методы изучения личности преступника с  помощью психологических тестов (MMPI, тест Люшера, тест Рошраха, тест “Тревожность”) Например с помощью MMPI возможно в  течении 1-2 часов получить большой  объем информации о преступнике, составить прогноз его поведения. Психологические данные о личности сопоставить со сведениями, полученными  в результате визуального наблюдения, независимыми характеристиками осужденных и администрации и выявить  лиц склонных к различным типам  поведения. Отделив склонных к выполнению общественных работ, своевременно отделить осужденных – приспособленцев, поставить на учет лиц склонных к правонарушениям и на психический учет лиц склонных к правонарушениям имеющим аномалии в личностном развитии.26

     Однако  по нашему мнению только с помощью  психологических методов невозможно построить эффективную программу  исправления преступников и программу  деятельности социального работника. Поэтому необходимо разработать  практические рекомендации по деятельности социального работника в пенитенциарной системе основанные на комплексных  методах пенитенциарной социальной работы ориентированной именно на нравственно-гуманистические  принципы обращения с осужденными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В итоге всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Безусловно, что пенитенциарная социальная работа очень важна для современного Российского общества, которое находится в довольно сложной криминогенной обстановке. Анализ литературы показал, что это направление социальной работы в отечественной науке фактически не рассматривается. Необходимо создание теории пенитенциарной социальной работы, ориентированной именно на практическую деятельность. Так как работу современной пенитенциарной системы РФ по исправлению осужденных можно считать малоэффективной.

     При разработке теоретических оснований  деятельности социальных работников в  пенитенциарной системе РФ, следует  обратиться к международному опыту.

     Несомненно, при этом необходимо учитывать специфику  современной ситуации в России, когда  вследствие экономического кризиса, люди «по эту сторону колючей проволоки», живут за чертой бедности и весьма затруднительно осуществлять помощь заключенным в соответствии с международными стандартами. При решении задач поставленных в данной работе, были выявлены основные направления деятельности, функции и теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ. И в рамках выделенных направлений выявлена необходимость дальнейшей разработки как правового аспекта, который на данном этапе развития пенитенциарной социальной работы далек от совершенства. В правовом отношении, деятельность социального работника должна способствовать приведению в соответствие с международными стандартами необходимых санитарно-гигиенических, материально-бытовых требований, регулировать отношения сотрудников ИТУ и осужденных, объективно оценивать ситуацию по обеспечению правового положения лиц лишенных свободы.

     Способствовать  разрешению психологических проблем  осужденных, на основе психологических  методов выстраивать индивидуальную программу исправления осужденных и возвращения их в качестве полноценных  членов в общество после их освобождения, совместно с администрацией ИТУ.

     На  современном этапе реформирования пенитенциарной системы РФ, все эти  задачи еще не решены вследствие многих причин. Это, прежде всего, недостаточное финансирование и нехватка квалифицированного персонала, в том числе и социальных работников.

     Для того чтобы решить данную проблему, необходимо осуществлять теоретическую  разработку пенитенциарной социальной работы и на ее основе, подготовку социальных работников со специализацией именно в пенитенциарной сфере.

Информация о работе Профессионально-этические основы социальной работы в пенитенциарной системе