Профессионально-этические основы социальной работы в пенитенциарной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 07:19, курсовая работа

Описание работы

Цель. Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1) Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.
2) Проанализировать основные направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) Проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ.
4) Определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные, методы социальной работы с осужденными.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ………………………………8
1.1 Характеристика современной Российской пенитенциарной системы……………………………………………………………………8
1.2 Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере………………………………….12
1.3 Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере………………………………………………….16
1.4 Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ………………………………………………………...20
2 Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной системе……………………………...………………..23
2.1 Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях…………………………………………….……………….23
2.2 Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях…………………………........................27
Заключение……………………………………………………………………....34
Список использованных источников и литературы…………………….….....36
Приложения……………………………………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

курсовая ПЭОСР.docx

— 81.70 Кб (Скачать)

     Систему пенитенциарных учреждений определяет классификация осужденных к лишению  свободы.

     Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора. При этом он учитывает возраст  и пол осужденного, тяжесть совершенного преступления, форму вины, срок назначенного наказания, факт отбывания ранее  назначенного наказания в виде лишения  свободы, рецидив, опасный и особо  опасный рецидив преступлений.

     Указанные категории призваны обеспечить раздельное отбывание.

     Наказания различным категориям осужденных в  зависимости от вышеперечисленных  факторов с тем, чтобы обеспечить личную безопасность осужденных, предупредить отрицательное влияние наиболее запущенных в криминальном отношении  осужденных на других и создать предпосылки  для их исправления.

     Исправительные  колонии предназначены для отбывания  осужденными достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии общего режима, где содержатся осужденные первый раз за преступления не являющиеся тяжкими, колонии строгого режима, где содержатся осужденные за особо опасные преступления и  колонии особого режима, где содержатся особо опасные рецидивисты, и  которым смертная казнь заменена лишением свободы пожизненно. В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные переведенные из ИТК общего и строгого режима. В тюрьмах отбывают наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания переведенные из ИТК.

     Тюрьмы  бывают особого и строгого режима.

     В воспитательно-трудовых колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные  в воспитательных колониях до достижения ими 21 года. Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ несовершеннолетние мужского пола, осужденные к лишению  свободы, а также несовершеннолетние женского пола отбывают наказание в воспитательных колониях общего режима, несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывающие лишение свободы, - в колониях усиленного режима.5

     Таким образом, все вышеперечисленные  учреждения и составляют пенитенциарную систему РФ.

     В пенитенциарных учреждениях стоит  острый вопрос об обеспечении заключенных  необходимыми средствами к существованию. В этих условиях очень высока заболеваемость и смертность заключенных; так, например, в 1995 году уровень заболеваемости туберкулезом на воле был 57,8 человек на 100000 населения, а в уголовно-исполнительной системе  – 2481 человек, тогда как уровень  смертности на воле был 14,4 человек на 100000 населения, в пенитенциарной системе – 201,54 человек на 100000.6 Проблема реформирования пенитенциарной системы перестает быть сугубо тюремной. Мировая общественность неоднозначно оценивает деятельность пенитенциарных учреждений в России. С одной стороны, в них хорошо разработаны вопросы образования осужденных, хотя и без учета их индивидуальных интересов и зачастую вопреки желаниям осужденных; с другой – в России существует излишество тюремной атрибутики, особенно по отношению к несовершеннолетним. Ограничения прав и свобод заключенных недопустимы с позиций гуманизма и правового государства. Применение репрессивно-карательных мер в большом количестве, повсеместное физическое, психическое и моральное насилие над личностью осужденного. Основой советской пенитенциарной политики был исправительно-трудовой аспект. Осужденные рассматривались, прежде всего, как дешевая рабочая сила. Пенитенциарная политика исходила из приоритета государства и общества, а интересы личности рассматривались лишь в случае совпадения интересов государства, общества и личности.

     После краха советского союза пенитенциарная система подверглась реформированию. Суверенная Россия в качестве основополагающего  принципа провозгласила приоритет интересов личности: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2. Конституции РФ, 1993 г.). Этот принцип лег в основу формирования пенитенциарной политики. Однако в условиях общего роста преступности в государстве, исправительные учреждения наоборот усилии строгость в обращении с заключенными, стереотип сформировавшийся в глазах общественности и персонала пенитенциарных учреждений о личности преступника, о его неисправимости еще существует и на этом фоне, главное наказание определяется не самим фактом лишения свободы, а установлением определенного объема право ограничений материально-бытового характера при поддержании связей с внешним миром.7 Деятельность исправительно-трудовых учреждений направлена на формирование образа “ идеального” заключенного, а не на исправление осужденного. В настоящее время исправительная система России не вооружена научно-обоснованными программами формирования законопослушной личности, не отвечает современным требованиям и социально-бытовое обеспечение заключенных. Особенно тяжелы последствия кризиса исправительно-трудовой системы в социальном отношении. Каждый третий освободившийся из мест лишения свободы совершает новое преступление, велико количество суицидов в исправительно-трудовых учреждениях. Этот кризис обусловлен как объективными причинами, так и субъективными. Примером последних может стать некомпетентность сотрудников ИТУ, которые не могут отказаться от стереотипов в восприятии заключенных. Объективные причины заключаются, прежде всего, в том, что вся пенитенциарная политика РФ ориентирована на карательно-репрессивные принципы в отношении заключенных. Результаты этого налицо: за последние 40 лет в советских и российских ИТУ побывало 40 миллионов человек, и в перспективе мы наблюдаем дальнейшую криминализацию общества. Для вывода пенитенциарной системы из кризиса необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительно-трудовые учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет происходить организация педагогического процесса перевоспитания, «лечение» социально запущенных заключенных.8

     По  нашему мнению, такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов – социальных работников, ориентирующихся в своей  деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным. Опыт зарубежных стран наглядно это показывает: в странах, где деятельность по перевоспитанию осужденных опирается именно на гуманистические  принципы, наиболее низок процент  рецидивной преступности и общий  уровень преступности в обществе. В качестве примера можно привести такие страны, как Швеция, Норвегия, Швейцария, Дания. 

     1.2 Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере 

     Наиболее  интенсивное развитие социальной работы в России, началось в 90-е. годы XXв. На современном этапе развития социальной работы в России большое значение имеет разработка ее теоретических  основ.

     Существует  несколько моделей теоретического обоснования практики социальной работы в обществе. Все эти модели можно  свести к трем основным:

     1) Психолого-ориентированная

     2) Социолого-ориентированная

     3) Комплексно-ориентированная

     Теоретическое обоснование различных направлений  социальной работы в обществе, разработано  в большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории социальной работы показало, что  если социальная работа с инвалидами, детьми, пожилыми, женщинами, безработными и другими категориями населения  имеет довольно разработанное теоретическое  обоснование, то теория социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной  науке фактически не рассматривается. Возможно, потому, что долгое время  считалось, что осужденные не могут  быть клиентами социальной работы, так как они не являются полноправными  членами общества и отбывают заслуженное  наказание, не имея права на помощь социальных работников, т.е. по сути феномен  преступности рассматривался с позиций  морали и эмоций. Общество рассматривает  преступников как группы чуждых, стоящих вне общества элементов. «В преступниках видят только «монстров». Этим общество поступает с уголовными преступниками так же, как они поступают со своими жертвами».9 Однако на основе анализа данных о преступности, о преступных личностях можно утверждать, что преступность – это разновидность человеческого поведения, а преступники – это девианты. Правонарушение – одна из форм антисоциального поведения, поведения нестандартного, отличающегося от норм, установленных в обществе как законодательно, так и в морально-этической сфере. «Существует так называемая девиантная субкультура, которой является такая система ценностей, норм и форм поведения, которую признает определенная группа антиобщественных элементов и строит на ней свои отношения друг с другом. Эта субкультура ведет себя внутри общества сравнительно отчужденно, что порождает существование конфликта с обществом».10 Деятельность социального работника должна быть направлена именно на преодоление и предотвращение такого конфликта и максимально возможное устранение такой девиантной субкультуры. Некоторые аспекты теории пенитенциарной социальной работы обсуждаются в различных аспектах права, педагогики, психологии, психиатрии, социологии, однако, тем не менее, единой теории пенитенциарной социальной работы не существует. По нашему мнению теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы также сводится к психолого-ориентированным, социолого-ориентированным и комплексным моделям. На наш взгляд наиболее эффективной моделью пенитенциарной социальной работы является именно комплексная. Существует и определенная особенность пенитенциарной социальной работы, которая заключается в том, что она больше чем все другие направления социальной работы в обществе, изолирована от этого общества. И регулируется юридическо-правовыми нормами в соответствии с уголовным и уголовно-исполнительным законодательством РФ, тогда как все другие направления социальной работы опираются в основном на гражданское, административное и социальное право. Этот факт, несомненно, должен учитываться при подготовке специалиста по пенитенциарной социальной работе, причем как профессиональной, так и нравственно-этической. Необходимо разработать специальные программы обучения для подготовки именно социальных работников в пенитенциарной сфере, в которых основной упор должен быть сделан на правовое образование будущих социальных работников.

     Также в рамках общей теории социальной работы необходимо разработать единое теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы, этого требует  практическая деятельность пенитенциарной системы, преобразование которой и  перестройка самих принципов  пенитенциарной политики с репрессивных на гуманистически-ориентированные, усилиями одного МВД РФ невозможно. Необходимы общественные институты, которые могли  бы эффективно регулировать пенитенциарную систему. Одним из таких институтов и является социальная работа. Для  разработки теоретических оснований  Российской пенитенциарной социальной работы, возможно, обращение к международному опыту. В странах Западной Европы и США институт социальной работы в пенитенциарной сфере довольно развит и хорошо теоретически «подкован». Однако при этом следует учитывать специфику ситуации сложившейся в пенитенциарной системе современной России. Это, конечно же, и стереотипы в отношении осужденных сложившиеся в нашем обществе, и экономическая ситуация.

     Перспективы развития социальной работы в пенитенциарной сфере в нашей стране очень  велики, так как пенитенциарная социальная работа соединяет в себе знания из различных отраслей наук об обществе и человеке, ведь, как известно социальная работа носит междисциплинарный  характер позволяющий использовать в своей деятельности методики различных  наук. В пенитенциарной социальной работе особенно важно то, что она  носит универсальный характер, позволяющий  максимально точно и правильно  рассмотреть проблему каждого клиента  и построить оптимальный именно для него выход из данной проблемы, чего не может сделать ни психология рассматривающая только психологические  аспекты, ни право рассматривающее  только правовую сторону проблемы.

     Социальная  работа позволяет увидеть весь спектр условий необходимых для помощи клиенту.

     Институт  пенитенциарной социальной работы важен  еще и потому, что зачастую, человек  находящийся на воле может решить свою проблему путем обсуждения ее с различными специалистами, к которым он может обратиться в любой момент как только этого пожелает, осужденный в силу существенного ограничения своих прав и свобод просто не имеет возможности обратиться к кому-либо за помощью. Таким образом, можно утверждать, что социальная работа в пенитенциарной системе играет очень важную роль в обеспечении необходимыми условиями людей находящихся в местах лишения свободы, то есть в пенитенциарной системе РФ. 

       1.3 Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере  

     Принципы  социальной работы являются одновременно и элементами научной теории и  основополагающими правилами эмпирической деятельности. Они делятся на общефилософские, общенаучные (организационно-деятельностные, социально-политические, психолого-педагогические и др.) и специфические принципы социальной работы. Специфические принципы социальной работы это: принцип универсальности, принцип охраны социальных прав, принцип  профилактики, принцип социального  реагирования, принцип клиентоцентризма, принцип опоры на собственные  силы, принцип максимизации социальных ресурсов, принцип конфиденциальности и толерантности.11 Все эти принципы также являются и принципами пенитенциарной социальной работы, как части социальной работы.

     Однако  на основе выполненного анализа можно  утверждать, что социальная работа в пенитенциарной сфере обладает еще несколькими специфическими принципами, это: гуманизм, законность и справедливость.

     Принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере  имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению. Наиболее общее содержание принципа законности вытекает из ч.2 ст.15 Конституции РФ: ”Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию РФ и законы”. Лица, отбывающие наказание обязаны неуклонно соблюдать требования законов, определяющие порядок и условия исполнения наказания. В соответствии с новой редакцией ст.10 Исправительно-трудового кодекса осужденным должны быть разъяснены в полном объеме их права и обязанности, условия труда и отдыха, предусмотренные для них законом. Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний состоит в том, что: во-первых, должно быть строго соблюдено правовое положение осужденных, обеспечено неуклонное выполнение ими возложенных на них обязанностей и запретов; во-вторых, должна быть обеспечена реальная возможность использования осужденными или лицами, представляющими их интересы, прав предоставляемых законом.12 Однако, зачастую применение этого принципа к осужденным носит преимущественно декларативный характер и задача социального работника обеспечивать и использовать данный принцип к осужденным в реальности. Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. В философской литературе принято усматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий и распределяющий. Первый связан с необходимостью обеспечения равенства граждан перед законом, второй аспект гласит, что: «наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, подлежащая применению к лицу совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (ст.6 УК РФ).

Информация о работе Профессионально-этические основы социальной работы в пенитенциарной системе