Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 07:19, курсовая работа
Цель. Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1) Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.
2) Проанализировать основные направления деятельности и функции социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) Проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ.
4) Определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные, методы социальной работы с осужденными.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ………………………………8
1.1 Характеристика современной Российской пенитенциарной системы……………………………………………………………………8
1.2 Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере………………………………….12
1.3 Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере………………………………………………….16
1.4 Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ………………………………………………………...20
2 Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной системе……………………………...………………..23
2.1 Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях…………………………………………….……………….23
2.2 Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях…………………………........................27
Заключение……………………………………………………………………....34
Список использованных источников и литературы…………………….….....36
Приложения……………………………………………………………………...37
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет»
Факультет социальный
Кафедра
«Социальная работа»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Профессионально-этические основы социальной работы»
Тема:
«Профессионально-этические
Студент
группы 8СР
Преподаватель
Рецензент
Комсомольск-на-Амуре
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………….….....36
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность. В современном Российском обществе, находящемся в кризисной ситуации происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе.
На
фоне пьянства и алкоголизации населения,
официальной статистикой
На данный момент ежегодно совершается от 2 до 3 млн. преступлений.
Увеличение преступности в России явилось неприятной неожиданностью для демократических сил, пришедших к власти. Социальные изменения, которые привели к изменению полностью устоявшегося и привычного порядка жизни людей требуют их адаптации к новым условиям, что связано не только с трансформацией усвоенных ранее систем ценностей, но и общим новым образом экономического, политического или иного социального поведения. Те, кто не преуспел в приспособлении к новой ситуации, пополняют группы маргиналов, криминальная активность которых выше чем в других группах, а наше современное Российское общество практически полностью состоит из маргинальных групп. На этом фоне Российская пенитенциарная система отличается низкой эффективностью и практически нулевым воспитательным потенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитанию преступников. Об этом наглядно свидетельствует статистика. Так с 1976 по 1993 год, преступность возросла на 239 % .2
Очень велика рецидивная преступность. Рост рецидива за 1991 – 1995 гг. составил почти 65 %; из числа рецидивистов в 1996 г., каждый пятый совершил новое преступление, отбывая наказание.3
Тюрьмы и колонии переполнены, они являются рассадниками различных «социальных» болезней. За последние пять лет уровень заболеваемости открытой формой туберкулеза в Исправительно-трудовых учреждениях (далее ИТУ) увеличился в шесть раз.
Повсеместно
происходит нарушение прав и свобод
заключенных со стороны персонала
ИТУ. Действующая пенитенциарная основана
именно на приоритете наказания и
репрессивных мер по отношению к
осужденным. Ориентация карательной
системы на преимущественное лишение
свободы привела к кризису
пенитенциарной системы. Для решения
данной проблемы и преодоления кризиса
пенитенциарной системы следует
усовершенствовать структуру
Проблема. Поиск новых гуманистических принципов и методов социальной работы в Российской пенитенциарной системе.
Объект. Пенитенциарная система Российской Федерации.
Предмет. Сущность, принципы и методы социальной работы с осужденными.
Цель. Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной деятельности социального работника, определить ее основные направления, принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1)
Выявить основные
2)
Проанализировать основные
3)
Проанализировать основные
4)
Определить наиболее
Гипотеза. Нравственно-гуманистические принципы на современном на современном этапе развития общества, являются основанием наиболее эффективной деятельности социального работника в пенитенциарной сфере по сравнению с карательно-репрессивными принципами существовавшими и применявшимися долгое время в Отечественной пенитенциарной системе по отношению к осужденным.
Анализ литературы. Проблемы социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной литературе разработаны в недостаточной степени.
В большей или меньшей степени вопросы по данной теме разработаны лишь в литературе по смежным дисциплинам.
Литературу имеющую отношение к проблеме социальной работы в пенитенциарной сфере условно можно разделить на семь групп:
Авторы первой исследуют теоретические аспекты криминологии. Это исследования А.И. Алексеева, Г.А. Аванесова, В.К. Дуюнова, В.Н. Кудрявцева, Г.С. Кудрявцева, И.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунева, Г.Й. Шнайдера, Г.Ф. Хохрякова и др.
Вторую группу составляют работы посвященные исследованиям преступности как одной из форм девиантного поведения. Это исследования А.В. Борбай, Б.М. Голубцова, А.И. Ковалевой, Я.И. Гилинского, И.Б. Михайловского, В.В. Панкратова, Г.В. Антонова и др.
В третью группу входят работы о структуре и деятельности пенитенциарных систем. К данной группе относятся работы А.И. Зубкова, В.В. Филипова, Л.И. Беляевой и др.
В четвертой группе рассматриваются вопросы, касающиеся проблем пенитенциарной социологии. К их числу относятся работы в основном Ю.А. Алферова.
Пятая группа состоит из работ посвященных пенитенциарной психологии. Это работы Г.А. Аминева, А.В. Пищелко, В.И. Белослудцева и др.
Шестую группу образуют работы, в которых раскрываются проблемы пенитенциарного права. Данный круг проблем представлен в работах Ф.С. Бражника, С.И. Дементьева, П.Г. Мищенкова, А.А. Игнатьева, В.А. Уткина, В.А. Фефелова и др.
В седьмой группе авторы рассматривают вопросы, касающиеся методов обращения с осужденными. Это прежде всего исследования А.Н. Пастушенной, В.Г. Стуканова, Г.Й. Шнайдера и др.
Особо
важными в методологическом плане
для данной работы оказались работы
В.С. Кудрявцева и Г.С. Кудрявцева в
которых достаточно глубоко отражены
вопросы о личности преступника
и становлении его “преступной
карьеры”. А также работы Ю.А. Алферова,
Г.А. Аминева посвященные проблемам
пенитенциарной социологии и психологии.
При определении и выявлении
методов обращения с
В
целом, на основе выполненного анализа,
можно утверждать, что специальная
литература по теории и методике пенитенциарной
социальной работы на сегодняшний день
в отечественной науке
В
основном всю информацию по данной
проблеме приходилось черпать из
источников по смежным дисциплинам.
Это пенитенциарная психология, социология,
криминология, правоведение (Уголовно-исполнительное,
уголовно-процессуальное, уголовное
право).
1.1 Характеристика современной Российской
пенитенциарной системы
Для
наиболее эффективного анализа функций,
принципов и методов
В системе пенитенциарных учреждений РФ на 1998г. находилось 742 исправительно-трудовые колонии, 61 воспитательно-трудовая колония, 413 тюрем и 191 следственный изолятор, в которых в общей сложности находилось на 1 июля 1998г. 1017814 человек.4 Видами исправительных учреждений являются:
Исправительные
и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные
учреждения и следственные изоляторы,
выполняющие функции
Информация о работе Профессионально-этические основы социальной работы в пенитенциарной системе