Профессиональная этика в деятельности сотрудников органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 21:38, контрольная работа

Описание работы

Профессиональная этика теоретически и методологически основана на этике классической. Этика есть нормативная наука, поэтому не случайно ее называют практической философией. Ее изучают не только для того, чтобы узнать, что такое добродетель и что такое порок, а прежде всего, для того, чтобы быть добродетельным. Цель этики – не знания, а поступки. Право выбора остается за каждым человеком.

Содержание

Введение………………………………………………….…………………….3

1. Цели и задачи курса «Профессиональная этика

сотрудников органов внутренних дел»………………………………….. 4

2. Профессиональная этика как прикладная отрасль

философской науки этики………………………………………….……….5

3. Особенности и значение профессиональной этики

сотрудников органов внутренних дел…………………………………..…11

Заключение………………………………………………………….…….…….17 Список использованной литературы…………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

    При этом профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов принципиально отличается от этики абсолютного большинства других профессий (исключение составляют профессия военнослужащего, медика, моряка, летчика, специалистов некоторых других профессий, работающих в условиях риска или связанных со здоровьем и жизнью людей) своим преимущественно деонтологическим характером (от греч. deontos — должное). Одно из основных отличий морали от других форм общественного сознания заключается в том, что в силу своего аксиологического характера ее нормы не являются строго обязательными, предоставляют право широкого выбора и санкционируются исключительно силой воздействия общественного мнения. Но применительно к требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, эти условия оказываются во многих случаях недостаточными, и этические нормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями. В качестве примера можно сослаться на Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом министра внутренних дел России, несоблюдение которого может иметь для сотрудника весьма существенные негативные последствия — вплоть до увольнения из органов на основании статьи 58-л Положения о службе в органах внутренних дел.  К деонтологическим нормам относятся также, например, требования дисциплинарных уставов и других документов, определяющих формы поведения и общения.

   Профессиональная  деонтология —  часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определенной профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями.

   Соответственно, к сотруднику правоохранительных органов  предъявляется ряд специфических  моральных требований. Частично они содержатся в служебных нормативных документах — таких, как, например, уже упоминавшийся Кодекс чести, и тогда они носят деонтологический характер, а частично вырабатываются в процессе накопления служебного опыта и складывания служебных традиций морально-психологическим климатом коллектива сотрудников той или иной службы правоохранительных органов. В обобщенном виде моральные требования к сотруднику правоохранительных органов состоят в следующем:

  • отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и  защита прав,  свобод  и  человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали;
  • глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого  профессионализма,  своей ответственности  перед обществом и государством как работника правоохранительной системы, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей;
  • разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику правоохранительных органов прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;
  • принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений;
  • безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации работника правоохранительных органов;
  • сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, и морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях;

    — постоянное совершенствование профессионального  мастерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, 
    повышение   общей   культуры,   расширение   интеллектуального 
    кругозора, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

Перечисленные требования дают достаточно наглядное  представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать сотрудник правоохранительных органов. Это гуманность, терпимость, справедливость, чувство долга, смелость, мужество, выдержка, честность, патриотизм.  

   

   Одно  из главных требований, предъявляемых  правоохранительных органов, — это требование гуманности и терпимости. Сотрудник органов должен постоянно помнить, что его работа — это работа врача. Так же, как и у врача, его служебная деятельность включает лечение и профилактику заболеваний Разница лишь в том, что врач лечит болезни физические и психические, а работник органов - социальные. Но так же, как и врачу, ему приходится иметь дело с людьми, попавшими в беду людьми больными, хотя и не всегда осознающими это. Конечно, есть преступники и есть потерпевшие. Последние вызывают сочувствие и желание оказать им помощь и поддержку. А первые' Разумеется, они должны быть преданы суду и понести наказание Проще всего укрыться здесь за спасительной фразой: "Сам виноват". Но давайте продолжим наше сравнение. Так ли уж не виновен больной физически? Многие, очень многие болезни порождаются по вине заболевшего: алкоголь, никотин, беспорядочны образ жизни, несоблюдение режима, другие "излишества" — и результате ослабление иммунитета организма, разрыв "слабого звена" и болезнь. Можно, конечно, сказать, что больной наказывает сам себя, а преступник — других, но и это не совсем верно - больной наказывает других: родных и близких, вынужденных страдать от его заболевания и ухаживать за ним, генетически своих детей, которые рождаются ослабленными или больными, общество, которое должно тратить средства на его лечение, и т.д. преступник тоже не рождается таковым, но становится им, при чем немалую роль здесь играют общественные условия, окружающая среда. И наказывает он себя при этом, как и больной ибо, обрекая себя на преступный образ жизни, он неизбежно будет вынужден претерпеть немало страданий. И ему, "социальному больному", при всем том негодовании, а порой ненависти и от вращении, которое он вызывает у обычных людей, так же, как и обычному больному, нужна человеческая доброта. Доброта — тоже лекарство, и она может лечить порой даже эффективнее, чем самое суровое наказание. Вспомним роман Гюго "Отверженные" Главный герой — Жан Вальжан был закоренелым преступником! точнее, он стал таким, поскольку со стороны людей он встречал только несправедливость и жестокость и платил им тем же. И вот однажды он обокрал приютившего его священника — украл его единственную ценность: серебряные подсвечники. Его поймали жандармы и привели к священнику на опознание. Каково же было его потрясение, когда священник заверил жандармов, что он подарил ему эти подсвечники, и он действительно подарил их ему! Доброта священника переродила Вальжана, и все дальнейшее действие романа — это громадный перечень добрых дел, совершенных Вальжаном, которые он совершил с величайшей самоотверженностью, порой жертвуя жизнью и ничего не требуя взамен. Могут сказать, что пример этот книжный, что в жизни все далеко не так "красиво и благородно", и это во многом будет верно. Но имеете с тем в реальной жизни существует немало случаев, когда доброта делала из бывших преступников людей и людей замечательных. Прочтите "Педагогическую поэму" А.С. Макаренко.

   Всякое  профессиональное качество сотрудника правоохранительных органов имеет моральную окрашенность. И если принимать это во внимание, то оказывается, что любое такое качество, даже самое "профессионально необходимое" — такое, как, скажем, мужество, порождает не только результативность, но еще и подлинное благородство, без которого немыслима ни одна профессия, непосредственно связанная с судьбами людей. Приведем и подтверждение этого еще один пример. Майор милиции Л.С. Лендин (г. Подольск) возвращался после дежурства глубокой ночью домой. Внезапно в свете фар он увидел, как по дороге бежит полураздетая женщина, а за ней гонится вооруженный громадным тесаком мужчина. А. С. Лендин остановил машину и потребовал, чтобы тот прекратил преследование. С яростным ругательством бандит бросился на майора. Поскольку последний был вооружен табельным оружием, ему ничего не стоило его применить, тем более, что закон о милиции (статья 15) предоставлял ему на это в данных обстоятельствах полное право. Однако майор не стал стрелять. Рискуя жизнью (бандит физически по всем статьям превосходил майора), майор сумел скрутить преступника, надел на него наручники и произвел задержание. Позднее А.С. Лендин так объяснил свои действия: "Конечно, он негодяй, тем более, как потом оказалось, рецидивист, закоренелый преступник. Но не мог я вот просто так убить человека, а потом с этим жить".

   Особенного  внимания заслуживает такое профессиональное качество, как справедливость. Пожалуй, это качество, это чувство является наиболее трудным — в том смысле, что, вынося справедливое решение, очень трудно найти единственно правильное. Собственно говоря, деятельность любого сотрудника правоохранительных органов базируется на принципе справедливости, и во имя торжества этого принципа она и создается. Почему же он представляется наиболее трудным? Прежде всего потому, что как деяние, так и его последствия никогда не носят однозначного характера, но всегда представляют собой некое сочетание злого и доброго. Работник правоохранительных органов, вынося решение по той или иной коллизии, обязан точно просчитать меру того и другого, что зачастую бывает очень непросто: недаром как следствие, так и судебные процессы длятся порой месяцами. Вспомним фильм замечательного американского режиссера Стэнли Креймера "Нюрнбергский процесс". Хотя он и художественный, но почти буквально повторяет все перипетии реально состоявшегося судебного процесса над членами Верховного трибунала гитлеровской Германии. На первый взгляд, гитлеровские судьи однозначно представлялись преступниками: именно они выносили людоедские приговоры, по которым убивали, уничтожали в газовых камерах, подвергали зверским истязаниям многие тысячи людей. Но и сами судьи и их адвокаты доказывали абсолютную невиновность подсудимых! Да, утверждали они, все инкриминируемые подсудимым факты — совершенная правда. Но виновны ли в них судьи? Всегда, начиная с древнейших времен, судья лишь служитель закона, он просто исполняет то, что ему им предписано. Да, действительно, законы были людоедские, бандитские, античеловечные. Но не судьи их придумали. Они просто, как и всегда, служили закону - в этом священный долг каждого судьи. Виновен только законодатель, именно он подлежит суду, а судьи виновны только тогда, когда они извращают закон. В данном случае этого не было, и потому они невиновны. Этот процесс длился несколько недель, и в конце концов суд вынес безусловно справедливый приговор: судьи виновны! Да, преступен сам, но у судей был нравственный выбор: служить этому закону ими нет. Они выбрали первое, хотя и понимали, что закон преступен, а потому они полностью разделяют вину вместе с законодателем. Судьи были осуждены, но как непросто было перед мировым демократическим сообществом доказать, что этот приговор  справедлив. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   Совокупность  нравственных качеств образует нравственную культуру сотрудника. Ее характер условно подразделяется на три уровня: высокий, средний и низкий. Высокий уровень характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве и взаимодействии, глубокими этическими знаниями в тесном единстве  с богатством нравственных чувств и практическим действием. Средний уровень характеризуется частичной сформированностью компонентов нравственной культуры, хорошо усвоенными этическими знаниями, не являющимися, однако, всегда руководством к действию, достаточно обостренным чувством добра и зла, справедливого и несправедливого, но зачастую при этом отсутствует доля для практической его реализации. Низкий уровень характеризуется несформированностью отдельных компонентов, поверхностными этическими знаниями, недисциплинированным поведением, относительно низкими моральными качествами, слабым развитием моральных чувств, неблагоприятным воздействием  сотрудника на морально-психологический климат служебного коллектива. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 

1. Профессиональная этика сотрудников правоохранительный органов - Под редакцией доктора философских наук, профессора А.В.Опалева и доктора философских наук, профессора Г.В.Дубова.

2. Волгин Б.Н. - Деловые совещания, М., 1970

3.Бесецкий  И.И. - Формирование основ профессиональной  этики оперативного работника. 

Информация о работе Профессиональная этика в деятельности сотрудников органов внутренних дел