Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 21:38, контрольная работа
Профессиональная этика теоретически и методологически основана на этике классической. Этика есть нормативная наука, поэтому не случайно ее называют практической философией. Ее изучают не только для того, чтобы узнать, что такое добродетель и что такое порок, а прежде всего, для того, чтобы быть добродетельным. Цель этики – не знания, а поступки. Право выбора остается за каждым человеком.
Введение………………………………………………….…………………….3
1. Цели и задачи курса «Профессиональная этика
сотрудников органов внутренних дел»………………………………….. 4
2. Профессиональная этика как прикладная отрасль
философской науки этики………………………………………….……….5
3. Особенности и значение профессиональной этики
сотрудников органов внутренних дел…………………………………..…11
Заключение………………………………………………………….…….…….17 Список использованной литературы…………………………………………..19
ТАМБОВСКИЙ
ФИЛИАЛ
Кафедра
гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
учебной дисциплине:
«Профессиональная этика сотрудников
органов внутренних дел»
Тема: " Профессиональная этика в деятельности сотрудников
органов внутренних дел "
Выполнил: слушатель 2 курса 1 группы
заочного обучения
(год набора 2005, 3,5 лет)
Научный руководитель:
Тамбов – 2006
Содержание
Введение………………………………………………….…
1. Цели и задачи курса «Профессиональная этика
сотрудников органов
2. Профессиональная этика как прикладная отрасль
философской
науки этики………………………………………….……
3. Особенности и значение профессиональной этики
сотрудников
органов внутренних дел……………………
Заключение……………………………………………………
Введение
В условиях современного развития российского общества, когда порой нередко теряются, либо деформируются идейные (идеологические) и моральные ориентиры личности, огромную роль играют моральный облик сотрудников органов внутренних дел, их нравственная чистоплотность, надежность, порядочность. Это становится тем более значимым, во-первых, потому, что органы правопорядка являются одним из важнейших гарантов стабильности нашего государства, а, во-вторых, государство пока не в состоянии предоставить достойное материальное обеспечение сотрудникам органов внутренних дел. Поэтому личные представления каждого сотрудника о добре и зле, благородстве и подлости, верности и предательстве выступают делом государственной важности. 200-летняя история российской милиции (полиции) со всей очевидностью убеждает нас в этом.
Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому сотруднику органов внутренних дел, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, а человек провозглашен Конституцией высшей ценностью и на первый план выдвигаются гарантии его прав и свобод. А в любой милицейской профессии основным «объектом» является человек. Более того, деятельность сотрудников касается важнейших интересов и благ людей, к тому же нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав личности, принятием решений, влияющих на судьбу человека.
Сегодня профессиональные и нравственные качества сотрудников органов внутренних дел нередко подвергаются сомнениям и критике. В связи с этим проблема коренного улучшения всей правоохранительной деятельности приобретает все большую актуальность. При этом особенно важно, чтобы главной целью этой деятельности было реальное (а не фиктивное) обеспечение прав и свобод личности. Для этого необходимо приведение профессиональной деятельности сотрудников в соответствие с правовыми и нравственными требованиями, утверждение профессиональной морали как главного побудительного мотива и критерия их профессиональной пригодности, а также осознание служебного долга как составной части долга нравственного, человеческого. На решение указанной проблемы и направлено изучение курса «Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел».
Профессиональная этика теоретически и методологически основана на этике классической. Этика есть нормативная наука, поэтому не случайно ее называют практической философией. Ее изучают не только для того, чтобы узнать, что такое добродетель и что такое порок, а прежде всего, для того, чтобы быть добродетельным. Цель этики – не знания, а поступки. Право выбора остается за каждым человеком.
1. Цели и задачи курса «Профессиональная этика
сотрудников
органов внутренних
дел»
Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел является одной их профильных дисциплин, изучаемых в университетах МВД России. Изучение данной дисциплины является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки кадров в МВД, в том числе и в системе общественно-государственной подготовки, охватывающей все категории сотрудников органов внутренних дел.
Целевая направленность курса состоит в формировании, развитии и закреплении у курсантов и слушателей ценностного восприятия к мира, освоении основных вех исторического развития морали, представления об основных этических теориях, в воспитании любви к милицейской профессии, профессионального отношения к избранному делу, профессиональной чести и профессионального долга, умения объяснить нравственную престижность труда в органах внутренних дел и находить пути предотвращения профессионально-нравственной деформации.
Изучение учебной дисциплины призвано обеспечить:
Преподавание
дисциплины направлено на воспитание
гражданской зрелости и высокой общественной
активности, формирование нравственной
и правовой культуры, уважения к закону
и бережного отношения к социальным ценностям
правового государства, чести и достоинству
гражданина, высокого нравственного сознания,
гуманности, твердости моральных убеждений,
чувства долга, ответственности за судьбы
людей и порученное дело, принципиальности
и справедливости в обеспечении прав,
свобод и законных интересов личности,
ее охраны и социальной защиты, необходимой
воли и настойчивости в исполнении принятых
правовых решений, чувства нетерпимости
к любому нарушению закона в профессиональной
деятельности, знания этических и правовых
норм, регулирующих отношения человека
к человеку, обществу и окружающей среде.
2. Профессиональная этика как прикладная отрасль
философской
науки этики
До
сих пор мы рассуждали об этике
и морали на уровне обыденных представлений.
Далее нам предстоит
Этика (от греч. ethos, лат. ethica — обычай, характер) — область философской науки, приобретшая статус самостоятельной науки, предметом которой является мораль, нравственные отношения как специфическая форма общественного сознания и жизнедеятельности человека.
Мораль (от лат. mores — характер, нрав, проявляющийся в общении) — форма общественного сознания и его реализации и: практике, утверждающая общественно необходимый тип поведении людей и служащая общесоциальной основой его регулирования. Его отличие от права мораль носит в основном неписаный характер предоставляет личности широкую возможность выбора и санкционируется воздействием общественного мнения. Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций и общепринятых представлений.
Нравственность — практическая воплощенность моральны? идеалов, целей и установок в различных формах социальной жизнедеятельности, в культуре поведения людей и отношениях между ними; ряд ученых рассматривает понятия "мораль" и "нравственность" как синонимы.
Поскольку этика относится к области философских наук, тс здесь зачастую приходится прибегать к языку философских категорий, не говоря уже о том, что вся ее сущность и все ее основные принципы базируются на философской методологии.
Начнем с того, что коренное отличие этики от других сфер философской науки заключается в том, что она по преимуществу носит аксиологический, т.е. ценностный, характер (аксиология -учение о ценностях). Это не значит, что она не содержит позитивных знаний, но эти знания вырабатываются на основе оценки человеческих отношений и явлений социальной действительности. Главными критериями этой оценки являются представления людей о том, что есть добро и что есть зло — его антипод. Это основные категории этики и вместе с тем основные критерии морального и аморального, нравственного и безнравственного. Такая оценка осуществляется как обществом, так и каждым индивидом, вследствие чего создается как общественная, так и индивидуальная система нравственных ценностей. Эти системы тесно взаимосвязаны и вместе с тем у каждого человека носят своеобразный, только ему присущий характер, являя собой диалектику объективного и субъективного. В том случае, когда индивид признает приоритет общественной системы ценностей, он легко адаптируется к общественной системе, активно участвует в общественной жизни и одним из его главных мировоззренческих устоев становится принцип коллективизма. В противном случае человек сосредоточивается на своих личных интересах и его главной мировоззренческой установкой становится принцип индивидуализма. В тех случаях, когда "противостояние" общественного и личного, коллективного и индивидуального приобретает ярко выраженный, более того, непримиримый, антагонистический характер, человек "выламывается" из общества, становится диссидентом.
Но в отличие от конкретного индивида общество не представляет собой некоей целостности. Точнее сказать, и представляет и не представляет. С одной стороны, всякое общество существует как целостное образование с едиными принципами общественной организации и управления, с определенными правовыми и иными государственными институтами, с едиными общественными интересами. Однако, с другой стороны, общество — его сложный конгломерат людей, занимающих различное общественное положение и, соответственно, объединенных самыми различными интересами, целями и в силу этого формирующих различные системы ценностей. Это — различные нации, классы, религиозные конфессии, социальные слои, типы культур и, наконец, профессиональные группы. Поэтому в данном случае наиболее уместно использовать диалектическое соотношение категорий "общее", "особенное" и "отдельное, единичное", где общее — это общесоциальная, общечеловеческая мораль, особенное — моральные принципы и нормы, диктуемые спецификой (если говорить о профессиональной этике) той или иной профессиональной среды (в нашем случае — спецификой служебной деятельности правоохранительных органов вообще) и, наконец, единичное — действующее исключительно в сфере определенной службы. В последнем случае некоторые моральные нормы могут иметь парадоксальный характер - вплоть до "противостояния" общечеловеческим нормам морали (например, в оперативно-розыскных службах).
Таким образом, диалектика общего, особенного и отдельного в правоохранительных органах заключается в том, что в конкретных службах, как правило, действуют все три вида моральных принципов и норм. Так, основное содержание профессиональной морали во всех службах правоохранительных органов составляют общечеловеческие моральные нормы. Однако некоторые из них "окрашиваются" своеобразной спецификой. Например, такие моральные качества, как мужество, верность долгу, способность к самопожертвованию, чувство справедливости, здесь выходят на передний план, тогда как в других профессиях на первый план выходят иные моральные качества. Кроме того, здесь действуют, так сказать, "свои" моральные нормы, такие, например, как обязательность неразглашения информации, имеющей конфиденциальный характер и полученной исключительно в силу возможностей той или иной службы. В своей совокупности такие специфически преломленные общечеловеческие нормы и принципы, при сущие только правоохранительной деятельности, относятся к категории особенного. Третья же группа норм, относящихся к кате тории отдельного, единичного, характерна только для той ил! иной службы. Как правило, такие "отдельные" нормы формируются в службах, работающих в условиях риска. Эти нормы по своей форме могут существенно отличаться от общечеловеческих норм морали (скажем, при реализации оперативных комбинаций в работе с гражданами, оказывающими сотрудникам органов конфиденциальное содействие и пр.), однако при этом они продолжают сохранять свое моральное содержание. Меняются критерии моральности и аморальности, изменяется система ценностей, н неизменной остается ориентация на социальный нравственны идеал, служение добру, борьба против зла.
Для того чтобы сказанное выше не показалось софистикой нужно сказать несколько слов о возникновении и эволюции морали. Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. То поведение людей, которое соответствовало этим представлениям, объявлялось моральным, противоположное — аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов, что приносит наибольшую пользу. Естественно, эти представления менялись от эпохи к эпохе и, кроме того, они, как уже отмечалось выше, были различны у представителей различных классов и социальных групп. Отсюда же проистекает специфичность морали у представителей различных профессий.
Все вышесказанное дает нам основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер. Но в конечном счете в ее основе всегда лежит социальная целесообразность.
Информация о работе Профессиональная этика в деятельности сотрудников органов внутренних дел