Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 17:03, реферат
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество.
Введение
Глава 1. Профессиональная этика.
§1.1 Понятие
§1.2 Происхождение профессиональной этики
§1.3 Профессионализм как нравственная черта личности
§1.4 Виды профессиональной этики.
Глава 2. Педагогическая этика.
§2.1 Теоретико-методологические проблемы педагогической этики
§2.2 Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога
§2.3 Нравственное воспитание педагога
§2.4 Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках педагогического процесса
§2.5 Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
§2.6 Требования к поведению учителя при установлении им
контактов с родителями учащихся
Заключение.
Список использованной литературы
§2.6 Требования
к поведению учителя при
Педагогическая
мораль предусматривает выявление
таких требований к личности учителя,
которые являются педагогически
целесообразными и необходимыми при установлении
им контактов с родителями учащихся. Среди
них выделяются:
Сознание и
нравственная ответственность перед
родителями учащихся за результаты обучения
и воспитания.
Поиск контактов
с родителями учащихся и осознание
своей ответственности за организацию
такого сотрудничества. Уже подчёркивалось,
что родители учащихся и учитель - это
две стороны, взаимно ответственные за
воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая
целесообразность этого требования основана
на необходимости всесторонней информации
о ребёнке и учёте её в работе учителя,
а также на необходимости преодоления
разнобоя в требованиях по отношению к
ребёнку между сторонами. При этом контакты
учителя с родителями учащихся должны
носить постоянный характер. Причины нежелания
учителя устанавливать контакты с родителями
учащихся могут лежать в области высокой
самоуверенности в своих педагогических
возможностях, равнодушии, отсутствии
чувства сознания и ответственности.
Недопущение оскорбления
родительских чувств необоснованной оценкой
способностей, успеваемости и поведения
детей. Ведь всякая небрежность и предвзятость
в суждениях о детях ими переживается
и передаётся своим родителям, которые
чутко реагируют на это. Учитель обязан
давать ученикам только объективную характеристику.
Когда классный руководитель осведомлён
о семейных устоях и умеет понять родительские
чувства, он говорит о ребёнке уважительно
и со знанием дела, приобретая в родителях
союзников в обучении и воспитании.
Повышение авторитета
родителей в глазах детей, умение оценить
и показать детям наиболее значимые качества
их родителей. Причём педагогическая целесообразность
этого велика - учитель приобщает детей
к важной стороне нравственности, заставляет
их задуматься, с какими интересными и
уважаемыми людьми они живут. Иногда учителю,
правда, приходится прибегать к усилиям,
дабы преодолеть отчуждение, которое могло
возникнуть в отношениях между ребёнком
и его родителями. Учитель, который смог
повлиять на рост авторитета родителей
в глазах своих детей, поднимает и свой
авторитет.
Тактичное предъявление
необходимых требований к родителям
с целью улучшения воспитания
детей и совершенствования
Анализ критических
замечаний родителей учащихся по
отношению к учителю. Педагогическая
мораль требует от учителя доброжелательного
отношения к замечаниям родителей
в его адрес. Хотя психологически
учителю далеко не всегда приятно бывает
слышать критические замечания, так как
многие их высказывающие мало осведомлены
в педагогике вообще. Критика от родителей
учащихся приобретает более конкретный
и деловой характер, когда учитель сам
организует родителей на неё, убедив их
в том, что ему необходимо знать их мнение
о том, правильно ли его понимают ученики
и родители, имеются ли промахи в организации
педагогического процесса. Требовательный
к себе учитель с развитой самокритикой
всегда найдёт в замечаниях родителей
нечто полезное. Тем более, что при отсутствии
критики недовольство родителей сохраняется,
приводя к взаимному непониманию и недоверию
к авторитету учителя. В конечном итоге
родители должны оценивать и положительные
качества педагога.
Заключение
В настоящее
время возрастает значение профессиональной
этики в регулировании
Профессиональная
этика общества не может представлять
абсолютную истину в поведении людей.
Каждое поколение должно решать их
вновь и вновь самостоятельно.
Но новые разработки должны опираться
на моральный запас, созданный предшествующими
поколениями.
Сегодня, когда
имеет место опережающее развитие технических
аспектов и отставание культурного, очень
важно понять, что для стабилизации общества
необходимы этические знания.
Интеллигентность
должна быть не только в знаниях, но
и в способности к пониманию
другого. Она проявляется в тысяче и тысяче
мелочей: в умении уважительно спорить,
вести себя скромно за столом, в умении
незаметно помочь другому, беречь природу,
не мусорить вокруг себя - не мусорить
окурками или руганью, дурными идеями.
Интеллигентность
- это терпимое отношение к миру и к людям.
В основе всех хороших
манер лежит забота о том, чтобы
человек не мешал человеку, чтобы
все вместе чувствовали себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать
в себе нужно не столько манеры,
сколько то, что выражается в манерах,
бережное отношение к миру, к обществу,
к природе, к своему прошлому.
Выделение в
системе нравственных отношений
подсистему «учитель - родители учащихся»
исходит из того, что семья является
бесспорно важнейшим источником
формирования нравственных позиций ребёнка,
закрепления его нравственно-психологических
установок. В семье у ребёнка формируются
начальные представления о цели и смысле
жизни, ценностные ориентации, нравственные
и социальные потребности и т.д. Поэтому
учитель должен знать, какие нравственные
представления сформированы у ребёнка,
в каких условиях происходило это формирование.
Характер взаимоотношений
родителей и учителей нельзя представлять
как полное взаимопонимание и
бесконфликтное содружество, несмотря
на общность их целей и задач. Педагогу
важно наладить контакт с родителями учащихся,
сделать их союзниками в деле воспитания.
В оптимальном варианте педагог должен
стать частью семейной микросреды (как
ближайший советчик родителей в вопросах
обучения и воспитания их детей), а родители
ученика - частью его школьной микросреды
(как участники общего педагогического
процесса).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Браим М.
Н. Этика делового общения.
2. Гусейнов А.,
Апресян Р. - «Этика» .
3. http://revolution.allbest.ru/
4. Головко Н.А.
Мораль: сознание и поведение.
5. В. Писаренко, И. Писаренко. Педагогическая этика.