Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 17:03, реферат
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека есть его божество.
Введение
Глава 1. Профессиональная этика.
§1.1 Понятие
§1.2 Происхождение профессиональной этики
§1.3 Профессионализм как нравственная черта личности
§1.4 Виды профессиональной этики.
Глава 2. Педагогическая этика.
§2.1 Теоретико-методологические проблемы педагогической этики
§2.2 Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога
§2.3 Нравственное воспитание педагога
§2.4 Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках педагогического процесса
§2.5 Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
§2.6 Требования к поведению учителя при установлении им
контактов с родителями учащихся
Заключение.
Список использованной литературы
Педагогическая
мораль - это система нравственных
требований, предъявляемых к учителю
в его отношении к самому себе,
к своей профессии, к обществу,
к детям и остальным участникам
учебно-воспитательного
Общая норма
педагогической морали является широким
и содержательным требованием, охватывает
наиболее типичные ситуации и представляет
наиболее широкое требование в отношении
учителя к педагогическому труду, учащимся
и их родителям, коллегам, что даёт общее
направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая
норма обобщает более узкий круг отношений
и фактов поведения учителя и раскрывает
часть содержания и объёма требования,
заключённого в той или иной общей форме.
Нравственное
сознание педагога
Нравственным
сознанием называется осознание норм
своего поведения, характера взаимоотношений
в обществе и ценности качеств человеческой
личности, что закрепляется во взглядах,
представлениях, чувствах и привычках.
Общественное сознание даёт обобщённое
теоретическое и идеологическое обоснование
морали как общественного явления; в индивидуальном
нравственном сознании отражается ещё
и специфика той среды, с которой человек
постоянно взаимодействует.
Нравственные
взгляды учителя
Педагогическая
этика рассматривает
Этические знания
и нравственные взгляды становятся
убеждениями личности в процессе
социальной практики и под воздействием
объективных условий трудовой деятельности.
Требованиям профессиональной педагогической
этики отвечает убеждённость, органически
сочетающаяся с подлинной сознательностью,
принципиальностью и требовательностью
к себе.
В профессиональной
педагогической этике нравственные
чувства учителя рассматриваются как
эмоциональная сторона его духовной деятельности,
характеризующая наряду с убеждениями
субъективную моральную позицию по отношению
к профессиональной деятельности и участникам
воспитательного процесса. Нравственные
чувства выступают как средство формирования
личности и как одна из задач нравственного
воспитания. Нравственные чувства учителя
можно условно разделить на несколько
групп в соответствии с отражаемым объектом.
В группе чувств, регулирующих отношение
педагога к свое профессии, выделяются
чувства профессионального долга, ответственности;
самокритичность, гордость, честь и др.
определяют отношение учителя к себе как
представителю педагогической профессии;
наконец, особую группу составляют чувства,
отражающие отношение к участникам педагогического
процесса.
Нравственные
отношения педагога
В основе нравственных
отношений лежат зависимости
между предписаниями
Особенность нравственных
отношений в том, что они имеют
ценностно-регулятивный и непосредственно-оценочный
характер, то есть в них всё основано на
моральной оценке, выполняющей функции
регулирования и контроля.
В педагогической
среде выделяются сферы, в которых
нравственные отношения имеют определённые
особенности - сферу учебного труда, различного
рода общественной деятельности педагогов
и учащихся, сферу внешкольных контактов,
общего досуга, сферу педагогических контактов
учителей и др. Субъектом нравственных
отношений в педагогической среде является
учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном
процессе, он осуществляет самое широкое
взаимодействие с учащимися, их родителями,
коллегами и т.д.
Педагогическая
мораль признаёт такие нормы взаимоотношений
между воспитателями и
Нравственная
деятельность педагога
Нравственная
деятельность педагога, как и любая
духовная деятельность, обладает относительной
самостоятельностью, тесно связана с другими
видами деятельности и может реализовываться
в различных предметных формах: нравственное
просвещение, организация нравственного
опыта, нравственное самовоспитание.
В процессе нравственного
просвещения школьников педагог проводит
их ознакомление с основными проблемами
морали, критериями моральной оценки,
раскрывает возможности свободы выбора
нравственного поступка и меру ответственности
личности за своё поведение и т.д.
Процесс нравственного
самовоспитания представляет собой не
только формирование недостающих привычек,
но и ломку ранее сформированных негативных
установок.
Педагогический
такт как важный компонент нравственной
культуры учителя
Переход от нравственного
сознания к нравственной практике включает
в себя особый элемент нравственного творчества
- педагогический такт. Нравственное творчество
учителя включает в себя ряд компонентов,
среди которых важнейшими являются такие,
как осмысление нормы и её значимости
в отношении к обществу, педагогической
профессии; осмысление сложных обстоятельств
ситуации, условия её возникновения; необходимость
выбрать лучший вид поступка в соответствии
с нравственно-педагогической нормой.
Педагогический
такт есть форма реализации педагогической
морали в деятельности учителя, в которой
совпадают мысль и действие. Такт - это
нравственное поведение, включающее предвидение
всех объективных последствий поступка
и субъективного его восприятия; в такте
проявляется поиск более лёгкого и менее
болезненного пути к цели. Педагогический
такт это всегда творчество и поиск.
В числе основных
составляющих элементов педагогического
такта учителя можно назвать
уважительное отношение к личности,
высокую требовательность, умение заинтересованно
слушать собеседника и
§2.3 Нравственное
воспитание педагога Нравственное самовоспитание
педагога. Кодекс профессиональной этики
педагога
Среди требований,
предъявляемых к педагогической
культуре учителя, есть общечеловеческие,
которые были выработаны в ходе развития
педагогической практики. Но в сфере
педагогического труда свои особенности
и влияние имеет и моральная
регуляция, неотъемлемым элементом которой
является нравственное самовоспитание.
Ведь многие действия педагога никем не
контролируются. Зачастую своим действиям
и поступкам он сам даёт оценку, сам же
их корректирует. Поэтому моральный «барометр»
учителя - его педагогическая совесть
- должен быть чувствительным в высокой
степени.
Кодекс профессиональной
этики педагога определяет совокупность
нравственных требований, вытекающих
из принципов и норм педагогической
морали, и регулирует его поведение
и систему отношений в процессе педагогической
деятельности. Одной из основ кодекса
профессиональной этики учителя является
установление основных требований, которые
определяют отношение учителя к самому
себе, к педагогическому труду, к ученическому
и педагогическому коллективам и т.д.
§2.4 Необходимость
сотрудничества педагога и родителей
учащихся в рамках педагогического
процесса
Итак, одна из значимых
профессиональных обязанностей учителя
- это организация такого сотрудничества
с родителями учащихся, чтобы оно
дополняло его педагогические действия,
составляя специфическую сферу родительского
влияния. В систему отношений “учитель
- родители учащихся” учитель вовлекается
объективной необходимостью и самими
условиями осуществления педагогического
процесса. Эта система отношений способна
функционировать и без непосредственного
контакта её частников, потому что их связывает
учащийся как объект взаимного влияния.
Отношения “учитель - родители учащихся”
являют собой значимый педагогический
фактор, который оказывает большое воздействие
на нравственную жизнь учащихся.
Осуществление
ведущей роли учителя в сотрудничестве
с родителями учащихся представляет
значительную трудность. Морально-педагогический
фактор в формировании этих отношений
играет важную роль.
Ещё одно важное
обстоятельство, которое должно приниматься
во внимание при изучении нравственных
отношений школы и семьи: школа или развивает
нравственные качества ребёнка, заложенные
в семье, или вынуждена его перевоспитывать.
В обоих случаях педагог должен знать
семейную нравственную ситуацию, а родители
- знать нравственно-педагогические требования
учителя.
§2.5 Причины противоречий
между учителем и родителями учащихся
Между тем, далеко
не всегда учителю удаётся осуществлять
ведущую роль в сотрудничестве с
родителями учащихся, по той причине, что
учитель не располагает никакой властью
помимо своего морального авторитета,
а также потому, что ему приходится налаживать
целесообразные контакты с любыми родителями.
Среди других причин могут быть названы
разобщённость между учителем и родителями
учащихся или их недоброжелательные отношения.
Разобщённость возникает вследствие отсутствия
контактов, неопределённости представления
учителя о родителях ученика и тех, в свою
очередь, об учителе.
Противоречия
между учителем и родителями учащихся
возникают по разным причинам. В их числе
разобщённость интересов; большое число
обязанностей, которые предъявляются
сторонами друг к другу; различие типов
отношений к ребёнку; различный уровень
педагогической квалификации. Постараюсь
конкретизировать эти аспекты ниже.
Непомерно большое
количество обязанностей, которые предъявляются
сторонами в самой общей форме
без учёта возможностей и обстановки,
в силу их невыполнимости на практике
ведут к непониманию, неблагодарности,
досаде. С другой стороны, повышенный
уровень требований свидетельствует об
особом статусе учителя, высоком уровне
ожиданий от него.
Различие типов
отношений к ребёнку вытекает
из различия институтов школы и семьи
- они представляют собой разные
социально-психологические
Разный уровень
педагогической подготовки родителей
и учителя также может вызывать противоречия.
Разный уровень компетентности в понимании
целей, задач и методов воспитания и обучения
порождает расхождение во взглядах, создаёт
у учителя неоправданное стремление доминировать
в вопросах обучения и воспитания, неуважительно
относиться к мнению другой стороны, что
затрудняет контакты и изначальную необходимость
в сотрудничестве.
Причины противоречий
между учителем и родителями учащихся,
способные помешать установлению педагогически
целесообразных контактов, содержат факторы,
которые часто могут быть смягчены.