Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 17:30, контрольная работа
Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.
Мораль и воинский этикет. Этика предварительного следствия
1. Социальный характер морали………………………………………………..
3
2. Мораль и право, их взаимосвязь и различия………………………………..
4
3. Факторы морали………………………………………………………………
8
4. Специфика морального фактора в деятельности юриста………………......
9
5. Нравственные основы деятельности сотрудника правоохранительных органов………………………………………………………………………………....
10
6. Кодекс чести юриста………………………………………………………….
11
7. Нравственные составляющие отдельных юридических профессий ……...
13
В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества.
Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу.1 Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.
Как форма общественного сознания, система отношений и норм - мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе.
Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Они сформировали в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются также социально-экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие общечеловеческого и классового.
Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Принцип морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.
История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.
Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека - юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное законом.
На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствует применение морально-этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni et aegui» - «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции и морали.
Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали.
В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости, гуманности.1 Закон может оказаться не соответствующим этим социально-философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.
Таким
образом право активно
На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества, само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают граждан в духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитании нравственной культуры личности играет положительный пример сограждан, способствующий тому, что требования общественной морали становятся убеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека. Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правового регулирования общественных отношений, выполнение требований норм права воспринимается гражданами как долг перед обществом и государством, расширяется и углубляется взаимодействие права и морали.
Право
в целом соответствует
Практика
внутригосударственной и
Однако
право и мораль хотя и являются
двумя своеобразными, самостоятельными
институтами социального
Рассматривая
взаимоотношения права и
Единство
права и морали в цивилизованном
обществе сводится к утверждению
общечеловеческих ценностей. Они должны
способствовать их становлению и
упрочению. И хотя реализуется ими
это по-разному (мораль убеждает, право
же принуждает), тем не менее они преследуют
общую цель.
3.
Факторы морали
Таблица основных факторов Морали:
Моральные принципы соотносятся с представлениями о справедливости | Моральные принципы - явление историческое | Принципы
нравственности характеризуют признаки
1)
изменяемость в процессе 2) гуманизм |
Понимание морали как явления, производного от экономики, характерно для марксистского учения | Моральная регуляция
поведения связана с самооценкой или Мораль
целесообразна |
Мораль
и право - ценностно-нормативные
системы |
Моральные
нормы имеют оценочный |
МОРАЛЬ |
Нормы
и оценки поведения отдельных
индивидов, социальных групп и общества в целом, опирающиеся исключительно на силу общественного мнения |
Признак, характерный для норм морали: за их нарушение следует ответственность в виде осуждения обществом, отдельными людьми. | это
представления о том, что такое
добро и зло
в поступках людей и человеческом обществе. Мораль - критерий добра и зла |
Сфера
общественного сознания, в которой концентрируются представления о должном поведении |
Система
общечеловеческих норм, не связанных
с
классовыми ценностями |
Способ обуздания желаний | Мораль всегда гуманистична |
Форма
общественного сознания, выполняющая
функции:
а) регулятора общественных отношений б) регулятора отношений между людьми в) оценивание поведения людей, их поступков, или образа мысли |
Мораль
проявляется через систему |
совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, — это мораль |
4.
Специфика морального
фактора в деятельности
юриста
Специалисты, имеющие по роду занятий дело с людьми, воспринимаются учениками, студентами, подсудимыми, свидетелями не только как исполнители определённых ролей, но и со стороны их привлекательности, положительных или отрицательных человеческих качеств. Например, каждый, кто силой обстоятельств вовлекается в ролевое общение с юристом, ожидает от него не только квалифицированного (профессионального) исполнения обязанностей, но и уважительного отношения, что налагает на работника особую меру моральной ответственности, предъявляет к нему повышенные требования как к личности. Уже одно это становиться основанием для возникновения специфических норм поведения, регулирующих выполнение людьми профессиональных обязанностей и стимулирующих их внимание к самовоспитанию.
Профессиональная мораль не отступает от общей морали, господствующей в конкретной социально-экономической формации. Господствующая мораль является доминирующей по отношению к профессиональной, она не содержит в себе специфических норм поведения. Поэтому лишь на основе учета обще моральных требований невозможно правильное понимание нравственных проблем той или иной профессиональной деятельности.
Необходимо отметить важность профессиональной квалификации работника, которая, с одной стороны, даёт право заниматься избранной деятельностью, а с другой – определяет отношение к нему как коллег, так и людей, на благо которых направлен его труд.
Вместе с тем практика показывает, что формальная, юридически засвидетельствованная квалификация сама по себе не в состоянии обеспечить успех дела. Возможность хождения в духовный мир человека представителей таких профессий, как врач, педагог, юрист, обусловливает необходимость существования для подобных специфических норм морали, которые, кроме содействия успешному осуществления профессиональных функций, служат охране интересов личности.
профессиональная мораль имеет и большое общественное значение. Конечно, не каждая профессия имеет свою особую мораль. Можно говорить о профессиональной морали врача, юриста, учителя, но не токаря, ткача, рыбака, сталевара и т.п. Несомненно, и для этих профессий существуют известные нравственные предпосылки, как минимум трудолюбие, но, тем не менее, мы не можем в данном случае вести речь об особой профессиональной морали вообще.
Независимо от вида юридической деятельности стержневым принципом профессиональной морали юриста является справедливость. Без этого нравственного качества деятельность в правовой области теряет свой смысл. От юристов требуется наряду с этим: объективность, беспристрастность, независимость, соблюдение прав человека и «презумпции невиновности».
Для
профессии юриста требования морали
имеют особый смыл. С правосудием
всегда связано представление о
высоконравственных принципах: справедливости,
гуманизме, честности, правдивости
и т.д. Профессиональную мораль нельзя,
однако, сводить лишь к специфическому
преломлению общих норм нравственности
в той или иной деятельности. В любой профессиональной
морали не может быть каких-то особых нравственных
норм, которые бы не вытекали из общих
нравственных принципов. Так, в качестве
специфических норм морали юриста часто
приводят правило о недопустимости разглашения
данных предварительного следствия, об
адвокатской тайне и т.д., которые якобы
составляют исключение из общих моральных
принципов правдивости и искренности.
Следует заметить, что эти правила являются
правовыми нормами. Правдивость и искренность
как нравственные принципы нельзя рассматривать
в отрыве от гражданского долга, а иногда
и правой обязанности не разглашать определённые
сведения. Это касается государственной
служебной тайны, а также определённой
тайны при осуществлении правосудия. Всё
это втекает из общих принципов морали,
а не является исключением из них. В последние
годы юристы стали уделять большое внимание
вопросам нравственности как в своих монографических
работах, научных статьях, выступлениях
на конференциях, так и в периодической
печати. Это обусловлено расширение сферы
действия морального фактора в жизни общества.
Однако необходимо разделять юридическую
деятельность и деятельность должностных
лиц судопроизводства. Должностные лица
судопроизводства наиболее остро ощущают
проблемы нравственности своей профессии,
так как чаще сталкиваются с нестандартными
ситуациями, нежели другие, а также ответственность
за те или иные принятые решения, ибо последствия
зависят от них в общей степени. Да и ставки
высоки. Надо сказать, что культура и этика
юристов всех отраслей всегда должна быть
на «высоте».
5.
Нравственные основы
деятельности сотрудника
правоохранительных
органов
Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников правоохранительных органов. Это обусловлено характером их деятельности, т.к. она связана с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством.