Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 00:57, контрольная работа
Знание делового этикета – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Еще в 1936 году Д. Карнеги писал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85 – от его умения общаться с людьми». Действительно, сотрудник может быть хорошо подкован в вопросах экономии, права, менеджмента, но, не обладая знаниями и навыками общения с людьми на основе норм этикета, он зачастую не способен добиться уважительного отношения к себе как со стороны своих коллег, так и посетителей.
1. Введение …………………………………………………………………….….3
2. Принципы служебного общения…………………………………………..…..6
3. Правила служебного общения………………………………………………..15
4. Роль речевой этики служебного общения в сфере государственного управления……………………………………………………………………….19
5. Список использованных источников и литературы………………………...25
Коммуникативная культура включает в себя культуру речи; умение организовать речевое взаимодействие в соответствии с коммуникативной целью, добиваясь точного восприятия передаваемого сообщения; владение различными жанрами устного делового общения; знание основ ораторского мастерства.
«Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации».
Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала». Языковая норма — это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все уровни языка.
Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение речевого этикета, под которым понимается система устойчивых формул общения (выражение приветствия, просьбы, благодарности, вопроса, поздравления и т.п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и др.). Он накладывает строгий запрет на сквернословие, нецензурную лексику в сфере официального общения, осуждает разговор на «повышенных тонах». Использование этикетных речевых оборотов помогает собеседникам устанавливать контакт и взаимопонимание, создавать благоприятную психологическую обстановку.
Коммуникативная
культура предполагает владение различными
жанрами устного делового общения,
получившими широкое
Так, на государственной службе используются
практически все виды деловых бесед, выделенные
и описанные в научной литературе: кадровые
(собеседование при приеме на работу; разговор
при увольнении с работы, когда сотрудник
сам принимает решение об уходе или руководство
организации решает уволить своего работника;
беседа в связи с переменой должностного
положения служащего); дисциплинарные
(связаны с нарушением трудовой дисциплины,
правил внутреннего распорядка, уклонением
от служебных обязанностей, несвоевременным
или небрежным выполнением заданий и т.п.);
организационные (обсуждается технология
выполнения того или иного задания, анализируются
полученные результаты, высказываются
критические соображения по поводу решения
поставленных задач); творческие (вырабатывается
общая концепция работы организации, обсуждаются
принципы выполнения различных программ,
проектов, заданий и т.п.); проблемные (вызваны
необходимостью решения различных конфликтных
ситуаций, возникающих в организации).
Особую
значимость в работе чиновника приобретают
беседы с посетителями. В государственные
учреждения люди обращаются со своими
нуждами, проблемами, жалобами, просьбами,
новыми идеями и планами.
Государственному служащему не следует
забывать, что проблемы населения и отдельного
человека — это, по сути, проблемы государства,
которое обязано служить своим гражданам.
Административный работник несет моральную
и социальную ответственность за свои
слова, действия и принимаемые решения.
Он действует в рамках компетенции того
органа, который он представляет, опираясь
на существующее законодательство и соответствующие
нормативно-правовые акты. При этом он
должен продемонстрировать не снисхождение,
а максимум уважения к посетителю, стремление
оказать ему помощь. Корректное и внимательное
отношение к гражданам, представителям
производственных коллективов, гражданских
организаций способствует повышению доверия
общества к государственным институтам,
к органам власти.
Принимая посетителей, необходимо выяснить цель визита, понять причину прихода, вникнуть в суть проблемы, просьбы, предложения, определить свои возможности в решении поставленного вопроса и занять определенную позицию.
Залогом успешного проведения любого вида деловой беседы является тщательная подготовка к ней. Государственному служащему следует познакомиться с методикой подготовки и проведения деловых переговоров, с обязанностями руководителя совещания и основными правилами поведения его участников; усвоить общепринятые правила ведения телефонного разговора; знать, что необходимо учитывать, выступая в роли интервьюируемого.
Поскольку
профессиональная деятельность государственного
служащего связана с публичной
активностью, он должен знать основы
ораторского мастерства, приобретать
опыт выступлений в различных аудиториях.
Важнейшее условие эффективности ораторской
речи, самое высшее проявление мастерства
публичного выступления — это контакт
со слушателями. Он возникает в том случае,
когда обе стороны заняты одной и той же
мыслительной деятельностью и испытывают
сходные переживания. Главные показатели
взаимопонимания между оратором и аудиторией
— ожидаемая реакция на слова выступающего,
внешнее выражение внимания у слушателей
(их позы, сосредоточенный взгляд, возгласы
одобрения, согласные кивки головой, улыбки,
смех, аплодисменты), рабочая тишина в
зале, естественное и уверенное поведение
оратора.
На установление контакта влияют различные факторы. Прежде всего, это актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении данной проблемы, интересное содержание выступления. Большое влияние на аудиторию оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся о нем общественное мнение. Если оратор известен как человек авторитетный, у которого слово с делом не расходится, то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору. Необходимые условия установления контакта — учет особенностей аудитории, знание психологии слушателей, использование приемов управления аудиторией, свободная форма преподнесения материала.
В
заключение подчеркнем: культура государственного
служащего способствует успешности управленческой
деятельности, помогает совершенствовать
технологические процессы в управлении,
поэтому ее повышение - долг и обязанность
каждого административного работника.
5.
Список использованных
источников и литературы
1. Нормативно-правовые акты:
1. Указ Президента РФ от 12.08.2002 №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».
2. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренный решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).
2. Литература:
1. Зарайченко В. Е. Этикет государственного служащего. – М.- Ростов-на-Дону: ИКЦ «МарТ», 2006 – С. 3.
2. Игнатов В. Г. Государственная служба. Учебник. – М. - Ростов н/Д: ИКЦ«МарТ», 2004 – 528с. Глава 13. С. 324 – 341.
3. Колтунова М. В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. — М., 2002.
4. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006 С. 159.
5. Игнатов В. Г., Белолипецкий В. К. Профессиональная культура и профессиональная этика государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: ИКЦ «МарТ», 2000.
6. Охотский Е. В. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет. Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2006.
7. Юнг К. Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. – М.: Мартис, 1995.
3. Интернет-источники:
1.
Сайт http://orags.narod.ru/manuals/