Причины и последствия конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:29, творческая работа

Описание работы

Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский социальный психолог Б. Вул "жизнь — процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим". Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представле

Содержание

Конфликты: виды, структура, стадии протекания. Стр.3
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения. Стр.5
Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Стр.7
Конфликты в личностно-эмоциональной сфере. Стр.12
Правила поведения в условиях конфликта. Стр.14
Способы снятия психологического напряжения.

Работа содержит 1 файл

КОНФЛИКТЫ.docx

— 45.07 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ.

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Среднего  профессионального образования

«Режевской  строительный техникум» 
 
 
 
 
 

Творческая  работа по дисциплине

«Этика делового общения»

тема: «Причины и последствия конфликтов». 
 
 
 
 

                                         Выполнила:

                                         студентка группы С – 31

                                         заочного отделения, шифр С - 1196

                                         Нечипорук Светлана  

                                         Проверила:

                                         Семенова Ольга Владимировна 
 
 

г.Реж.

2012

Содержание: 

  1. Конфликты: виды, структура, стадии протекания.                               Стр.3
  2. Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения.          Стр.5
  3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.                                   Стр.7
  4. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере.                                  Стр.12
  5. Правила поведения в условиях конфликта.                                             Стр.14
  6. Способы снятия психологического напряжения.                                    Стр.15

 

КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.

       Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты  проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как  образно заметил американский социальный психолог Б. Вул "жизнь — процесс  решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать  в выработке решений или оставить это другим". Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении; к сожалению для большинства  людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме  того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к  стрессовым ситуациям, нанося тем самым  ущерб здоровью участников конфликта. 

1.Конфликты: виды, структура, стадии протекания. 

       Что же такое конфликт? В психологии конфликт определяется, как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

       Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между  отдельными людьми составляет столкновение между противоположными интересами, мнениями, целями, различными представлениями  о способе их достижения.

       В социальной психологии существует многовариантная  типология конфликта в зависимости  от тех критериев, которые берутся  за основу. Так, например, конфликт может  быть внутри-личностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя); межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.

       Возможны  также классификации конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех конфликтов, являются нежелательными для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

       Конфликты могут явиться результатом недостаточного общения и понимания, неверных предположений  в отношении чьих-либо действий, различий в планах, интересах и  оценках.

       Допустима также классификация по характеру  причин, вызвавших конфликт. Перечислить  все причины возникновения конфликта  не представляется возможным. Но в целом  он вызывается, как указывает Р.Л. Кричевский в книге "Если вы —  руководитель ..." тремя группами причин, обусловленными:

  • трудовым процессом;
  • психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и т.д.;
  • личностным своеобразием членов группы, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью,- некоммуникабельностью, бестактностью и тд.

       Конфликты различают и по их значению для  организации, а также по способу  их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты- Для  конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации.

Стадии  конфликта. Несмотря на свою специфику и многообразие, конфликты имеют в целом общие стадии протекания:

  • потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;
  • переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
  • конфликтные действия;
  • снятие или разрешение конфликта.

Структура конфликта. Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

       Следующий элемент конфликта — цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

       И, наконец, в любом конфликте важно  отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин, зачастую скрываемых.

       Руководителю-практику важно помнить, что пока существуют все перечисленные элементы структуры  конфликта (кроме повода), он неустраним. Попытка прекратить конфликтную  ситуацию силовым давлением либо уговорами приводит к нарастанию, расширению его за счет привлечения  новых лиц, групп или организаций. Следовательно, необходимо устранить  хотя бы один из существующих элементов  структуры конфликта.

       Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей  в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения  и средств разрешения конфликта, а также управления им. 

2.Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения. 

       Рассмотрим  особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего  в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения  предполагает наличие следующих  трех факторов: восприятия, эмоций и  обмена информацией. В конфликтных  ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для  их возникновения.

Социально-психологические  предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее. Люди склонны видеть то, что хотят видеть. Из массы фактов мы изымаем те, которые подтверждают наши взгляды, представления и убеждения, и не обращаем внимания или ошибочно интерпретируем те из них, которые ставят под вопрос наши представления. Однако следует иметь в виду, что понять точку зрения другого — это еще не значит согласиться с ней. Это может помочь лишь сузить область конфликта.

       Также не следует интерпретировать высказывания или действия другой стороны в  негативном плане, так как это  вызывает отрицательные эмоции. Но на отрицательные эмоции в свой адрес  мы испытываем раздражение и у  нас возникает желание компенсировать свой психологический проигрыш, ответив  обидой на обиду. При этом ответ должен быть не слабее, и для уверенности  он делается с "запасом". Снисходительное  отношение, категоричность, подшучивание, напоминание о какой-то проигранной  ситуации и т.п. — все это вызывает отрицательную реакцию у окружающих и служит питательной средой для  возникновения конфликтной ситуации.

       Следующая трудность, которая возникает в  процессе общения и может оказывать  влияние на возникновение конфликта, это то, что люди, очень часто  разговаривая, не понимают друг друга. Даже если вы говорите ясно и прямо, вас могут не услышать. Как часто  вам кажется, что люди не обращают внимание на ваши слова. Столь же часто  и вы не в состоянии повторить  то, что они сказали, так как  в этот момент можете быть заняты обдумыванием контраргумента и т.п. Кроме того то, что говорит один, другой может  не так понять. Все это вместе взятое и создает предпосылки  к конфликту и трудности в  управлении им.

       Учитывая  трудности в процессе общения, Е. Мелибрудой, В. Зигертом и Л. Ланге, была разработана модель поведения человека в конфликтной ситуации с точки  зрения ее соответствия психологическим  стандартам. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

  • адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;
  • открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;
  • создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. Для руководителя также полезно знать, какие индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:
  • неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих — и почва для конфликта готова;
  • стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; сказать свое последнее слово;
  • консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
  • излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
  • критический настрой, особенно необоснованный и не аргументированный;
  • определенный набор эмоциональных качеств личности — тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

       Но  конфликт возникает, если личностные особенности  человека или группы приходят в столкновение с вышеназванными особенностями  человека, предрасположенного к конфликтам, т.е. при наличии межличностной  или социально-психологической несовместимости.

       В качестве примера рассмотрим несовместимые  типы темперамента при определенных условиях. В нормальной спокойной  обстановке холерик и флегматик  успешно справляются с порученной им работой. В аварийной ситуации медлительность флегматика, желание  обдумать ход деятельности и вспыльчивость, неуравновешенность и суетливость холерика могут стать причиной конфликтных отношений между ними.

       Еще более часто основой для межличностной  несовместимости становятся различия в потребностях, интересах, целях  различных людей, вступающих во взаимодействие. Основной интерес, например у руководителя образованной фирмы или предприятия  — расширить дело, а у сотрудников  — как можно больше средств  было выделено на зарплату. Это создает  трения между ними, которые могут  привести к конфликту даже близких  людей.

Информация о работе Причины и последствия конфликтов