Причины и последствия конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 09:29, творческая работа

Описание работы

Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как образно заметил американский социальный психолог Б. Вул "жизнь — процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим". Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представле

Содержание

Конфликты: виды, структура, стадии протекания. Стр.3
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения. Стр.5
Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Стр.7
Конфликты в личностно-эмоциональной сфере. Стр.12
Правила поведения в условиях конфликта. Стр.14
Способы снятия психологического напряжения.

Работа содержит 1 файл

КОНФЛИКТЫ.docx

— 45.07 Кб (Скачать)

       Социально-психологическая  несовместимость может также  возникнуть из-за того, что группа, окружение  предъявляет личности требования, которые  расходятся с теми, на которые ориентирован этот человек. 

3.Стратегия поведения в конфликтной ситуации. 

       Поскольку в реальной жизни не так просто выяснить истинную причину конфликта  и найти адекватный способ его  разрешения, то целесообразно ознакомиться с разработанной К.У. Томасом и Р.Х Килменном стратегией поведения в конфликтной ситуации и осознанно выбрать определенную стратегию поведения в зависимости от обстоятельств. Исследователи указывают на пять основных стилей поведения при конфликте:

  • конкуренция или соперничество;
  • сотрудничество;
  • компромисс;
  • приспособление;
  • игнорирование или уклонение.

       Стиль поведения в конкретном конфликте, замечают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить  собственные интересы, действуя при  этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно  или индивидуально. Если представить  это в графической форме, то получим  сетку Томаса - Килменна, позволяющую  проанализировать конфликт и выбрать  оптимальную стратегию поведения. Она в свою очередь позволяет  для каждого человека создать  свой собственный стиль разрешения конфликта.

       Приведем  рекомендации по наиболее целесообразному  использованию того или иного  стиля в зависимости от конкретных ситуаций и характера личности человека.

       Стиль конкуренции или соперничества. Этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. По статистике более 70% всех случаев в конфликте — это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя интересы другой стороны. Его может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью. Его можно использовать, если вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы, поскольку исход конфликта очень важен для вас:

  • обладаете достаточной властью и авторитетом и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение — наилучшее;
  • чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;
  • должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;
  • взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.

       Однако  следует иметь в виду, что эта  стратегия редко приносит долгосрочные результаты, так как проигравшая  сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытается саботировать его. Кроме  того, тот, кто сегодня проиграл, завтра может отказаться от сотрудничества.

Этот  стиль не может быть использован  в близких, личных отношениях, поскольку  кроме чувства отчуждения он больше ничего вызвать не может. Известно, что брак, в котором одна сторона  подавляет другую, приводит к неразрешимым противоречиям или даже полному  разрыву. Не следует использовать этот стиль и в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника и вы не имеете достаточных  аргументов, чтобы доказать ее.

       Сотрудничество  наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем он наиболее эффективен при разрешении конфликтных ситуаций- Преимущество его в том, что вы находите наиболее приемлемое для обеих сторон решение и делаете из оппонентов партнеров. Он означает поиск путей для вовлечения всех участников в процесс разрешения конфликтов и стремление к удовлетворению нужд всех. Такой подход ведет к успеху в делах и личной жизни. Начать реализацию этой стратегии лучше всего с фразы: "Я хочу справедливого исхода для нас обоих", "Давайте посмотрим, как мы оба можем получить то, что хотим", "Я пришел к вам, чтобы решить нашу проблему". Далее, проникая в глубь разногласий, следует установить, какая потребность стоит за желаниями другой стороны, выяснить, в чем ваши разногласия компенсируют друг друга.

Установлено, что там, где выигрывают обе стороны, они более склонны исполнять  принятые решения, поскольку они  приемлемы для них, и обе стороны  принимали участие во всем процессе разрешения конфликта.

Однако  такой стиль требует умения объяснить  свои решения, выслушать другую сторону, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль  неэффективным. Для разрешения конфликта  этот стиль можно использовать в  следующих случаях:

  • если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений, однако необходимо найти общее решение;
  • основная цель — приобретение совместного опыта работы; стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
  • существуют длительные, прочные и взаимозависимые отношения с конфликтной стороной;
  • необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

       Стиль компромисса находится в середине сетки Томаса-Килменна. Суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же, но знают, что одновременные желания невыполнимы, например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться". Стиль компромисса требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник их чего-то добился, помня при этом, что делится какая-то конечная величина и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены.

       Одним из недостатков стиля является то, что одна сторона может, например, преувеличить свои требования, чтобы  потом показаться великодушной или  уступить раньше другой. В такой  ситуации возможно ни одна сторона  не будет придерживаться решения, которое  не удовлетворяет ее нужд. Следует  также учесть и то, что если компромисс был достигнут без тщательного  анализа других возможных вариантов  решения, то он может быть далеко не самым оптимальным исходом конфликтной  ситуации.

       В конечном счете стиль компромисса  при разрешении конфликта можно  использовать в следующих ситуациях:

  • обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;
  • удовлетворение желания одной из сторон имеет для нее не слишком большое значение;
  • ^ возможно временное решение, так как нет времени для выработки другого; или же другие подходы к решению проблемы оказывались неэффективными;
  • компромисс позволит хоть что-то получить, чем все потерять.

       Стиль уклонения реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у нее нет нужды отстаивать свои права, или же сторона ни с кем не сотрудничает для выработки решения и невовлеченность в него не отражается на развитии конфликта либо просто сторона не желает тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также использовать в тех случаях, когда одна из сторон обладает большой властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль также применим, когда стороне приходится иметь дело с конфликтной личностью.

Конфликтующая сторона может использовать стиль  уклонения, если она:

  • считает, что источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с другими более важными задачами;
  • знает, что не может или даже не хочет решить вопрос в свою пользу;
  • обладает малой властью для решения проблемы желательным для нее способом;
  • хочет выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию прежде чем принять какое-либо решение;
  • считает, что решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;
  • подчиненные сами могут урегулировать конфликт;
  • решение проблемы может ухудшить ваше здоровье;
  • когда в конфликте участвуют трудные с точки зрения общения люди — грубияны, жалобщики, нытики и т.п.

Не следует  думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка могут быть вполне подходящей реакцией на конфликтную  ситуацию, так как за это время  она может разрешиться сама собой, или вы сможете заняться ею, когда  будете обладать достаточной информацией  и желанием разрешить ее, или это  не те взаимоотношения, которые вам  необходимо поддерживать.

       Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки. Томас и Килменн считают, что иногда это — единственный способ разрешения конфликта, так как к моменту его возникновения нужды другого человека могут оказаться более жизненно важными, чем ваши, или его переживания — более сильными. В таком случае вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Но это не означает, что вы должны отказаться от своих интересов. Вы просто должны как бы отставить их на некоторое время, а потом в более благоприятной обстановке вернуться к их удовлетворению за счет уступок со стороны вашего оппонента или каким-либо иным образом.

       Стиль приспособления может быть применим в следующих наиболее характерных  ситуациях:

  • важнейшая задача — восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;
  • предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся;
  • вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;
  • вы осознаете, что правда на вашей стороне;
  • вы чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов

            победить.

Точно также, как ни один стиль руководства  не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и  ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликтов не может быть выделен  как самый лучший. Надо научиться  эффективно использовать каждый из них  и сознательно делать тот или  иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.  

4.Конфликты в личностно-эмоциональной сфере. 

Руководителю  приходится разрешать конфликты  не только в деловой, но и в личностно-эмоциональной  сфере. При их разрешении применяются  другие методы, поскольку в них, как  правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов.

Как же вести себя с  конфликтной личностью ?

1. Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть некоторые скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом. Например, сверхагрессивный человек своей агрессивностью пытается подавить малодушие и пугливость.

2. Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним общаться.

3. Не принимать на свой счет слова и поведение данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов трудный человек так ведет себя со всеми.

4. При выборе подходящего стиля действия в конфликтной ситуации вам следует учитывать, к какому типу людей он относится. В книге "Общение с трудными людьми" Роберт Брэмсон выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось работать в различных фирмах: 1

  • агрессист — говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности;
  • жалобщик — человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы;
  • "разгневанный ребенок" — человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненные потеряли к нему уважение;
  • максималист — человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этот нет необходимости;
  • молчун — держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то;
  • "тайный мститель" — человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;
  • "ложный альтруист" -- якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.п;
  • "хронический обвинитель" — всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, а обвиняя, можно решить проблему.

Информация о работе Причины и последствия конфликтов