Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:56, реферат
Нравственное сознание одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности.
Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.
Введение.
Нравственное сознание одна
из форм общественного сознания, являющаяся,
как и другие его формы, отражением
общественного бытия. Оно содержит
в себе исторически изменяющиеся
нравственные отношения, представляющие
собой субъективную сторону морали.
В основе нравственного сознания
находится категория
Нравственность - это понятие,
которое является синонимом морали, хотя
в теории этики существуют и различные
трактовки этих терминов. Например, мораль
рассматривается как форма сознания, а
нравственность - это сфера нравов, обычаев,
практических поступков.
Мораль возникла раньше других
форм общественного сознания, еще в первобытном
обществе, и выступала регулятором поведения
людей во всех сферах общественной жизни:
в быту, в труде, в личных отношениях. Она
имела всеобщее значение, распространялась
на всех членов коллектива и закрепляла
в себе все общее, что составляло ценностные
основы общества, которых складывались
взаимоотношения между людьми. Мораль
поддерживала общественные устои жизни,
формы общения.
Она выступала как совокупность
норм и правил поведения, выработанных
обществом. Правила морали были обязательны
для всех, они не допускали исключений
для кого-либо, ибо в них отражены существенные
условия жизни людей, их духовные потребности.
В морали отражены отношения
человека к обществу, отношения человека
к человеку и требования общества к человеку.
В ней представлены правила поведения
людей, которые определяют их обязанности
друг к другу и к обществу.
Нравственное сознание пронизывает все
сферы деятельности человека. Можно выделить
профессиональную мораль, бытовую мораль
и мораль семейную. При этом моральные
требования имеют идейную основу, они
связаны с пониманием того, как человек
должен себя вести. Нравственное поведение
должно соответствовать соответствующим
идеалам и принципам, при этом большое
значение здесь имеют понятия добра и
зла, чести и достоинства.
Нравственные представления вырабатываются
обществом и могут изменяться по мере
его развития и изменения.
Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин этика. Этика (греч. , от - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, ибо она стремилась обосновать мысли о должном в виде нравственных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей.
Специфика нравственного сознания заключается в том, что в нем отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкрепленные обычаями и традициями. Выполнение нравственных требований личности оценивается обществом, оно не связано с официальными полномочиями определенных его представителей. Человек сам может оценить свои поступки и происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознания. Нравственное сознание человека может опережать свое время, и на борьбу против несправедливо устроенного мира очень часто подталкивали людей не только экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением, стремление изменить и усовершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости.
Понятие марали, ее происхождение, сущность и общественные функции. Нравственность и право.
Мораль возникла раньше
Она выступала как совокупность норм
и правил поведения, выработанных обществом.
Правила морали были обязательны для всех,
они не допускали исключений для кого-либо,
ибо в них отражены существенные условия
жизни людей, их духовные потребности.
В морали отражены отношения человека
к обществу, отношения человека к человеку
и требования общества к человеку. В ней
представлены правила поведения людей,
которые определяют их обязанности друг
к другу и к обществу.
По определению,
мораль - это совокупность
Некоторые теологи
и философы, например Иммануил
Кант, полагали, что у человека
имеются врождённые
Очень интересны с точки зрения происхождения
морали исследования ученых – этологов.
Начав исследовать поведение животных,
этологи довольно быстро обнаружили, что
те естественнонаучные объяснения, которые
подходят к животному царству, вполне
применимы и в отношении человечества
в целом. Вернее не сами объяснения, а общие
принципы подхода к решению различных
проблем - от агрессии, эгоизма и альтруизма
до культуры, этики и морали. Хотя разброс
весьма широк, те исследования, которые
положены в основу этих объяснений, обладают
всеми признаками научного подхода, т.е.
формулировкой гипотез, подлежащих тщательной
проверке.
Соответственно целесообразно здесь
привести этологическое определение морали.
Мораль - проявление совокупности врожденных
и приобретенных в процессе социализации
актов поведения и схем (шаблонов) мышления
направленных на сохранение и адаптацию
человечества (как вида) к изменяющимся
условиям существования.
В вопросе о
происхождении и развитии
Согласно одному,
самому древнему представлению,
Законы Ману, законы
Моисея и законы Заратуштры
дошли до нас почти в полном,
хотя, конечно, и не в
Все они более
менее близки если не по
содержанию, то по общему духу
и направлены на ограничение
племенного и родового эгоизма,
Другой подход
к вопросу о происхождении
морали состоит в том, что
она рассматривается как
Эта точка зрения
легко встречает сочувствие и
понимание среди ученых-
Что питает
эти представления? Отметим
Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций: регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической и др.
Нетрудно заметить, что перечисленные выше функции морали взаимноперекрещиваются: регулятивная функция включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей); воспитательная функция содержит в себе отчасти оценочно-императивную, мотивационную; познавательная – ориентирующую и прогностическую и т.д.
Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических правил и т.п., следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.
Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличается нравственную регуляцию от всякой иной, внеморальной. В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро» и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познает. Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.
Познавательная функция нравственности подчинена функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.
Наконец, мораль выступает и как особая форма общения людей, заключающего в себе ценное отношение к социальной среде, обществу и миру. Нравственный контакт людей неизмеримо обогащает опыт их жизни за счет моральных исканий других людей.
Общение людей друг с другом оказалось бы крайне неполноценным, даже ущербным, если бы оно было лишено эмоционально-нравственных моментов.
Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек - существо историческое - составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены. Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модель будущего и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковы будут не только наши права, но и обязанности? Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль. Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра - это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали. Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления и реализуются функции морали.