Понятие марали, ее происхождение, сущность и общественные функции. Нравственность и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:56, реферат

Описание работы

Нравственное сознание одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности.
Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 50.88 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

  

Нравственное сознание одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Оно содержит в себе исторически изменяющиеся нравственные отношения, представляющие собой субъективную сторону морали. В основе нравственного сознания находится категория нравственности. 
    Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали, хотя в теории этики существуют и различные трактовки этих терминов. Например, мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков. 
    Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения. 
    Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности. 
    В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу. 
Нравственное сознание пронизывает все сферы деятельности человека. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. При этом моральные требования имеют идейную основу, они связаны с пониманием того, как человек должен себя вести. Нравственное поведение должно соответствовать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. 
Нравственные представления вырабатываются обществом и могут изменяться по мере его развития и изменения.

    Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин этика. Этика (греч. , от - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Уже древние философы рассматривали этику как практическую философию, ибо она стремилась обосновать мысли о должном в виде нравственных принципов и норм, в виде идеалов и духовных потребностей.

    Специфика нравственного сознания заключается в том, что в нем отражены стихийно сформировавшиеся нормы, оценки и принципы, подкрепленные обычаями и традициями. Выполнение нравственных требований личности оценивается обществом, оно не связано с официальными полномочиями определенных его представителей. Человек сам может оценить свои поступки и происходящие события, опираясь на моральные нормы, поэтому выступает как субъект с достаточно развитым уровнем нравственного сознания.  Нравственное сознание человека может опережать свое время, и на борьбу против несправедливо устроенного мира очень часто подталкивали людей не только экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением, стремление изменить и усовершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие марали, ее происхождение, сущность и общественные функции. Нравственность и право.

 

 

 

   Мораль возникла раньше других  форм общественного сознания, еще  в первобытном обществе, и выступала  регулятором поведения людей  во всех сферах общественной  жизни: в быту, в труде, в  личных отношениях. Она имела  всеобщее значение, распространялась  на всех членов коллектива  и закрепляла в себе все  общее, что составляло ценностные  основы общества, которых складывались  взаимоотношения между людьми. Мораль  поддерживала общественные устои  жизни, формы общения. 
   Она выступала как совокупность норм и правил поведения, выработанных обществом. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо, ибо в них отражены существенные условия жизни людей, их духовные потребности. 
   В морали отражены отношения человека к обществу, отношения человека к человеку и требования общества к человеку. В ней представлены правила поведения людей, которые определяют их обязанности друг к другу и к обществу.

     По определению,  мораль - это совокупность установившихся  в данном обществе неписаных  норм поведения, которые регулируют  отношения между людьми. Важно  подчеркнуть, что именно в данном  обществе, потому что в другом  обществе или в иную эпоху  эти нормы могут быть совершенно  иными. Моральную оценку всегда  осуществляют посторонние люди: сородичи, сослуживцы, соседи, наконец,  просто толпа. Как заметил английский  писатель Джером К. Джером, «самый  тяжёлый груз - это мысль о том,  что скажут о нас люди».  

 Некоторые теологи  и философы, например Иммануил  Кант, полагали, что у человека  имеются врождённые представления  о добре и зле, т.е. внутренний  моральный закон. Однако жизненный  опыт не подтверждает этот  тезис. Иначе как объяснить  тот факт, что у людей разных  национальностей и вероисповеданий  правила морали порой очень  отличаются? Ребёнок рождается безразличным  к каким-либо моральным или  нравственным установлениям и  приобретает их в процессе  воспитания. Следовательно, детей  нужно учить нравственности так  же, как мы учим их всему  остальному – наукам, музыке. И  это обучение нравственности  требует постоянного внимания  и совершенствования. 
   Очень интересны с точки зрения происхождения морали исследования ученых – этологов. Начав исследовать поведение животных, этологи довольно быстро обнаружили, что те естественнонаучные объяснения, которые подходят к животному царству, вполне применимы и в отношении человечества в целом. Вернее не сами объяснения, а общие принципы подхода к решению различных проблем - от агрессии, эгоизма и альтруизма до культуры, этики и морали. Хотя разброс весьма широк, те исследования, которые положены в основу этих объяснений, обладают всеми признаками научного подхода, т.е. формулировкой гипотез, подлежащих тщательной проверке. 
   Соответственно целесообразно здесь привести этологическое определение морали. Мораль - проявление совокупности врожденных и приобретенных в процессе социализации актов поведения и схем (шаблонов) мышления направленных на сохранение и адаптацию человечества (как вида) к изменяющимся условиям существования.

   В вопросе о  происхождении и развитии морали  наиболее распространенными являются  три подхода: религиозный, возводящий мораль к божественному началу, натуралистический, выводящий мораль из законов природы, в частности, биологической эволюции, и социальный, рассматривающий мораль в качестве одного из социальных, социокультурных механизмов, обеспечивающих стабильность общества. В первом случае понятия добра и зла определяются в их отношении к божеству, во втором – к природе и в третьем – к обществу. Это не значит, что содержательно добро и зло непременно понимаются различно. Конечно, при усмотрении источника морали в общественной жизни добро и зло могут ставится в зависимость от интересов каких-то социальных групп. Но это значит, что добро и зло идеологизируются, мораль используется для оправдания частного общественного интереса. Чаще же, точнее в подавляющем большинстве моральных учений под добром понимается то, что содействует благу людей, причем всех людей и каждого человека. Открытым остается вопрос, откуда берется стремление человека содействовать благу других, помогать и заботиться. Рассмотрим эти подходы подробнее.

     Согласно одному, самому древнему представлению,  мораль, как закон, дается человеку  богами или Богом. Закон дается  людям прямо, самим богом или  через посредников – героев  и пророков. Так, основатель ислама, Пророк Мухаммад в божественном  откровении обрел истину и  выразил ее в Коране. Иисус  Христос, Бог христиан, провозгласил  новые законы жизни в Нагорной  проповеди, а также в других  проповедях, поучениях и притчах.  В монотеистических религиях  это единственный случай, когда  Бог открыто явился людям, жил  и учил среди них. Но в  исламе и иудаизме Иисус признается  в качестве пророка, т.е. одного  из избранных Богом людей и  тем самым исключительность этого  случая личной передачи закона  Богом людям отрицается. Заратуштра (греч. Зороастр, VII–VI вв. до н.э.), основатель  иранской религии зороастризма  и Моисей (ХIII–ХII вв. до н.э.), основатель  иудаизма – исторические лица, окутанные мифами и легендами  – пророки, через которых Ахурамазда, верховных бог зороастрийского  пантеона и Ягве – иудейский  Бог передали людям свои законы. Если Мухаммаду в медитациях, а Будде (основатель буддизма) в состоянии нирваны открылись  божественные истины, то Заратуштре  и Моисею боги являлись персонально.  Древнеиндийский мифический первопредок  людей Ману, древнеегипетский бог  Осирис и древнеиндейские божества  Виракоча и Кецалькоатль не  только принесли людям божественную  мудрость в виде знаний, умений  и правил жизни, но и жили  среди них, прививая им навыки  разумной и правильной жизни,  а то и решительно принуждая  их к этому. Таким же, жившим  со своим народом, был полубог-получеловек,  правитель Крита Минос (ок. ХVI в. до н.э.), установивший законы, принесшие Криту процветание  и мировую славу. 

    Законы Ману, законы  Моисея и законы Заратуштры  дошли до нас почти в полном, хотя, конечно, и не в первоначальном  виде. По многим косвенным источникам  мы можем получить представление  и о других древнейших, предысторических  нормативных кодексах.

   Все они более  менее близки если не по  содержанию, то по общему духу  и направлены на ограничение  племенного и родового эгоизма,  индивидуального произвола, на  подавление спонтанной жестокости  и установление обычаев, оберегающих  мир в сообществе. С развитием  духовной культуры изменения  в предписаниях касались того  круга людей, по отношению к  которым требовалось проявлять  миролюбие и терпимость. Христос  призывал уже к всеобщей простительности  и к любви к врагам.

   Другой подход  к вопросу о происхождении  морали состоит в том, что  она рассматривается как выражение  и развитие природных тенденций,  как выражение на более высоком  уровне тех же самых закономерностей,  которые складываются в процессе  эволюции в животном мире. Согласно  такой, натуралистической точке  зрения, мораль иными средствами (социальными, культурными) решает  те же задачи, которые решаются  благодаря биологическим механизмам  на более низких ступенях развития  жизни. Продолжение рода, забота  о слабых и больных, взаимопомощь, сотрудничество, солидарность, самоотверженность,  – все эти черты широко встречаются  в мире животных, в особенности  высших и «общественных» (то есть  живущих в стаде, стае).

   Эта точка зрения  легко встречает сочувствие и  понимание среди ученых-естественников  и естественнонаучно сориентированных  обществоведов, а также в среде  образованных людей. Хотя философы  и утверждают, что моральные суждения  и решения опосредствованы разумом,  сознанием, чувством ответственности,  – в индивидуальном опыте мораль  дана как бы непосредственно,  она не требует размышлений,  специальных решений, она как  будто известна с самого начала, почти от рождения; она кажется  лишь дремлющей в человеке  и пробуждающейся в нужный  момент. Такие обыденные представления  о морали создают условия для  восприимчивости к биологизаторским, тем более подкрепленными ссылками  на эволюционную генетику, теориям.  Однако они, вместе с тем,  и питают все новые и новые  попытки ученых-биологов к объяснению  морали с позиций природы. 

    Что питает  эти представления? Отметим два  момента. Первое: сколько бы ни  говорили о роли воспитании  в формировании личности, процесс  нравственного развития личности  остается неуловимым и, скорее, даже противоречащим тем усилиям,  которые предпринимаются с целью  воспитания, и по крайней мере  во многом независимым от них.  Второе: в поведении животных, особенно  домашних, диких, живущих в сообществах,  наблюдается множество явлений  и устойчивых зависимостей, которые  легче всего «объясняются» с  моральной точки зрения – как  действия, как поведение, обусловленные  совместной жизнью, направленные  на поддержание этой совместности. Эти впечатления являются общепризнаваемыми:  не случайно предположения о  природной основе поведения человека  и морали в целом высказывались  на протяжении всей истории  общественной мысли, за исключением тех периодов, когда доминирование теологических воззрений было исключительным.

Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформированных функций: регулятивной, воспитательной, познавательной, оценочно-императивной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной (обеспечивает общение людей), прогностической  и др.

Нетрудно заметить, что  перечисленные выше функции морали взаимноперекрещиваются: регулятивная функция включает в себя оценочно-императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая общение людей); воспитательная функция содержит в себе отчасти  оценочно-императивную, мотивационную; познавательная – ориентирующую  и прогностическую и т.д.

Поскольку функция регуляции  поведения осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических  правил и т.п., следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.

Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей  является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличается нравственную регуляцию  от всякой иной, внеморальной. В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и  повеление (императив). В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на «добро»  и «зло». Повелевая, мораль оценивает, оценивая, – познает. Вот то необычное  распределение функций, которое  ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному  сознанию.

Познавательная функция  нравственности подчинена функции  регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или  освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые  отвечают его потребностям и интересам.

Наконец, мораль выступает  и как особая форма общения  людей, заключающего в себе ценное отношение  к социальной среде, обществу и миру. Нравственный контакт людей неизмеримо обогащает опыт их жизни за счет моральных исканий других людей.

Общение людей друг с другом оказалось бы крайне неполноценным, даже ущербным, если бы оно было лишено эмоционально-нравственных моментов.

Роли морали в жизни  общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек - существо историческое - составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены. Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модель будущего и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковы будут не только наши права, но и обязанности? Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль. Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра - это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали. Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления и реализуются функции морали.

Информация о работе Понятие марали, ее происхождение, сущность и общественные функции. Нравственность и право