Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:41, реферат
Как известно, производственная и общественная деятельность накладывает отпечаток на сознание и поведение личности. Профессиональные группы врачей, учителей, артистов, военных представляют собой наиболее подходящие объекты для исследований, т. к. нравственная сторона их деятельности отчетливо выражена. Кроме того, в сфере профессиональной деятельности, связанной с воспитанием людей, рождаются свои моральные нормы и традиции, которыми руководствуются представители этих профессий.
* Анализ ситуации.
Ученица нарушила установленные в школе правила (дисциплину).
* Действие учителя.
Учительница использовала метод наказания.
* Результат педагогического воздействия.
Ребенок больше не забывал сменную обувь. Однако появился побочный результат, который учитель вовсе не заметил: у ученицы пропала любовь к учителю, доверие и привязанность. Возможно, в педагогическом словаре данной учительницы не было таких "ненаучных" понятий.
* Методика взаимодействия учителя с учеником.
Прежде чем действовать, учитель анализирует ситуацию. Ребенок нарушил правила. Но какой мотив его поступка? Ребенок всегда был ответственный. Возраст детства очень доверчив к слову и личности взрослого, раним при несправедливости. Проступок случаен для данного ребенка. Учитель должен был просто выслушать объяснения (информационная реакция) и, использовав реакцию понимания, дать развивающий совет: "Ты знаешь, я всегда проверяю с утра свои вещи, все ли я приготовила". После такой беседы у ребенка не пропало бы желание быть хорошим, то есть состояние, которое В.А.Сухомлинский называет термином воспитуемость.
Ситуация 3:
Придя в 1 класс, я уже умела хорошо читать. Все остальные – только учились. В классе практиковался метод чтения "по цепочке" - пока один ученик читал, остальные должны были следить. Ученику, незнающему, где он должен читать, "2". Мне трудно было следить за текстом, так как я успевала быстро прочесть его весь. И, однажды, я получила "2" за то, что не знала, какое предложение мне следует читать.
*Диагностика
Неровный уровень знаний детей в классе. Одаренный ребенок.
* Проблема
Обеспечение индивидуального подхода в рамках классно-урочной системы.
* Ситуация глазами участника
Учитель несправедливо наказал меня, поставив "2", так как я знала задание. Несправедливость учителя вызвала слезы и обиду, которая помнится до сих пор.
* Методика взаимодействия
1. Если в вашем классе
дети различны по уровню
2. В любом случае, если
по отношению к ребенку
Ситуация 4:
Урок шел как обычно. Учительница по черчению приступила к объяснению. Вдруг она услышала позади себя отчетливый скрип. По выражению лица она сразу определила, что это сделал С., и, не задумываясь, строго сказала, чтобы он прекратил скрипеть, иначе его удалят с урока. Учительница продолжила свое объяснение, но скрип возобновился. Тогда учительница подошла к С., взяла с парты его дневник и записала замечание. Поскольку замечание было записано, С. стал скрипеть еще громче, откровенно издеваясь над учителем. Еле сдерживаясь, она стала кричать, что удалит его с урока. С. не только не вышел из класса, а еще больше продолжал препираться, тогда учительница хлопнула журналом и села за стол. Но это никак не подействовало ни на С., ни на класс. Прозвенел звонок, и со слезами на глазах учительница вошла в учительскую, где все учителя сочувствовали ей, слушая ее рассказ о сорванном уроке.
Следующим в этом классе был урок географии. Преподавала этот предмет подруга молодой учительницы, которая острее других пережила ее рассказ. Будучи во взвинченном состоянии, она, забыв поздороваться с детьми, стала на высоких тонах делать замечание С. про то, как надо стоять за партой. С., как всегда, не смог смолчать, за что она начала его отчитывать и в конечном счете выгнала из класса. С., ничего не поняв, вышел. Класс также ничего не понял и солидаризировался с С., заняв негативную позицию по отношению к действиям учителя.
Следующий урок в этом классе был урок иностранного языка. Преподавала этот предмет классный руководитель. Вместо того, чтобы вести урок, она стала разбирать случай на уроке черчения.
С. не был трудным учеником, но в результате конфликта только с одним учителем у него были испорчены отношения с другими педагогами. После происшедшего С. возненавидел учительницу черчения.
Анализ ситуации:
Учительница не смогла быстро проанализировать и оценить конфликтную ситуацию. Она совершила сразу две педагогические ошибки. Прежде всего, если бы она учла особенности С. (озорной, наглый, неумный, трусливый), то поняла бы, что достаточно было взять дневник и положить к себе на стол, тем самым вызвать у С. стимул хорошо работать на уроке, чтобы не записали замечание в дневник. Вторая ошибка - это потеря драгоценного для учителя времени на запись замечания и привлечение к кофликту внимания всего класса. Главная ошибка других учителей состоит в том, что из солидарности с коллегой они разрушили то, что долго создавалось и что должно быть основным правилом педагогического влияния на ребенка. Если эта волна учительской “солидарности” против С. вовремя не остановится, то весьма вероятно, что подросток быстро станет объективно трудным.
Ситуация 5:
Учительница проверяет
в классе домашнее задание.
Почти никто из учеников его
не выполнил. Задание для них
оказалось непосильным. Так во
всяком случае они заявляют
и просят еще раз объяснить
им материал. Учительнице же
кажется, что учащиеся
Анализ ситуации:
Порядок будет восстановлен, но слишком дорогой ценой – за счет авторитета учительницы. Сегодня учительница победила, но еще несколько таких побед, и, возможно, учащиеся не захотят не только выполнять домашние задания, но и слушать ее объяснения. В подобном случае тактичный учитель избежал бы конфликта с учащимися. Он сориентировался бы в ситуации, которая сложилась, учел просьбу учащихся и, конечно, сам устранил конфликт, не прибегая к помощи завуча.
Ситуация 6:
На уроке литературы в VII классе при проверке домашнего задания учительница трижды поднимала отвечать одного и того же ученика, но он молчал. В конце урока она объявила, что ставит ему «два». На следующем уроке учительница вновь начала опрос этого ученика и, когда он отказался отвечать, удалила его с урока. На следующие занятия по предмету ученик ходить перестал, всячески избегая встреч с учителем, по другим предметам учился по-прежнему успешно. В конце четверти учитель поставил ему «двойку». Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу.
Анализ ситуации:
На первом уроке ученик молчал, и учителю было необходимо после урока разобраться в причине этого и устранить назревающий конфликт.
На следующем уроке
молчание ученика уже было проявлением
протеста. Ученик, испытав нажим
со стороны учителя, проявил подростковую
принципиальность и самолюбие, но в
дальнейшем не смог управлять своими
поступками (подростковый негативизм).
В своих действиях учительница
допустила очень серьезные
Конечно, следовало выяснить причину неподготовленности: ведь по другим предметам ученик хорошо учился. Его опрос на следующем же уроке был грубейшим нарушением взаимоотношений между учителем и учеником. Конфликт по вине учителя стал затяжным, эмоционально напряженным.
Заключение
Анализ подобных фактов из школьной жизни показывает, что, во-первых, конфликтная ситуация может возникнуть и субъективно, то есть по воле одной из стоpон, и объективно. Но не всегда пpичина конфликта - нежелательные поступки учащегося.
Во-втоpых, легче конфликт пpедупpедить,
чем pазpешить. Задача учителя - пpедупpедить
возникновение конфликтной
В-третьих, возможно возникновение инцидента как со стоpоны ученика, так и со стороны учителя. Это касается пpежде всего эмоциональной сфеpы (pаздpажение, гнев, обида). В таких случаях и ученику, и учителю могут помочь навыки саногенного мышления и поведения.
Наконец, если пpедупpедить конфликт
не удалось, то его пpидется pазpешать.
В педагогике неpазpешенные конфликты
особенно опасны как для педагогов,
так и для учащихся. Разрешение
конфликта - длительный пpоцесс, но пpи
правильном его pазвитии воспитательный
успех вам обеспечен.
ВЫВОДЫ
Педагогическая этика
— относительно самостоятельный
раздел этической науки — изучает
особенности педагогической морали,
выясняет специфику реализации общих
принципов коммунистической нравственности
в сфере педагогического труда,
раскрывает ее функции, специфику содержания
принципов и этических
Реформа школы предполагает компьютеризацию учебного процесса, что невозможно осуществить без формирования правильной морально-психологической установки учителей на быстрейшее внедрение в учебно-воспитательный процесс достижений науки, техники и педагогической практики.
Педагогическая этика, осуществляя
просветительную функцию, призвана
способствовать решению этой задачи
на основе поиска путей стимулирования
педагогического труда. В чем
особенность сочетания
Список использованной литературы:
1. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. – 5-е изд. – М., 1983 г.
2. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М., 1979 г.
3.Писаренко И.Я., Писаренко В.И. Педагогическая этика. – Минск, 1986 г.
4. Бондаревская Г.М. Педагогический такт. – М., 1961 г.
5. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. – М., 1981 г.
6. Вульфов Б.З., Семёнов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. – М., 1981 г.
7. Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика учителя. – К., 1973 г.
8. Якубсон Я.Г. О педагогической этике. – М., 1973 г.
9. http://revolution.allbest.ru/
10. http://bibliofond.ru/view.
1 Писаренко И.Я., Писаренко В.И. Педагогическая этика. – Минск, 1986 г – С.68-70
2 Якубсон Я.Г. О педагогической этике. – М., 1973 г. – С.112-117
3 Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика учителя. – К., 1973 г.-С. 23-26
4 Бондаревская Г.М. Педагогический такт. – М., 1961 г.-С.121-129