Педагогическая этика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:41, реферат

Описание работы

Как известно, производственная и общественная деятельность накладывает отпечаток на сознание и поведение личности. Профессиональные группы врачей, учителей, артистов, военных представляют собой наиболее подходящие объекты для исследований, т. к. нравственная сторона их деятельности отчетливо выражена. Кроме того, в сфере профессиональной деятельности, связанной с воспитанием людей, рождаются свои моральные нормы и традиции, которыми руководствуются представители этих профессий.

Работа содержит 1 файл

реферат деловое общение.docx

— 50.07 Кб (Скачать)

* Анализ  ситуации.

Ученица нарушила установленные  в школе правила (дисциплину).

* Действие учителя.

Учительница использовала метод  наказания.

* Результат педагогического воздействия.

Ребенок больше не забывал  сменную обувь. Однако появился побочный результат, который учитель вовсе  не заметил: у ученицы пропала  любовь к учителю, доверие и привязанность. Возможно, в педагогическом словаре  данной учительницы не было таких "ненаучных" понятий.

* Методика взаимодействия учителя с учеником.

Прежде чем действовать, учитель анализирует ситуацию. Ребенок  нарушил правила. Но какой мотив  его поступка? Ребенок всегда был  ответственный. Возраст детства  очень доверчив к слову и личности взрослого, раним при несправедливости. Проступок случаен для данного  ребенка. Учитель должен был просто выслушать объяснения (информационная реакция) и, использовав реакцию  понимания, дать развивающий совет: "Ты знаешь, я всегда проверяю с  утра свои вещи, все ли я приготовила". После такой беседы у ребенка  не пропало бы желание быть хорошим, то есть состояние, которое В.А.Сухомлинский называет термином воспитуемость.

Ситуация 3:

 

Придя в 1 класс, я уже умела  хорошо читать. Все остальные –  только учились. В классе практиковался  метод чтения "по цепочке" - пока один ученик читал, остальные должны были следить. Ученику, незнающему, где  он должен читать, "2". Мне трудно было следить за текстом, так как  я успевала быстро прочесть его весь. И, однажды, я получила "2" за то, что не знала, какое предложение мне следует читать.

*Диагностика

Неровный уровень знаний детей в классе. Одаренный ребенок.

* Проблема

Обеспечение индивидуального  подхода в рамках классно-урочной  системы.

* Ситуация глазами участника

Учитель несправедливо наказал  меня, поставив "2", так как я  знала задание. Несправедливость учителя  вызвала слезы и обиду, которая  помнится до сих пор.

* Методика взаимодействия

1. Если в вашем классе  дети различны по уровню знаний, при опросе следует использовать  индивидуальные задания с учетом  их возможностей (карточки и т.п.)

2. В любом случае, если  по отношению к ребенку допущена  несправедливость, взрослый должен  уметь извиниться, исправить свою  ошибку.

      Ситуация 4:

    Урок шел как обычно. Учительница по черчению приступила к объяснению. Вдруг она услышала позади себя отчетливый скрип. По выражению лица она сразу определила, что это сделал С., и, не задумываясь, строго сказала, чтобы он прекратил скрипеть, иначе его удалят с урока.    Учительница продолжила свое объяснение, но скрип возобновился. Тогда учительница подошла к С., взяла с парты его дневник и записала замечание. Поскольку замечание было записано, С. стал скрипеть еще громче, откровенно издеваясь над учителем. Еле сдерживаясь, она стала кричать, что удалит его с урока. С. не только не вышел из класса, а еще больше продолжал препираться, тогда учительница хлопнула журналом и села за стол. Но это никак не подействовало ни на С., ни на класс. Прозвенел звонок, и со слезами на глазах учительница вошла в учительскую, где все учителя сочувствовали ей, слушая ее рассказ о сорванном уроке.

Следующим в этом классе был урок географии. Преподавала этот предмет  подруга молодой учительницы, которая  острее других пережила ее рассказ. Будучи во взвинченном состоянии, она, забыв  поздороваться с детьми, стала  на высоких тонах делать замечание  С. про то, как надо стоять за партой. С., как всегда, не смог смолчать, за что она начала его отчитывать и в конечном счете выгнала  из класса. С., ничего не поняв, вышел. Класс  также ничего не понял и солидаризировался  с С., заняв негативную позицию  по отношению к действиям учителя.

Следующий урок в этом классе был  урок иностранного языка. Преподавала  этот предмет классный руководитель. Вместо того, чтобы вести урок, она  стала разбирать случай на уроке  черчения.

С. не был трудным учеником, но в  результате конфликта только с одним  учителем у него были испорчены отношения  с другими педагогами. После происшедшего С. возненавидел учительницу черчения.

                   Анализ ситуации:

Учительница не смогла быстро проанализировать и оценить конфликтную  ситуацию. Она совершила сразу  две педагогические ошибки. Прежде всего, если бы она учла особенности  С. (озорной, наглый, неумный, трусливый), то поняла бы, что достаточно было взять  дневник и положить к себе на стол, тем самым вызвать у С. стимул хорошо работать на уроке, чтобы не записали замечание в дневник. Вторая ошибка - это потеря драгоценного для учителя времени на запись замечания и привлечение к кофликту внимания всего класса. Главная ошибка других учителей состоит в том, что из солидарности с коллегой они разрушили то, что долго создавалось и что должно быть основным правилом педагогического влияния на ребенка. Если эта волна учительской “солидарности” против С. вовремя не остановится, то весьма вероятно, что подросток быстро станет объективно трудным.

      Ситуация 5:

  Учительница  проверяет  в классе домашнее задание.  Почти никто из учеников его  не выполнил. Задание для них  оказалось непосильным. Так во  всяком случае они заявляют  и  просят еще раз объяснить  им материал.  Учительнице же  кажется, что учащиеся умышленно  не выполнили домашнее задание.  Вызванным к доске ученикам  она ставит двойки. Учащиеся недовольны. Двоим учительница предлагает  покинуть класс. Они не подчиняются.  Тогда учительница посылает за  завучем. Приходит завуч, класс  смолкает.

            Анализ ситуации:

Порядок будет восстановлен, но слишком дорогой ценой –  за счет авторитета учительницы. Сегодня  учительница победила, но еще несколько  таких побед, и, возможно, учащиеся не захотят не только выполнять домашние задания, но и слушать ее объяснения. В подобном случае тактичный учитель  избежал бы конфликта с учащимися. Он сориентировался бы в ситуации, которая сложилась, учел просьбу  учащихся и, конечно, сам устранил конфликт, не прибегая к помощи завуча.

Ситуация 6:

На уроке литературы в VII классе при проверке домашнего  задания учительница трижды поднимала  отвечать одного и того же ученика, но он молчал. В конце урока она объявила, что ставит ему «два». На следующем уроке учительница вновь начала опрос этого ученика и, когда он отказался отвечать, удалила его с урока. На следующие занятия по предмету ученик ходить перестал, всячески избегая встреч с учителем, по другим предметам учился по-прежнему успешно. В конце четверти учитель поставил ему «двойку». Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу.

Анализ  ситуации:

На первом уроке ученик молчал, и учителю было необходимо после урока разобраться в  причине этого и устранить  назревающий конфликт.

На следующем уроке  молчание ученика уже было проявлением  протеста. Ученик, испытав нажим  со стороны учителя, проявил подростковую принципиальность и самолюбие, но в  дальнейшем не смог управлять своими поступками (подростковый негативизм). В своих действиях учительница  допустила очень серьезные педагогические ошибки: не разобралась в причине  отказа отвечать, не увидела в ученике  «человека». На следующий день учительница  показала свое недоброжелательное отношение  к ученику и тем углубила конфликт, не учтя особенностей возраста и проявив  субъективизм по отношению к ученику. Ученик расценил позицию учителя  в отношении себя как несправедливую, и нормальные педагогические отношения  были нарушены по вине учителя.

Конечно, следовало выяснить причину неподготовленности: ведь по другим предметам ученик хорошо учился. Его опрос на следующем же уроке  был грубейшим нарушением взаимоотношений  между учителем и учеником. Конфликт по вине учителя стал затяжным, эмоционально напряженным.

 

Заключение

Анализ подобных фактов из школьной жизни показывает, что, во-первых, конфликтная  ситуация может возникнуть и субъективно, то есть по воле одной из стоpон, и  объективно. Но не всегда пpичина конфликта - нежелательные поступки учащегося.

Во-втоpых, легче конфликт пpедупpедить, чем pазpешить. Задача учителя - пpедупpедить  возникновение конфликтной ситуации (где это возможно). Например, познакомиться  с листом здоpовья и сведениями о pодителях по жуpналу класса. Если у pебенка заболевание эндокpинной системы - ждите немотивиpованных поступков  и эмоциональных взpывов.

В-третьих, возможно возникновение  инцидента как со стоpоны ученика, так и со стороны учителя. Это  касается пpежде всего эмоциональной  сфеpы (pаздpажение, гнев, обида). В таких  случаях и ученику, и учителю  могут помочь навыки саногенного  мышления и поведения.

Наконец, если пpедупpедить конфликт не удалось, то его пpидется pазpешать. В педагогике неpазpешенные конфликты  особенно опасны как для педагогов, так и для учащихся. Разрешение конфликта - длительный пpоцесс, но пpи  правильном его pазвитии воспитательный успех вам обеспечен.Конфликтные  ситуации и конфликты могут быть созданы объективными обстоятельствами независимо от воли и желания людей (из-за транспорта школьник опоздал  на урок), но могут возникать и  по инициативе оппонентов (проявление, например, грубости), то есть могут быть объективными и субъективными или  теми и другими одновременно. Сторонами конфликт может восприниматься по-разному. От того, насколько правильно и полно воспринимают оппоненты природу конфликтной ситуации и инцидента, в очень большой степени зависит процесс развития конфликта и его разрешение.

ВЫВОДЫ

Педагогическая этика  — относительно самостоятельный  раздел этической науки — изучает  особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих  принципов коммунистической нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Кроме того, педагогическая этика  изучает характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений  в профессиональной среде, разрабатывает  основы педагогического этикета, представляющего  собой совокупность выработанных в  учительской среде специфических  правил общения, манер поведения, костюма  людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего  поколения.

Реформа школы предполагает компьютеризацию учебного процесса, что невозможно осуществить без  формирования правильной морально-психологической  установки учителей на быстрейшее внедрение  в учебно-воспитательный процесс  достижений науки, техники и педагогической практики.

Педагогическая этика, осуществляя  просветительную функцию, призвана способствовать решению этой задачи на основе поиска путей стимулирования педагогического труда. В чем  особенность сочетания материального  и морального стимулирования труда  учителей, каковы пути повышения его  эффективности — эти задачи решают социология педагогического труда  и педагогическая этика.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Словарь по этике  / Под ред. И.С. Кона. – 5-е  изд. – М., 1983 г.

2. Сухомлинский В.А. Павлышская  средняя школа. – М., 1979 г.

3.Писаренко И.Я., Писаренко  В.И. Педагогическая этика. –  Минск, 1986 г.

4. Бондаревская Г.М. Педагогический такт. – М., 1961 г.

5. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. – М., 1981 г.

6. Вульфов Б.З., Семёнов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. – М., 1981 г.

7. Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика учителя. – К., 1973 г.

8. Якубсон Я.Г. О педагогической этике. – М., 1973 г.

9. http://revolution.allbest.ru/ethics/00077733_0.html

10. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=465423

 

1 Писаренко И.Я., Писаренко В.И. Педагогическая этика. – Минск, 1986 г – С.68-70

2 Якубсон Я.Г. О педагогической этике. – М., 1973 г. – С.112-117

3 Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика учителя. – К., 1973 г.-С. 23-26

4 Бондаревская Г.М. Педагогический такт. – М., 1961 г.-С.121-129

 


Информация о работе Педагогическая этика