Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 22:33, реферат
Конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, который приводит к борьбе. У каждого человека, который состоит в той или иной организации, есть свои цели, задачи, мотивы. Каждому из людей постоянно приходится бороться за их реализацию. Есть такой закон природы: «Выживают сильнейшие». Когда цели, задачи, мотивы и действия одного человека не позволяют реализовать цели, задачи, мотивы и действия другого, формируется межличностный конфликт.
Введение ……………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие положения о сущности и видах организационных конфликтов .………………………………………………………………………….5
1.1. Понятие и сущность конфликта в организации ………………………..5
1.2. Типология организационных конфликтов ……………………………..9
Глава 2. Понятие и классификация причин возникновения организационных конфликтов …………………………………………………… 11
Заключение ………………………………………………………………….16
Список использованной литературы ………………………......................17
В
первом случае конфликтанты определенным
образом организованы и действуют
преимущественно в рамках предписанных
правил. Естественно, что подобные конфликты
не исчерпывают всего многообразия
межгрупповых столкновений в организации.
Очень часто в организации
возникают соперничающие
Второй
тип конфликта затрагивает
Третий тип, межличностный конфликт, может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя, когда необходимо обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры, присущие данной организации. Межличностный конфликт - самый распространенный в организациях, поскольку в любой организации существуют конфликтные личности, которые постоянно пытаются создавать экстремальные ситуации, тогда как в обычных условиях они проигрывают коллегам по своим деловым качествам.
Внутриличностные конфликты, как и другие типы, проявляются также в различных формах. Наиболее распространенным является ролевой конфликт. Его основу составляют трудности выполнения членом организации своей роли, несоответствие ожиданиям, предъявляемым к члену организации, занимающему определенный статус в организации.
Инициатором
конфликта может быть как рядовой
исполнитель, у которого работа вызывает
раздражение, так и руководитель,
который не может или не хочет
соответствовать ролевым
В
конечном счете, все конфликты в
организации сводятся к двум видам:
вертикальным и горизонтальным. Горизонтальные
конфликты возникают тогда, когда
сотрудники не находятся в подчинении
друг друга. Вертикальные конфликты
преобладают в организациях (согласно
исследованиям - до 70 -80%). В данных конфликтах
участники находятся в
Итак,
теория конфликта традиционно считает
универсальным источником конфликта
несовместимость претензий
Глава 2. Понятие и классификация
причин возникновения
организационных конфликтов
Причина
- первичный толчок для развития
конфликта. На причину конфликта
постоянно ссылаются его
Участники
конфликта практически всегда воспринимают
его причины эмоционально, испытывают
чувство несправедливости, обиды, неудовлетворенности
(это вовсе не означает, что сам
конфликт будет эмоциональным, нерациональным).
Эмоциональный оттенок
Для оптимизации деятельности руководителя в условиях конфликта необходима типология причин конфликта. Одна из имеющихся классификаций, причин (источников) организационных конфликтов отражена в приложении 2.
1. Различие или пересечение интересов членов организации. В данном случае интерес рассматривается как актуализированный мотив, возникающий у отдельного работника или социальной группы. Актуализация мотива происходит в результате появления реальных потребностей. Например, работники одного отдела организации рассчитывают на вознаграждение за разработку перспективного проекта; в то же время и работники другого отдела организации также предполагают получить значимое вознаграждение, если в производство примут их проект. Столкновение различных интересов приводит к блокаде потребностей одного из отделов, конкуренции между ними, а в случае появления агрессии - и к конфликту. Приведем еще один пример. Конфликт может возникнуть в том случае, если отдельные работники или социальные группы имеют одинаковые интересы в отношении объекта, который считается принципиально неделимым справедливо и желательным для всех образом. В качестве такого объекта могут выступать денежные, материальные, престижные, информационные, статусные и другие ресурсы организации.
2. Различие в ценностных ориентациях. Индивидуальные и групповые ценности могут иметь разную значимость для членов организации. Так, одни работники считают ценностью интересную и содержательную работу, а другие ориентированы только на получение вознаграждения любым способом. Очевидно, что различие в ценностных ориентациях в ходе совместной деятельности может привести к конфликту.
Существуют
несовместимые ценностные ориентации,
обладатели которых практически
всегда испытывают напряженность, потенциально
агрессивны, являются потенциальным
источником возникновения социального
конфликта в организации. К таким
несовместимым ориентациям
Профилактическими мерами предупреждения данного типа конфликтов в организации являются выделение и культивирование у работников тех ценностей, которые способствуют успешному функционированию организационных структур и их элементов. Например, важно ориентировать всех сотрудников на достижение целей организации, на патриотизм в отношении своей организации, на честное получение значимых вознаграждений и т.д.
3. Различные формы экономического и социального неравенства. Следует сказать, что само неравное распределение ценностей (вознаграждений, информации, власти, признания, престижа и т.д.) между отдельными членами организации, группами и подразделениями служит лишь основанием для возникновения конфликта.
Важным моментом, провоцирующим возникновение и развитие конфликтной ситуации по причинам неравенства, следует считать осознание членами организации несправедливости распределения вознаграждения и сложившихся социальных отношений (прежде всего отношений власти - подчинения). Нередко даже полное неравенство в распределении вознаграждений (например, когда руководители получают заработную плату в несколько раз больше, чем подчиненные, и пользуются льготами, не доступными подчиненным), а также при фактически властном произволе в отношении к подчиненным члены организации считают такое состояние дел вполне естественным, они не осознают блокирования их важнейших потребностей, и конфликтная ситуация не создается.
При осознании этих факторов конфликт может возникнуть при наличии общей установки членов организации на изменение существующей системы распределения вознаграждения и изменение характера властных отношений. Этому способствуют следующие условия:
4. Неудовлетворенность отношениями между отдельными структурными единицами организации, т.е. тем местом или статусом, которые работники или социальные группы занимают в структуре организации. Этот тип причин вызывает структурные конфликты. Конкретными причинами таких конфликтов могут быть следующие:
Любая из перечисленных выше причин может стать толчком, первым шагом к конфликту только при наличии определенных внешних условий. Таким образом, необходимыми составляющими начала конфликта являются его причины и условия. К этим условиям относятся:
Заключение
Конфликты сопровождали человечество на всех этапах его развития. Попытки игнорировать конфликт как особую форму взаимодействия противостоящих друг другу субъектов заранее обречены на провал. В последнее время все более ясно осознается необходимость переориентации сложившихся стереотипов в оценке места и роли конфликтов в процессе общественного развития.
Конфликты могут иметь рациональную, и эмоциональную природу. В зависимости от этого выделяют управление конфликтами на основании:
Эти
виды управления конфликтом реализуются
в различных способах, к основным
из которых относятся
К числу основных причин организационных конфликтов могут быть отнесены:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ