Нравственный аспект эвтаназии:За и против

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 22:29, реферат

Описание работы

Цель работы на основании изученной методической и учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе.
Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:
рассмотреть понятие эвтаназии;
перечислить основные аргументы эвтаназии;
определить нравственные аспекты проблем эвтаназии.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Право на жизнь и право на смерть……………………………………………4
Что такое эвтаназия……………………………………………………………..4
Традиционные представления об эвтаназии………………………………….4
Понятие и способы эвтаназии………………………………………………….8
«За» и «против». Этическая оценка эвтаназии………………………………12
Уголовно-правовой аспект эвтаназии………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованных источников…………………………………………..23
Приложение 1……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

реферат по этике.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, Венецианская и Мадридская декларации ВМА допускают пассивную  форму эвтаназии: врач ничего не предпринимает  для продления жизни больного, а применяет лишь обезболивающие средства. Иного принципа придерживается законодатель штата Орегон – единственного штата в США, где врачу позволяется помогать умереть больному.

     «В 1997 г. в этом штате вступил в  силу специальный нормативный акт

– «Закон о смерти с достоинством», который  разрешает врачу прописывать безнадёжно больному пациенту летальную дозу лекарства, если сам пациент просит помочь ему покончить с жизнью. По существу, в данном случае речь идёт о пособничестве самоубийству больного, который сам принимает решение об уходе из жизни и осуществляет действия, приводящие к смерти.

     Что касается действий врача, непосредственно  направленных на лишение жизни пациента, то они законодательством штата Орегон запрещены».

     Таким образом, мы видим, что законодательная  мысль медленно, но движется по направлению к легализации эвтаназии, и узаконение в некоторых государствах помощи при умирании является первым шагом на этом пути, своеобразным компромиссом, которого могут попробовать достичь сторонники и противники эвтаназии. Разрешение эвтаназии сдерживает неоднозначно складывающееся общественное мнение (между теми, кто за и теми, кто против). Так, упомянутый Орегонский акт был принят в 1994 г., а обрёл силу в 1997 г. из-за протеста, принесённого несколькими врачами и терминальными больными, считающими, что данный акт дискредитирует терминальных больных.

     В Российской Федерации эвтаназия, в  какой бы форме она не осуществлялась, запрещена законом. В ст. 45 Основ  законодательства РФ об охране здоровья граждан говорится о том, что  медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии – удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Названная статья предусматривает, что лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет эвтаназию, «несёт уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации».

     «Лица, окончившие высшие медицинские образовательные  учреждения

РФ, при  получении диплома врача дают клятву, текст которой закреплён в ст. 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Будущие врачи торжественно клянутся «проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии». Факт дачи клятвы врача удостоверяется его личной подписью в дипломе. В той же статье Основ говорится об ответственности врачей за нарушение данной ими клятвы».

     В науке уголовного права России и  зарубежных государств проблема эвтаназии  нередко рассматривается с уже  упомянутой позиции более широкого понятия – согласия потерпевшего на причинение вреда.

     Российское  уголовное право исходит из того, что такое согласие, по общему правилу, не должно рассматриваться в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния. Поэтому позиция действующего уголовного законодательства России относительно эвтаназии однозначна: это убийство – умышленное, неправомерное лишение жизни другого человека. Мотив сострадания, указанный в перечне привиллегирующих обстоятельств, предусмотренных в статье 61 УК Российской федерации, может быть учтён лишь при назначении наказания виновному лицу, но не при квалификации деяния. Убийство по мотиву сострадания квалифицируется по ч.1 ст. 105 УК РФ, т. е. как простое убийство.

     Что касается склонения к эвтаназии (и вообще к убийству), то наш УК не предусматривает ответственности за таковое деяние, в УК РФ предусматривается лишь состав доведения до самоубийства (ст. 110), предполагающего определённый способ совершения: применение угроз, жёсткое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства потерпевшего. Под склонением больного к эвтаназии, на наш взгляд, следует понимать возбуждение в нём решимости уйти из жизни и обратиться с просьбой об эвтаназии к медицинскому работнику. Подобные действия нельзя рассматривать с позиции института соучастия или какого- либо другого уголовно-правового института. Даже если признать акт эвтаназии формой самоубийства при помощи врача, то и в этом случае нельзя наказать лицо, склонившего больного к эвтаназии.

     «Статьи об эвтаназии впервые в национальные УК были включены законодателями Азербайджана и Грузии. Согласно ст. 135 УК Азербайджанской Республики 1999 г., эвтаназия, т. е. удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо средствами или действиями, либо прекращение искусственных мер по поддержанию жизни, наказывается в уголовном порядке. УК Грузии 1999 г. содержит состав «убийства по просьбе жертвы» (ст. 110), понимаемого как убийство по настоятельной просьбе потерпевшего и в соответствии с его подлинной волей, совершённое с целью освобождения умирающего от сильных физических болей».

     В некоторых зарубежных государствах убийство по мотиву сострадания, совершённое  по просьбе потерпевшего, представляет собой самостоятельный привилегированный  вид умышленного причинения смерти. В этих случаях уголовное законодательство предусматривает более мягкое наказание по сравнению с тем, которое назначается за простое или квалифицированное виды убийства. Те государства, в которых предусмотрен привилегированный вид убийства, совершённого по просьбе потерпевшего, как правило, включают в свои уголовные кодексы и составы пособничества самоубийству либо склонения к нему. «К примеру, ч. 1 ст. 127 УК Республики Болгарии гласит: «Кто каким бы то ни было способом окажет содействие или склонит другое лицо к самоубийству, и самоубийство или покушение на него последуют, наказывается лишением свободы до трёх лет». Наказание увеличивается до десяти лет лишения свободы, если такое преступление совершено в отношении несовершеннолетнего лица либо лица, о котором виновный знает, что оно не способно руководить своими действиями или не понимает характера и значения совершаемого действия (ч. 2 ст. 127). Помощь другому лицу в самоубийстве наказывается в Австрии (§ 78 УК Австрии) и в Дании (§ 240 УК Дании). В УК Швейцарии установлена уголовная ответственность за пособничество самоубийству, совершённое из корыстных побуждений (ст. 115). Согласно УК Польши, тот, кто путём уговоров или оказания помощи доводит человека до покушения на свою жизнь, подлежит наказанию лишением свободы на срок от трёх месяцев до пяти лет (ст. 151)».

     В целом видно, что нашему законодательству, а, в частности, законодателю, предстоит  большая работа по регулированию  такого рода вопросов. Неоказание внимания проблеме эвтаназии чревата, помимо установленных проблем, большими правовыми пробелами (в сравнении с Западом) и неправомочием органов в некоторых областях общественных отношений.10

      Заключение

 

      В процессе исследования мной были сделаны  следующие выводы и обобщения.

      Слово «эвтаназия» буквально означает: прекрасная (легкая, приятная) смерть. Биоэтика обсуждает проблему эвтаназии с учетом различия методов лечения, типов пациентов, ситуаций; ориентируясь на предельную конкретность анализа, она идет еще дальше — требует рассмотрения каждого возможного случая эвтаназии в его единичности.

      Активная  эвтаназия ни в одной стране не получила юридической санкции, хотя на практике судебные органы проявляют  к такого рода случаям большую  снисходительность. Добровольная эвтаназия  осуществляется с предварительного согласия больного (заранее и в юридической форме выражать волю на случай, подпадающий под определение эвтаназии, стало широко распространенной практикой в ряде стран Запада).

      При анализе допустимости эвтаназии  некорректно сравнивать жизнь как страдание (и в этом смысле зло) с жизнью как удовольствием (и в этом смысле благом). Сознательно выраженная воля к жизни и бессознательная воля к жизни — не одно и то же. Второе также не может быть проигнорировано в этическом дискурсе. Эвтаназию пытаются оправдать с помощью соображений милосердия и справедливости. Она считается милосердной в отношении того, кому помогают умереть, и справедливой в отношении окружающих и общества. О какой справедливости может идти речь, когда она перечеркивает само отношение между пациентом и обществом, года все гири ставятся на одну чашу. 
 

Список  использованных источников 

  1. Декларация  об Эвтаназии
  2. Дмитриев Ю. А. Шленева Е. В. «Право человека в РФ на осуществление эвтаназии». // Государство и право, 2000, № 11, С. 53
  3. Ковалев М. И. «Право на жизнь и право на смерть» // Государство и право, 1992, № 7, С. 70
  4. Крылова Н. Е. «Эвтаназия: уголовно-правовой аспект»//Вестник московского университета серия 11 право, 2000, № 2, С. 19-20
  5. Ласло Бито «Эвтаназия? Эвтелия! Хорошая жизнь – благая смерть!» Москва 2006г. Изд. Энигма
  6. Международный Кодекс Медицинской Этики.
  7. Эвтаназия: «За» и «Против». «Российская газета» - Неделя №3887 от 30 сентября 2005г.
  8. Этический Кодекс Российского Врача
  9. www.anthropology.ru О.В.Трифонова «Преподавание прав человека». Москва, 2000 (стр. 259-265).
  10. www.rian.ru. Эвтаназия. Аргументы «за» и «против»

Информация о работе Нравственный аспект эвтаназии:За и против